Изучение любой системы (природной, социальной, политической, экономической, технической и т.д.) требует анализа и описания ее «базового» процесса. Того процесса, развитие которого и дает описание системы в целом. Словом, речь идет о «базовой», главной, основной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ системы. Все остальные процессы, происходящие в системе, являются вспомогательными, т.е. они могут главный процесс приостановить, ускорить или даже обратить вспять. Но они не могут изменить его «базовое» влияние на систему в целом.
Отметим, что для искусственно созданной системы (например, модели экономической или технической) первичное изучение начинается с того, что исследуются цели деятельности, цели того «базового» процесса функционирования системы, ради которой она создана. Это и дает нам описание системы в целом. Это - первый этап системного анализа любой модели обустройства чего-то (например, семьи, организации, региона, госаппарата, страны, экономики, научной деятельности и т.д.), любой реально существующей организации.
|
|
Например, для современной экономической неолиберальной модели обустройства страны и Мира, такого общепринятого «базового» процесса вообще не существует. И, чуть забегая вперед, не существует и самого представления о «конечности» этой модели. Она (эта неолиберальная модель экономики) объявлена вечной.
Понятно, что социальные системы имеют главными целями свое выживание и развитие. Но все в этом мире конечно. И у любой системы есть фаза угасания, гибели. Поэтому нам важно установить, как в этих целях созданной системы обеспечивается реализация (1) четырех основных функций, присущих любым социальным системам (о функциях см.далее), (2) насколько сами цели безопасны для системы и корректны (по ресурсам, времени, способам достижения цели и т.д.). Это – второй этап анализа социальной системы. Он включает и описание ситуаций, признаков, при которых система начинает свой путь к своему закату, гибели.
Третий этап: анализ задач созданной системы, реализация которых должна приводить к достижению заявленных целей. Соответствие задач целям системы - весьма важный этап анализа. Разумеется, когда речь идет о действующей, реальной системе, то исследуется фактическое соответствие этих задач заявленным целям. Приводит ли реализация этих задач к сохранению и развитию «базовой» деятельности системы, а, следовательно, к достижению целей, ради которой она создана?
Четвертый этап: анализ способов, методов, технологий, с помощью которых решаются эти задачи, их оптимальности, эффективности и т.д.
Разумеется, когда речь идет о действующей, реальной системе, то исследуется фактическое соответствие этих задач заявленным целям. Приводит ли реализация этих задач именно этими способами к сохранению и развитию «базовой» деятельности системы, а, следовательно, к достижению целей, ради которой она создана?
|
|
Пятый этап: соответствие элементов (компонентов) системы тем задачам, которые обеспечивают «базовый» процесс. Элементы системы должны органически «вырастать» из этих задач. А вспомогательные элементы – обслуживать (административно, законодательно и т.п.) эти главные элементы, обеспечивающие «базовую» деятельность системы. Если наблюдается иное, то это тоже говорит о том, что модель (или созданная система) не будет функционировать и развиваться во имя заявленных целей.
Шестой этап – характер взаимосвязей-взаимоотношений создаваемой системы, который должен «интегрировать», сплачивать элементы системы в одно целое в процессе «базовой» деятельности. В то целое, что и дает системе право называться системой и отличает эту систему от всех иных. Есть такой набор взаимосвязей-взаимоотношений – есть и система. Нет его – нет и системы, а существует просто произвольный набор каких-то элементов (но совсем не то, что создает интегральное качество всей совокупности элементов, т.е. саму систему).
Отсюда и вытекает чрезвычайно важная для анализа значимость взаимосвязей-взаимоотношений любой системы, которые возникают, уже существуют (или только планируются) в процессе «базовой» деятельности основных элементов системы и деятельности вспомогательных ее элементов (компонентов).
Любая модель обустройства страны («проект суперсистемы «Страна») имеет, кроме целей (выживание и развитие), прежде всего, какие-то духовно-идеологические (моральные) ценности (моральные нормы-законы) и вытекающие из них ценностные ориентации (принципы, общие правила как действовать, поступать в соответствии с этими ценностями-нормами; образцы, стандарты поведения). Без них социальная система вообще существовать не может [15; 17; 19; 24; 26; 30; 37; 41]..
Именно эти моральные нормы и принципы лежат в основе всего спектра взаимоотношений-взаимосвязей, которые и объединяют элементы системы в единое целое для достижения целей. Объединяют людей, роды, племена, народности в один народ, в нечто цельное, в социальную систему (точнее, в био-социо-культурную подсистему, компоненту суперсистемы «страна»).
Системный взгляд на реальные взаимосвязи-взаимоотношения, которые устанавливаются в процессе исторически значительного времени деятельности многих людей по этим образцам, заключается в том, что этот феномен и создает качество самой системы, отличающую ее от других. Это – во-первых. А во-вторых, необходим отдельный разговор об этих взаимосвязях-взаимоотношениях.
Итак, для качественной оценки любой социальной системы, важную роль играет характер взаимодействия-взаимосвязей между элементами, подсистемами, а не специфика последних и не количество образующих их элементов. Вот почему наиболее важной характеристикой системы считается ее структура - множество тех взаимосвязей элементов, благодаря которым обеспечивается энерго-, материальный и информационный обмен не только внутри системы, но и между нею и окружающей ее средой.
При анализе той или иной системы мы должны иметь в виду, что преимущественно (т.е. в основном, в главном) качественными их характеристиками являются не только взаимосвязи между элементами этой системы (внутренние формальные и неформальные взаимоотношения), но определенным образом организацию характеризуют и взаимосвязи этой системы с другими системами (внешние для данной системы взаимоотношения). Поэтому с системной точки зрения эти внутренние и внешние взаимосвязи должны быть проанализированы как качественные признаки организации.
|
|
Почему взаимоотношения – качество системы? Что такое “отношения между людьми”? Г.Гегель говорил: все, что существует, существует как отношение. К. Маркс утверждал, что отношения нельзя оторвать от людей, ни заключить внутрь них. Отношения не принадлежат ни одному из взаимодействующих человеку. Они объективны. Это – поле, которое имеет свою структуру и свои признаки.
Признаки отношения одного человека к другому (в отличии от служебных, родственных и иных связей), мы полагаем, в основном, следующие:
1) отношение есть связь, но не всякая связь есть отношение. Это такая связь, которая взаимообусловливает каждую сторону отношений, т.е. это фактически взаимоотношения; отношение возникает не везде, не всегда, не повсюду, а лишь тогда, когда между людьми есть определенная взаимосвязь, т.е. взаимное притягивание (система из двух отношений «А > к Б» и «Б > к А»; или система взаимоотношений «А < > Б»).
Если же отношения навязываются, т.е. если А навязывает свои отношения Б, то возможны следующие варианты: Б уклоняется от А (первый вариант взаимоотношений, при которых уже возникает конфликт); Б подчиняется А, т.к. не может уклониться, вынужденно ломает себя, свои какие-то личностные свойства (с последующей возможной личной трагедией); Б не может себе позволить «сломаться» и вступает в борьбу с А.
Во всех случаях перед нами система взаимоотношений «А < > Б», которая характеризует качество жизни А и Б. При этом только при взаимном притягивании А и Б это качество можно признать достаточно комфортными, позволяющими развиваться и А и Б;
2) это взаимопритяжение выступает как свойства человека. Способность вступать в отношения принадлежит именно человеку (другое дело, насколько развита у него эта способность, которую часто называют коммуникабельностью). Эта потенциальная способность, имеющаяся у каждого психически более-менее нормального человека проявляется тогда, когда в его поле связей с другими людьми появляется такой человек, с которым может быть осуществленно такое взаимодействие.
|
|
Вследствие этого возникает структура притяжения этих людей и, одновременно, их взаимное обособление, т.е. формируется бытие человека для себя. Отсюда структура, строение отношений может быть представлена как имеющая определенные особенности (см.далее);
3) не всякая связь есть отношение и потому, что в отношении есть активное начало, инициатива взаимодействия одного человека с другим. Эта активность и есть характеристика и данного человека и его взаимодействия с другим, т.е. его взаимоотношений;
4) противоречивость самой природы взаимоотношений людей. Они в этих отношениях и сливаются (во имя единых ценностей, целей) и противостоят друг другу (как личности, индивидуальности). Это противоречие и является одной из основ развития, изменения и системы взаимоотношений и самих людей.
Взаимоотношения в подлинном смысле есть взаимосвязь более высокого уровня – бытия для себя, выделения себя, субъекта отношений. Но когда формируется субъект отношений, создается активность, изменяющая бытие самого субъекта. Формирование субъекта подразумевает и формирование его оппозиции – объекта. Но взаимоотношения есть феномен связи МЕЖДУ ними, а не одного из них. Но и друг без друга эти отношения не могут существовать.
Словом, принятое многими понятие «отношение» не соответствует природе человека и должно пониматься как «взаимоотношения».
В этой связи нужно говорить о системе из двух (для нашего примера) человек (элементы системы) и взаимосвязей этих элементов не просто как об отношениях (как принято юристами), а как о взаимоотношениях, т.к. внешнее превратилось во внутреннее и стало сутью системы, ее качественной характеристикой.
Специфика социальных взаимоотношений (о политических мы здесь не говорим).В чем специфика взаимоотношений людей (например, в чем отличие их от муравьев)?
1.Субъектные отношения, отношения субъекта к субъекту таковы, что один становится объектом для другого, будучи субъектом для самого себя. Словом, каждый субъект является одновременно и объектом. Субъективно-объективная связь обеспечивает бытие обоих субъектов. В этих взаимоотношениях (качество системы!) в субъекте и происходит формирование бытия и для самого себя и для другого.
2. Если эти взаимоотношения субъективные, то важно, кого мы признаем субъектом.
Например, общество признается субъектом по отношению к Природе (объекту), а человек – царь (фараон, мандарин, генсек, дуче, фюрер) над Природой. В этом случае образуется система со вполне понятными отношениями покорения Природы (“что хочу, то и вылью в эту речку”, например) и говорить о развивающей личность взаимосвязи в этой системе отношений не приходится (хотя интеллектуально “покорители” и развиваются в направлении все большего покорения Природы).
Если Природа признается субъектом (например, признается наличие в ней Творца или просто к ней относятся как к своему, собственному родному дому и родной матери одновременно), то возникает иной тип отношений, направленных на бесконфликтные взаимосвязи с этим субъектом, развивающими одновременно обе стороны.
Понятно, что субъектом взаимоотношений являются люди, т.е. социальные отношения это отношения между собой людей, личностей, наций, классов и т.д. Из их отношений и складываются социальные взаимоотношения. Следует отметить, что на уровне взаимоотношений между личностями (межличностные взаимоотношения в организации, например) их качественной особенностью является индивидуальность, специфичность.
На уровне нации взаимоотношения характеризуются исчезновением индивидуальности и выступают как особенные, т.е. исчезает уникальность каждого и их заинтересованность друг в друге. На уровне классов – новые отличия с утратой той же специфики уникальности.
В организациях (семьях, банках, фирмах, бандах, учреждениях и т.д.) возникают отношения организации (руководителей, коллег) к индивиду и индивида к организации. И все это и представляют собой именно взаимоотношения индивида и организации («как вы ко мне, так и я к вам»).
Взаимоотношения формируются и развиваются только в совместной и индивидуальной деятельности. Деятельность есть СПОСОБ бытия личности и любой организации, утверждения и развития внутриорганизационных отношений. Вообще же деятельность есть АБСОЛЮТНЫЙ (это определение можно заменить на СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ) способ существования общественных отношений. В этом смысле материальная и духовная деятельность людей есть основа выживания именно человеческого общества (а пить, есть, наряжаться и скакать может и обезьяна).
Социальные отношения как ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ есть отношения взаимного обогащения людей друг друга; люди развиваются именно в этом общении (прямом и косвенном – через книги, написанные людьми, через иные материальные и духовные рекорды иных людей).
Именно поэтому это не просто отношения, а взаимоотношения между людьми, людьми и авторами книг и т.д. в которых каждый индивид, вступая в жизнь, овладевает предметами предшествующих ему людей, т.е. тем человеческим разумом, который люди объективировали в этих предметах, и развивает собственные природные способности и т.д.
Социальные взаимоотношения характеризуются институциональным способом их организации, т.е. участием в этом таких институтов как нормы и принципы морали и законодательства государства.
Обеспечивая совместное, взаимосвязанное и взаимообусловленное бытие людей, они имеют определенный характер взаимосвязи, который организуется как стихийно, так и сознательно на основе нормативно-регулятивных установок морали, ее ценностей и на основе нормативных актов государства (это есть и в материальном и в духовном производстве).
Заметим по ходу рассуждений, что сама организация производства товаров и/или услуг предусматривает иерархию положения людей в этом производстве и требования дисциплины, выполнения указаний вышестоящих в производственной иерархии людей. Эти корпоративные взаимоотношения подкрепляются законами, уставами, инструкциями, функциональными обязанностями и нормами корпоративной морали (формы существования этих норм-регуляторов).
После достаточно, как мы полагаем, развернутого объяснения важности взаимосвязей-взаимоотношений для существования системы и для ее качественной определенности, которая выявляется из тех ценностей, на которых реально базируются взаимоотношения между людьми и между обществом, народом и госаппаратом, продолжим разговор о самих этих ценностях и способах их утверждения в качестве цементирующих всю систему взаимосвязей-взаимоотношений.
История показала, что как только в гиперсистеме (в «стране», т.е. в обществе и/или в госаппарате) наблюдается отказ от основных норм и принципов, гиперсистема начинает движение в сторону своей гибели, к своему крушению как державы (государства). История показала и то, что мало просто внедрять соответствующие ценности и ценностные ориентации с воспитанием в семье, школе и т.д., нужно еще иметь институты, которые бы эти идеологические ценности защищали.
Поэтому каждый такой проект (модель обустройства страны) для сохранения целостности системы, т.е. для сохранения основных взаимосвязей-взаимоотношений в суперсистеме, имеет подсистему, специальная задача которой, вытекающая из этой цели, заключается в том, чтобы сохранить проект в целостности и идеологической преемственности.
Как правило, в эту подсистему входит духовная элита народа, какие-то институты государства (госаппарат - второй после народа компонент суперсистемы, управленческая подсистема), общественные формирования.
Помимо (1) адаптации народа и госаппарата к меняющимся внутренним и внешним условиям жизни, в функции управленческой подсистемы входят также и:
(2) формулирование общих, основанных на указанных нормах и принципах, целей и организация деятельности страны по достижению этих целей (выживание и развитие в конкретных исторических и природно-географических условиях);
(3) интеграция, объединение народа на базе этих идеологических норм и принципов во имя каких-то общих целей (заложенных в «национальной идее», в «общенациональных проектах» и т.п.);
(4) предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих при нарушении этих идеологических норм и принципов (мягкое и жесткое, «силовое») и воспроизводство, развитие культуры народа, госаппарата на тех же нормах и принципах.
Разумеется, бщества и государства (второй адит взаимоотношенйи по й, которые и объединяют элементы системы в единое целое для достижения ц какие-то небольшие изменения в идеологии возможны, но в целом - она должна сохраняться. Поэтому и вся система «выращивания», выстраивания элиты страны (в которую, в качестве составной части, входят и политическая элита страны) строится на обязательной и постоянной "присяге на верность" этим морально-идеологическим нормам и принципам. И если «присяга» нарушалась, то соответствующий персонаж из элиты «удалялся».
Как? Ликвидировался вообще или «умалялся» путем «раскулачивания» (лишения средств, имущества), ограничивался в свободе (тюрьма, лагеря под любым поводом) или замалчивался в общественной жизни и, как часто принято в «Западном» проекте, он сначала просто начинает конкурировать во всеми как рядовой человек, затем (если не понял предупреждения), мог стать подсудным по бытовым делам, может проиграть хозяйственное дело в суде и т.д. и т.п.
В «Западном» (либерально-демократическая капиталистическая модель обустройства страны) проекте такими институтами были, например, Комиссия по антиамериканской деятельности сенатора Маккарти, гестапо (политическая полиция) и пр. Сегодня их роль выполняют сложная система клубов, лож и прочих организаций. На вершине которых находятся «Римский клуб», «Бильдельбергский клуб», «Трехсторонняя комиссия» («Трилатераль»), «Комитет-300».
Понятно, что в ситуации, когда элита перестает сохранять и внедрять эти нормы и принципы, т.е перестает нести ответственность за судьбы страны, она превращается в нечто иное. Политическая элита, например, превращается во временщиков, правящую группировку, исповедующую иные идеологические нормы и принципы. С этого момента и запускаются механизмы гибели страны, изменения ее качества, демонтажа народа.
После этих общих системных рассуждений обратимся к истории. В Европе система мировоззрения Ведизма, в которой волхвы были выше по иерархии князей, была постепенно заменена Христианством.
Этот «Библейский» проект (верующие считают, что он дан Богом, атеисты – внедрен главами государства и церкви) своими ценностями и ценностными ориентациями, которые, при их усвоении человеком, и определяли для него базовые представления о том, что такое «Добро» («хорошо») и что такое «Зло» («плохо»), «Справедливо» и «Честно», «Несправедливо» и «Бесчестно» и т.д..
Конечно, тот или иной конкретный человек может понимать их по-своему, но для общества в целом это было четко объяснено и показательно подкреплено. И это обеспечивало социально-политическую стабильность христианских стран (с исламом та же картина).
Но в результате климатических и экономических изменений в Европе в XVI веке возникли нехватка земель для выращивания продовольствия и продовольствия не стало хватать в северной и центрально части Европы (на юге его было с избытком).
Свободные земли были у церкви, а не у крестьян и баронов, деньги на продовольствие и на налаживание выпуска продукции, которую можно было бы обменять на продовольствие, тоже были. Но у купцов и церкви. И купцы, как третье сословие, стоящие рядом с ремесленниками и крестьянами, просто так деньги давать не привыкли.
И тогда начинается реформация. С Мартина Лютера. С его протеста против засилья католической церкви и ее аппарата. У церкви отбирают часть земель, считая это справедливым и подлинно христианским делом. Но затем отменяют один из основных Библейских запретов - на использование ссудного процента. Все начавшиеся в связи с этой морально-идеологической катастрофой кровавые религиозные войны затмили по числу жертв костры инквизиции, против которых тоже выступали протестующие («протестанты»).
Растерянность в умах, подорванный авторитет старой христианской морали зримо демонстрировали разливающуюся социально-политическую нестабильность в странах этой части Европы.
В побеждающую в этих странах элиту (протестантскую) вошли сторонники свободного предпринимательства, свобод для третьего сословия и трудящегося народа в целом («демократических свобод»), и снисходительно (терпимо) относившихся к нарушениям библейских заповедей, т.е. «либеральная буржуазия» (буржуа – жители города; затем отсюда и возник класс, который является собственником средств производства и существующий за счет прибавочной стоимости, получаемой в результате применения наемного труда) [подробнее см.: 42].
Этой либеральной протестантской элите, умеющей хорошо считать и продуктивно мыслить, было понятно, что складывающееся новое (капиталистическое) не выживет как качественно новая система без нового типа взаимосвязей-взаимоотношений.
И эта элита начинает внедрять в сознание своих народов трудовую мораль: «если ты хорошо работаешь, то ты угоден Богу»; «морально само богатство, т.к. именно этим Бог отличает хороших людей от недостойных (или еще недостойных)», а «тот, кто хорошо работает тот и достоин отеческого внимания Бога». И это открыло дорогу новой, капиталистической модели обустройства страны.
В первом двадцатилетии ХХ в. об этом хорошо рассказали два известных немецких социолога Макс Вебер и Вернер Зомбарт. Так, например, Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социология религии») пришел к выводу о том, что толчок быстрому развитию капитализма в Европе дала Реформация, которая породила и «протестантскую этику». Вернер Зомбарт («Современный капитализм», «Евреи и хозяйственная жизнь», «Буржуа») утверждал, что первенство в религиозно-идеологическом обеспечении капитализма нужно отдать все же иудаизму. Заметим, что протестантизм (особенно кальвинистского толка) представляет собой, как образно выражаются православные писатели, «внебрачным ребенком», родившимся в результате «блудной связи» католицизма и иудаизма.
Но авторитет Бога был уже подорван ликвидацией одной из важнейших заповедей. Поэтому элита стала утверждать приоритет закона, который должен был заменить подорванную старую христианскую мораль. Обосновывая тезис, что морально и все, что установлено законом.
И здесь сразу же начинается и увеличивается расхождение и с христианской католической и православной системой ценностей, и с исламской, и буддистской. В которых мораль господствует над всей жизнью.
Моральное регулирование взаимосвязей-взаимоотношений в принципе отличается от законодательного. Мораль субъективно живет в каждом человеке. Который, в случае необходимости, может обращаться к обществу, взывая к его моральному сознанию, вопия о нарушении моральных ценностей. И общество его понимает.
В западном либеральном обществе такое обращение к народу не очень поддерживается, т.к. внедрялась идея о том, что необходимо обращаться только к закону, служителям правоохранительной системы (которая формировалась под присмотром новых хозяев жизни и служила им).
В конце-концов через 300 лет такой обработки своих народов западная либеральная доктрина именно и только в законах видит сегодня «обручи», скрепляющие общество. В то время как иные конфессионально окрашенные модели видят эти скрепы в моральных ценностях.
И когда страны, исповедующие эту либеральную модель, ведут борьбу с другими, модели которых опираются на Библейские ценности, то главным объектом удара и являются эти моральные ценности и ценностные ориентации. Их подрыв и ликвидация (для замещения их либеральными ценностями-нормами) начинается с операций «размыва» противостоящих морально-идеологических ценностей.
М.Л.Хазин так комментирует этот процесс [подробнее см.:42]. Например, с точки зрения ортодоксального ислама, любые формы ваххабизма являются ересями (хотя бы потому, что они заставляют своих последователей впадать в грех гордыни, принимая на себя функции Аллаха), однако западная либеральная пропаганда именно с ними ассоциирует ислам в своем обществе, причем делает это последовательно и невероятно упорно. Отметим, кстати, что ваххабизм не «вырос» быстро бы естественным образом в Исламском мире, если бы не агентура английского полковника Лоуренса в конце XIX - начале XX века.
При этом в качестве основных инструментов «размывания» используются:
- требования «свободы» в той или иной стране; свобода при этом понимается как право любого индивида самому себе выбирать ценностную базу (в том числе и выкидывать из традиционной морали те принципы, которые индивидууму просто не нравятся);
- требования «политкорректности» в стране; это понимается в первую очередь как запрет обществу и госаппарату анализировать ценностную базу своих членов.
Понятно, что внедряемая в той или иной стране (под нажимом и с помощью подкупа Запада) такая система идей, вызывает противостояние в общественном сознании народа и конфликты в стране. Например, либеральное, т.е. оторванное от традиционной морали по определению, законодательство о приватизации таким народом отвергается, не признается ни моральным, ни правовым. И внедрить его можно только большими «силовыми» усилиями бюрократического госаппарата, перешедшего на сторону этой западной модели.
Почему госаппарату, бюрократии вполне приемлема либеральная модель? Потому, что в традиционной моральной системе есть понятие «ответственность», и это – ответственность власти перед народом. И народ с этой позиции оценивает действия госаппарата. В либеральной системе – ответственность перед законом. Так можно же и закон, который соответствует интересам бюрократии «организовать», и с такими же чиновниками в правоохранительной системе «договориться» и т.п.
Потому что «ответственностью перед обществом», т.е. моральный самоконтроль и контроль общественным мнением за его деятельностью, является последним, чем бы хотел руководствоваться чиновник (независимо от социального происхождения) в своей деятельности. Закон, инструкция (самим для себя написанная) - и все ясно. А если народу не нравится, так ему же от этого и будет хуже: «силовики» всегда наготове.
И вновь усиливается отчуждение власти от народа, социально-политическая напряженность в стране. Власть обвиняют в авторитаризме и тоталитаризме. А богатые люди, сделавшие свое состояние на приватизации, понимая, что закон в глазах народа нелегитимен (не признается справедливым и честным), вместе с капиталами бегут из такой страны. Предварительно, и с помощью тех же бюрократов и чиновников (разумеется, не бесплатно) организовав тотальное разграбление страны.
А это запускает уже известные в истории системные закономерности:
1.Обнищание народа, его физическую, моральную и интеллектуальную деградацию. Массы не просто теряют нормальный и привычный образ жизни, но и ввергаются в постоянный психологический стресс.
Который, через утрату людьми надежды на будущее (и, естественно, через сердечно-сосудистые заболевания), открывает путь демографической катастрофе. И если тот или иной народ смирялся с эти своим положением, то он был обречен на вымирание, уход с исторической сцены как субъект истории.
2. Десятки миллионов людей персонифицируют вину за свое положение, за утрату жизненных перспектив, надежд на нормальную жизнь, на тех, кто находится у власти. Вначале возлагается вина на парламентские партии. Затем начинаются попытки создания новых, «своих» партий, движений, в задачу которых будет входить принципиальное изменение тех принципов управления страной, которые привели к случившейся катастрофе.
Компрадорский, коррумпированный госаппарат всегда отвечал на это подкупом, разложением ядра партий, судебными процессами и убийствами лидеров, пытаясь заставить лидеров этих партий отказаться от жесткой критики правительства и жестких методов политической борьбы (перекрытие трасс, захват правительственных зданий и т.д.).
Но не со всеми лидерами, как показывает история, это можно сделать, т.к. некоторые из них хорошо понимали, что отказ от борьбы с политвластью означает их отказ от легального политического успеха в рамках легального политического протеста.
3. Одновременно в стране начинали возникать и:
- нелегальные объединения (в том числе и криминальные), которые поддерживали возникающие спонтанно маргинальные политические фигуры и их сторонников;
- группы стихийных оппозиционеров, ориентирующихся на митинги, забастовки, шествия, а далее и на мятежи и бунты, не имевшие политических лозунгов требований, а выдвигавшие только следующие требования: «дайте работу», «дайте нормальную зарплату (пенсию)», «дайте еды для детей», «дайте крышу над головой» и т.п.
- группировки в среде самих госслужащих, которые начинали войну против своих, против правящего класса и использовавшие политическую борьбу для того, чтобы отстранить от власти своих прежних коллег и партнеров и сохранить свой статус госслужащего при возможной перемене власти в результате действий активной части народа.
Падение жизненного уровня абсолютного большинства социальных групп народа, как неизбежное следствие этих процессов, серьезно ослабляло возможности государственного манипулирования этими группами. И госаппарат начинал делать ставку только на «силовые» способы борьбы с ними. И эти способы были эффективны против голодной толпы, но не против политической оппозиции и криминальных групп, входящих в эту оппозицию.
Но нищие и голодные никогда не могли управлять сложным производством по двум причинам: 1) они всегда ищут «простые» способы, чтобы накормить своих детей, семью; 2) чем более сложное, требующее профессионализма производство (товаров и услуг), тем более умными, развитыми профессионально и морально, в том числе и «поведенчески», должны быть работники; иначе производство просто деградирует.
И в стране на всю мощь запускались механизмы ее катастрофы, развала. Так было в истории до конца XX века. Возможно, что новый век будет характеризоваться более сложными социальными, экономическими и политическими процессами. И нельзя исключать вероятность того, что эти процессы будут даже более разрушительными, чем известные нам в истории. Заметим, что часто эти процессы стимулируются и поддерживаются иностранными спецслужбами и их союзниками для подрыва мощи государства-конкурента.
Заметим, что, если брать для примера историю России, то следует помнить, что такой ее, казалось бы, основной «моральный» институт как православная церковь не поддерживала в 90-х годах ХХ в. возврата власти к христианским ценностям. Она (исключая отдельных священнослужителей) не выступала против демонстративного попирания этой системы ценностей госаппаратом, будучи встроена еще Петром I в систему власти. А затем и сами руководители церкви стали предпочитать встраиваться в систему власти, стать ее частью, а не пытаться восстановить в российском государстве, в среде госслужащих, ту базу, на которой она и сама существует - то есть христианскую систему ценностей.
Обратим внимание и на то, что еще в 1832 г. масон, известный под псевдонимом «Пикколо-Тигр», настоятельно советовал подельникам маленькими дозами впускать яд в избранные сердца, делать это как бы невзначай («… и вы скоро сами удивитесь полученным результатам»); главное — это отделить человека от семьи и заставить его потерять семейные привычки свой нации. Почему? Да потому, объяснял «Пикколо-Тигр», что по самому складу своего характера всякий человек предрасположен бежать от домашних забот и искать развлечений и запрещённых национальной моралью удовольствий.
В завершении этого системно-философского объяснения сущности взаимоотношений-взаимосвязей между людьми и их особой значимости этого социального феномена в жизни народа, общества отметим то, что непосредственно связано с тематикой нашей дисциплины.
Исходя из особой значимости этого социального феномена, важнейшим направлением информационно-психологической войны является борьба за моральные нормы (моральные законы) и принципы (моральные правила деятельности, поведения, вытекающие их этих норм-законов) взаимоотношений, за то, что следует считать честными и справедливым и во взаимоотношениях между людьми по разным поводам, в различных жизненных ситуациях.
За то, что считать нормой в семейной жизни, в отношениях между мужчиной и женщиной, между мужчинами, между женщинами, между взрослыми и несовершеннолетними, между молодыми и пожилыми людьми, между работником и работодателем.
За то, что считать нормой в моде, в искусстве, в экономике, в политике, в науке, в образовании, во взаимоотношениях между людьми по поводу своей земли-матери, своей родне-роду, т.е. по отношению к своей Родине.
За то, что считать нормой в отношениях народа с властью, власти с народом, членов общества с партиями и общественными организациями, внутри политических институтов и т.д.
За то, что считать нормой в истории, что считать в прошлом народа Добром и Злом.
И на пути информационной агрессии стоит национальная мораль. В которой нужно ликвидировать, подорвать, оболгать, извратить, принизить традиционные нормы и принципы, И заместить эти национальные, традиционные оценки-нормы и принципы на те, которые необходимы агрессору.
Причем на такие нормы, на такую моральную базу соответствующих принципов, правил поведения, которые бы вели к самоликвидации творческой личности, превращения ее в потребителя-индивидуалиста, к самоликвидации народа, превращения его в стадо потребителей, не связанных друг с другом потребителей-индивидуалистов, к утрате народом морального национального компаса: совести, традиционного понимания того, что есть справедливость и честность во взаимоотношениях между людьми по всему кругу уже упомянутых жизненно важных для людей взаимоотношений-взаимосвязей.
«Вы гордитесь вашей победой во Второй мировой войне? Но посмотрите, сколько жертв понес русский народ в этой войне, как сталинские заградотряды косили своих, которые вынужденно отступали под натиском немцев?». Словом, эта гордость - не норма. Нужно каяться, что позволили Сталину так руководить страной, и плакать по погибшим. И не более.
А может быть, если следовать этой логике, не стоило вообще сражаться с превосходившем нас в начале войны врагом? Не вспоминать, что против нас воевала Германия, Австрия, Италия, Япония, Румыния, Венгрия, Финляндия, Болгария, Португалия? Что вместе с гитлеровской Германией против нас в 1941 г. воевала практически вся Западная Европа (кроме Югославии), с ее заводами, с ее добровольцами – полками и дивизиями «СС»…Да, это Победа, действительно, со слезами на глазах. Да, нам досталось больше всех, потому, что мы были главной мишенью вражеских армий. Именно нас нацисты хотели превратить в рабов. Но именно мы, русские и другие народы СССР, сломали хребет нацистскому зверю, кошмарному порождению капиталистической Европы.
Среди Героев Советского Союза этой войны: русских – более 8 тыс. человек; украинцев – более 2 тыс.; белорусов – более 300; татар – более 160; евреев – более 100, казахов – более 90; Например, у грузин и армян было 90 Героев, у узбеков – 69, у мордвин – 61, у чувашей – 44, у азербайджанцев – 43, у башкир – 39, у осетин – 32, у марийцев – 18, у туркмен -18, у литовцев – 15, у таджиков -14, у латышей -13, у киргизов – 12, у удмуртов – 10. Свои Герои были и у карелов, эстонцев, калмыков, кабардинцев, адыгейцев, абхазцев, якутов, молдаван и других народов СССР.
И спасибо тем, кто помогал нам в этой битве. Американцам, англичанам, французам, югославам и тысячам других европейцев, которые были с нами в те годы. Включая и немцев-антифашистов. И, разумеется, наш народ благодарен союзникам за помощь поставками вооружений, техники, топлива, продовольствия, металлов, средств связи и т.д. в тяжелейшие годы войны (особенно в 1941-1942 гг.).
Сегодня, читая лозунги "Россия для русских!", вспомним, что Россия и русские - единственные страна и народ в мире, которые, приняв к себе разные народы, могут отчитаться не только об их существовании, но и об их духовном развитии. Вспомним и тот факт, что с этого начинался развал СССР. С того, что нормой и принципом стало: «Эстония для эстонцев», «Грузия для грузин», «Украина для украинцев», «Туркмения для туркмен» и т.д. И каков общий результат этого для каждого «гордого и независимого народа», включая и русских? Так теперь что, теперь примемся за Российскую Федерацию и вернемся к Московской Руси?