Регулирование отношений

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителя­ми, при оказании услуг, регулирует Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый Государственной Думой 5 декабря 1995 г. Этот Закон устанавливает права потребите­лей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жиз­ни и здоровья потребителей, получение информации об услугах и об их исполнителях, государственную и об­щественную защиту их интересов, а также определяет механизм реа­лизации этих прав.

Как сказано в ст. 4 Закона, ис­полнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой со­ответствует договору. Если стандартом предусмотрены обязательные требования к бе­зопасности и качеству услуги, продавец обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.

При оказании туристских услуг обязательные требования к каче­ству предоставляемых услуг предъявляются к гостиничным, транс­портным услугам и услугам питания и торговли.

Потребитель также имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее предоставления была безопасна для жизни и здоровья по­требителя, а также не причиняла вред имуще­ству потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безо­пасность услуги являются обязательными и устанавливаются в порядке, опре­деляемом законом.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребите­ля вследствие не обеспечения безопасности услуги, подлежит возме­щению в соответствии со ст. 14 настоящего Закона.

Услуга, на которую законами или стандартами установлены тре­бования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребите­ля подлежат обязательной серти­фикации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются постановлениями Правитель­ства Российской Федерации.

Не допускается продажа и оказание услуги без информации о про­ведении обязательной сертификации и не маркированного знаком соответствия.

Согласно ст. 8 данного Закона потребитель имеет право потребо­вать предоставления необходимой и достоверной информации об ис­полнителе услуги, режиме его работы и реализуемых им услугах.

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведе­ния потребителей при заключении договоров об оказании услуг на русском языке.

Исполнитель (продавец) услуги обязан довести до сведения потре­бителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Прода­вец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Исполнитель (продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Согласно ст. 9 настоящего Закона в связи с тем, что международная туристская деятельность подлежит лицензированию, потребителю дол­жна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее дей­ствия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

Согласно ст. 10 информация об услуге в обязательном порядке должна содержать:

• обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;

• сведения об основных потребительских свойствах услуг;

• цену и условия приобретения услуг;

• правила и условия безопасного использования услуг;

• место нахождения (юридический адрес) исполнителя (продавца);

•информацию о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации;

• информацию о правилах продажи и оказания услуг.

Данная информация доводится до сведения потребителей в доку­ментации, прилагаемой к услугам. Информация о сертификации ус­луг представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в документации сведений о проведе­нии сертификации — номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем.

Исходя из ст. 12, если предоставление ненадлежащей, т.е. недо­стоверной или недостаточно полной, информации об услуге, а также об исполнителе (продавце) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного воз­мещения убытков.

Если предоставление ненадлежащей информации об услуге при­вело к невозможности ее использования по на­значению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в ра­зумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе рас­торгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребите­ля он вправе требовать от исполнителя возмещения вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 настоящего Закона. Вред, причиненный потребите­лю вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Также право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом или нет.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в пол­ной сумме сверх неустойки, установленной настоящим Зако­ном или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем. Требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению продавцом в добровольном порядке.

Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жиз­ни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходи­мых для оказания услуг, независимо от того, позволял уровень науч­ных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или на­рушения потребителем установленных в договоре правил использования услуг.

Согласно ст.15 Закона, моральный вред, причиненный потреби­телю вследствие нарушения исполнителем договора, подлежит компенсации при наличии его вины. Размер компенсации мо­рального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Если в результате исполнения договора у потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

Глава 2. Стандартизация в СКС и туризме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: