( по Р. Мертону)
1. Конформизм (полное принятие социальных целей общества и способов их достижения )
2. Инновационность (принятие социальных целей, но не способов их достижения – рекет, подделка денег, воровство)
3. Ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы достижения священны и непоколебимы – стяжательство, подлоги, махинации)
4. Ретритизм (отрицание целей и способов – анархия, бродяжничество, наркомания)
5. Мятеж, бунт (активное неприятие того и другого и выработка своей собственной программы – радикализм, борьба за свободу, политический терроризм)
Для социальной жизни характерны не только конформизм, но и отклонение. Девиация — это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, её установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности. Главное направление социологического исследования проблем девиации – выявление её причин.
|
|
Существуеют различные объяснения природы девиантного поведения:
* теории физических типов устанавливают, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм;
* психоаналитические теории связывают девиантное поведение с психическими отклонениями;
* социологические или культурологические теории объясняют девиантное поведение влиянием социальных факторов.
В рамках социологической теории разделились позиции, что считать причиной девиантного поведения:
- результат неудачной социализации;
- результат аномии (отсутствия норм);
- разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.
Пример. Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания.
Кто определяется как нарушитель и что — как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.
|
|
Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие на социальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом опровергают официальные определения, представляющие их как источник социальных проблем. Действительно, индивиды, носящие социальное «клеймо» или ставшие жертвами доминирующих социальных дефиниций, имеют собственный взгляд на свои жизненные ситуации, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные принципы. Стоит вспомнить о том, что в XIV—XVII вв. в Европе было казнено примерно от 200 до 500 тыс. людей (85% из них женщины) по обвинению о служении дьяволу.
В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение.
Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.
По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами. Социальный контроль превращается в самоконтроль.