Комментарии. Барьеры общения - это психологические факторы, которые приводят к искажению информации или к ее блокировке

Барьеры общения - это психологические факторы, которые приводят к искажению информации или к ее блокировке. В качестве основных барьеров общения принято рассматривать: барьер непонимания, избегание и авторитет.

Поскольку в основе речи лежит умение пользоваться определенными знаками – символами, то различия в толкованиях слов и построения фраз влекут за собой барьеры непонимания. Выделяют четыре основных уровня таких барьеров:

Фонетический имеет диапазон от непонимания некоторых звуков до целых слов, фраз. Он возникает в случае, когда мы слышим непонятную речь (иностранные слова, профессиональные термины или дефекты, акцент); тихую, невнятную речь; быструю речь (проглатывание звуков, недоговаривание окончаний).

Для того, чтобы избежать возникновения этого барьер необходимо:

1. Регулировать скорость своей речи.

2. Устанавливать обратную связь – важна реакция слушателя, его подтверждение, что он воспринимает информацию. Можно уточнить: «Вы понимаете меня? Есть ли у вас вопросы?»

3. Осуществлять контроль: если вас слушают – за своей речью; если слушаете вы – подстраиваться и вникать.

Семантический зависит от использования разных смысловых значений слов (ключ, ребро) в профессиональных, бытовых, научных сленгах. Для предотвращения этого барьера следует:

1. Иметь наиболее полное представление о смысловых представлениях собеседника (говорить «на его языке»).

2. Договориться заранее о смысловых значениях слов (провести инструктаж, дать разъяснения).

3. Говорить максимально просто, если вы не знаете, с кем предстоит общаться.

Стилистический – явное нарушение стиля, несоответствие между формой и содержанием сообщения. К непониманию также может привести переусложненное выражение или переплетение стилей. Существует два основных приема структурирования:

1. Внешнее – «правило рамки» – информация заключается в рамку, имеющую:

- начало разговора, где указываются цели, перспективы, предполагаемые результаты;

- конец разговора, где подводятся итоги, показывается ретроспектива и отмечается степень достижения цели.

2. Внутреннее – «правило цепи» - содержание сообщения не может быть бесформенным набором сведений, они должны быть выстроены определенным образом. Информация может быть организована как простое перечисление (во-первых, во-вторых, в-третьих …); ранговая цепь (главное…, второстепенное…); логическая цепь (если…, следовательно…).

Логический вызывается непринятием одним из участников общения логики и аргументов другого. Возникает этот барьер в случае:

- если логики общающихся не соотносятся (мужская и женская, начальник и подчиненный);

- если у человека нет ясного представления логике партнера, ее отличиях от собственной.

Преодоление этого барьера зависит от эффективности и способа построения аргументации. Выделяют два основных способа построения аргументации:

1. Восходящая – сила аргументов возрастает от начала к концу сообщения, что подводит слушателя к выводам.

2. Нисходящая – сила аргументов убывает к концу сообщения (от главного к менее важному), когда выводы даются в готовом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: