Важнейшими способами государственного регулирования сферы туризма являются:
а)стандартизация туристской деятельности и объектов туристской индустрии;
б) сертификация туристского продукта.
в) лицензирование туристской деятельности;
Все эти способы осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.
Важным инструментом государственного регулирования тур. деятельности и защиты прав потребителей тур. услуг является стандартизация.
Существуют различные определения понятия «стандартизация», в частности определение, принятое Международной организацией по стандартизации (ИСО) -«Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда».
Определение, данное ИСО, является достаточно сложным, однако указывает на такие важные обстоятельства, как оптимальность принимаемых решений, их всеобщность, многократность применения, в том числе в отношении существующих или могущих возникнуть в будущем задач.
|
|
Основным законодательным документом в области стандартизации в РФ является Закон РФ «О стандартизации» от 27.12.95г., который устанавливает правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех организаций, предприятий и предпринимателей независимо от форм собственности и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
В соответствии с этим законом стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем раз
вития науки, техники и технологии;
• единства измерений;
• экономии всех видов ресурсов;
• безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Определение стандартизации, данное в рассматриваемом Законе, не содержит упомянутых элементов, указывая лишь на сущность деятельности —установление норм, правил и характеристик. Это, разумеется, не означает, что перечисленные требования ИСО не учитываться на практике.
|
|
Деятельность по стандартизации направлена на обеспечение необходимого технического и организационного единства по регулируемым вопросам в общегосударственном масштабе.
Главная ее цель стандартизации- это установление обязательных требований по безопасности, технической и информационной совместимости хозяйственных объектов.
Цели стандартизации делятся на общие и узкие. Общие – разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуги для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, качество услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, экономию всех видов ресурсов. Узкие цели стандартизации относятся к определенной области деятельности (туризму), сфере услуг в целом, тому или иному туристскому предприятию в отдельности, конкретной туристской услуги. Таким образом, целями стандартизации в сфере туристского обслуживания является:
-обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления тур.продукта или отдельной тур.услуги;
-защиты интересов потребителей на рынке тур.услуг от недобросовестной конкуренции;
-разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции.
Основные задачи стандартизации:
- установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству;
- установление требований к процессам оказания туристских услуг,
- установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды,
- установление требований к сертификации туристских услуг;
- установление основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско- экскурсионного обслуживания населения.
Все работы в области стандартизации в сфере туристско-экскурсионного обслуживания возложены на Технический комитет по стандартизации "Туристско-экскурсионное обслуживание" при Госстандарте.
Стандартизация связана с такими понятиями как объект стандартизации и область стандартизации.
Объектами стандартизации являются услуги или процесс оказания услуги, подлежащие стандартизации, для которых разработаны те или иные требования.
Туристские услуги подразделяются на виды однородных услуг: реализация туристских и экскурсионных услуг; туристские путешествия; экскурсии; туристские походы; рекламно-информационные услуги; транспортные услуги; бытовые услуги; услуги проживания; услуги питания; культурно-массовые услуги; физкультурно-оздоровительные услуги.
Процессы туристско-экскурсионного обслуживания подразделяются: на процессы организации и управления; технологические процессы оказания услуг и обслуживания; обеспечивающие процессы.
Таким образом, можно сказать, что объектами стандартизации в туристско-экскурсионном обслуживании являются:
• туристские услуги (путешествия, экскурсии, походы, транспортные услуги, услуги проживания, питания, физкультурно-оздоровительные услуги);
• процессы туристского и экскурсионного обслуживания (организация и управление, технологические и обеспечивающие процессы и др.)
Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии:гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, средства развлечения, объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех туристских организаций.
Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, туриндустрия (как отрасль) является областью стандартизации, а объектами могут быть конкретные тур. услуги (гостиниц, транспорты и т.д.).
Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического или политического региона мира принимают стандарт. В зависимости от этого различают следующие ее виды:
|
|
Международная – деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны.
Региональная - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного региона мира.
Национальная – стандартизация в одном конкретном государстве.