Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, при оказании услуг, регулирует Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый Государственной Думой 5 декабря 1995 г. Этот Закон устанавливает права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации об услугах и об их исполнителях, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Как сказано в ст. 4 Закона, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если стандартом предусмотрены обязательные требования к безопасности и качеству услуги, продавец обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.
При оказании туристских услуг обязательные требования к качеству предоставляемых услуг предъявляются к гостиничным, транспортным услугам и услугам питания и торговли.
Потребитель также имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее предоставления была безопасна для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.
|
|
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в соответствии со ст. 14 настоящего Закона.
Услуга, на которую законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации.
Не допускается продажа и оказание услуги без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного знаком соответствия.
Согласно ст. 8 данного Закона потребитель имеет право потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги, режиме его работы и реализуемых им услугах.
Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг на русском языке.
Исполнитель (продавец) услуги обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Исполнитель (продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
|
|
Согласно ст. 9 настоящего Закона в связи с тем, что международная туристская деятельность подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
Согласно ст. 10 информация об услуге в обязательном порядке должна содержать:
• обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;
• сведения об основных потребительских свойствах услуг;
• цену и условия приобретения услуг;
• правила и условия безопасного использования услуг;
• место нахождения (юридический адрес) исполнителя (продавца);
•информацию о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации;
• информацию о правилах продажи и оказания услуг.
Данная информация доводится до сведения потребителей в документации, прилагаемой к услугам. Информация о сертификации услуг представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в документации сведений о проведении сертификации — номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем.
Исходя из ст. 12, если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации об услуге, а также об исполнителе (продавце) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.
Если предоставление ненадлежащей информации об услуге привело к невозможности ее использования по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя он вправе требовать от исполнителя возмещения вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 настоящего Закона. Вред, причиненный потребителю вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Также право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом или нет.
Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной настоящим Законом или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем. Требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению продавцом в добровольном порядке.
Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для оказания услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных в договоре правил использования услуг.
Согласно ст.15 Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем договора, подлежит компенсации при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Если в результате исполнения договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.
Глава 2. Стандартизация в СКС и туризме.