Виды социального поведения

( по Р. Мертону)

1. Конформизм (полное принятие социальных целей общества и способов их достижения )

2. Инновационность (принятие социальных целей, но не способов их достижения – рекет, подделка денег, воровство)

3. Ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы достижения священны и непоколебимы – стяжательство, подлоги, махинации)

4. Ретритизм (отрицание целей и способов – анархия, бродяжничество, наркомания)

5. Мятеж, бунт (активное неприятие того и другого и выработка своей собственной программы – радикализм, борьба за свободу, политический терроризм)

Для социальной жизни характерны не только конфор­мизм, но и отклонение. Девиацияэто отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосуди­тельное и недопустимое.

При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, её установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности. Главное направление социологического исследования проблем девиации – выявление её причин.

Существуеют различные объяснения природы девиантного поведения:

* теории физических типов устанавливают, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм;

* психоаналитические теории связывают девиантное поведение с психическими отклонениями;

* социологические или культурологические теории объясняют девиантное поведение влиянием социальных факторов.

В рамках социологической теории разделились позиции, что считать причиной девиантного поведения:

- результат неудачной социализации;

- результат аномии (отсутствия норм);

- разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положи­тельные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Сравнение разных культур показы­вает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.

Пример. Если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания.

Кто определяется как нарушитель и что — как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это опре­деление и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосек­суализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уго­ловного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее рас­пространение получает мнение, что подобные стили поведения яв­ляются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наря­ду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.

Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды и матери-одиночки, живущие на социальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом опровергают официальные определения, представляющие их как источник со­циальных проблем. Действительно, индивиды, носящие социальное «клеймо» или ставшие жертвами доминирующих социальных де­финиций, имеют собственный взгляд на свои жизненные ситуа­ции, отличный от взгляда тех, кто проводит в жизнь нормы, отражающие именно их моральные принципы. Стоит вспомнить о том, что в XIV—XVII вв. в Европе было казнено примерно от 200 до 500 тыс. людей (85% из них женщины) по обвинению о служении дьяволу.

В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как откло­нение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от соци­ального контекста, в котором наблюдается такое поведение.

Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает не­довольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сек­суальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызы­вавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.

По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами. Социальный контроль превращается в самокон­троль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: