Поскольку любая система состоит из элементов и определенным образом организованных взаимосвязей этих элементов, постольку с точки зрения системного анализа понятие "организация" может быть использовано для обозначения какой-то социальной системы, созданной для достижений каких-то целей [здесь и далее см.: 24]. Эта организация-система состоит (в основном) из следующих элементов (или подсистем), определенным и конкретным для данной организации (речь идет о структуре формальных и неформальных связей) образом взаимосвязанных между собой:
1. Подсистема "персонал ”(кадровая база организации) – совокупность всех сотрудников (членов) данной организации, из которых, в интересах структурно-функционального анализа выделена подсистема “руководство организации“ (высший менеджмент). При этом подсистемы “персонал” и “руководство” могут быть объединены в системы “кадровая база организации”.
2. Подсистема "финансы организации" (финансовая база)- совокупность собственных, заемных и находящихся на хранении в организации денежных средств и их аналогов (отечественных дензнаков, акций, иностранной валюты, акций, векселей и т.д.), предназначенных для выживания и развития организации и т.д.
|
|
3. Далее может быть выделена подсистема "материально-техническая база организации " - совокупность определенным образом взаимосвязанных (людьми и через людей) материальных компонентов, принадлежащих организации (акционерам, государству или отдельному хозяину). В этом качестве (т.е. в качестве элементов этой подсистемы) рассматриваются здания, средства транспорта и связи, компьютерная техника, внутриорганизационные дороги, станки и иная техника, обработанная земля (или земля, на которой находится материальная база организации) и т.д.
4. Подсистема “информация” (информационная база организации)– совокупность документов (на различных видах носителей), технологий, управленческой, финансовой и иной информации, находящейся в основном в организации и необходимой для ее функционирования и развития.
5. Подсистема “управление” – высшее руководство организации, среднее и низовое звенья управления.
Взаимосвязями этих элементов организации-системы являются формальные (ролевые) и неформальные взаимоотношения всего постоянного штата (членов) организации.
Формальные взаимосвязи-взаимоотношения описываются в уставах (и положениях о подразделениях организации), носят нормативный, предписывающий характер и должны быть ориентированы на достижение стоящих перед организацией целей.
Неформальные связи возникают в процессе повседневного взаимодействия между всеми членами организации и носят «моральный», добровольный характер (зависят от того, что члены организации считают справедливым и честным во взаимоотношениях друг с другом, с управленцами, с людьми из внешней среды организации).
|
|
И степень организованности (или дезорганизованности, конфликтности) системы-организации зависит от степени согласия между всеми членами организации в ценностях и значениях по поводу нормативных и моральных взаимосвязей-взаимоотношений в организации и внешних взаимосвязей организации. И степени совпадения (на базе присущей членам организации моральной и интеллектуальной культуры) оценок целей, задач, действий, поведения и процессов,как в организации, так и в отношении организации (влияние со стороны внешней среды).
С точки зрения функционального анализа система (в нашем случае коммерческая, общественная или политическая организация) в идеале для достижения основных целей (выживание и pазвитие) должна обязательно реализовывать следующие функции: самосохранения, интеграции, адаптации и достижения целей [см.: 30].
Функция - (от лат. functio — исполнение, осуществление). В социокультурном смысле это – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, проявление в деятельности, в его «обязанностях», в роли, которую выполняет определенный институт по отношению к целому (например, функция семьи, основы народа, в обществе, или функция государства в стране).
Специфика функции самосохранения заключается в недопущении природных, техногенных, социальных (и криминальных) и политических угроз, конфликтов внутри организации и конфликтов с государством, обществом и т.д., оперативная ликвидация последствий реализованных угроз, конфликтов. Содержанием функции самосохранения в этом случае является:
1. Формулирование проекта достойного будущего состояния системы-организации, проекта, который (на базе имеющегося уровня культурного развития) позволяет объединить деятельность членов организации-системы (это может быть и народ, и общество, и госслужащие, если речь идет о системе «страна») во имя общих перспективных и важных для всех целей.
2. Обеспечение согласия членов организации в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной культурной системы(важнейшие из них: в моральной сфере - согласие членов организации, или членов общества, если речь идет о нем, по поводу того, что является честным и справедливым во взаимоотношениях членов организации или граждан страны между собой, во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в организации, в политической сфере – согласие членов общества со справедливостью и честностью принимаемых законов, взаимоотношений между органами власти и гражданами). Учет в реализации этой функции ограничений, устанавливаемых действующим законодательством и национальной (или групповой) морали.
Главным механизмом обеспечения согласия, является процесс «корпоративной» социализации индивидов (школа, армия и т.д.), в ходе которого усваиваются существующие в организации нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения регулируются при помощи социального контроля самими членами организации.
3. Налаживание механизмов самоорганизации системы-организации, элементов самоуправления.
Речь идет о распределении ресурсов (финансовые, организационный дизайн, материальные блага, статус, звания, моральные отличия и т.п.) для стимулирования и аппарата управления, и членов организации к самостоятельной деятельности, проявлению инициатив, обеспечивающих выживание организации и ее развитие.
4.Своевременное выявление требований (членов организации и ее клиентов), ведущие к конфликтам внутри организации и с внешней средой, Установление контроля над членами организации и регулирование их отношения для предотвращения угроз всей организации (и, разумеется внутриорганизационных конфликтов);
|
|
5.Заблаговременное:
а) выявление природных (экологических), техногенных, социальных (включая и криминальные) и политических (включая и законодательно-нормативные) угроз, которые могут привести к утрате безопасности организации. Включая и прогнозирование обострения отношений с другими организациями;
б) планирование и проведение мероприятий защиты организации от этих угроз, их локализации и устранению ущерба от их проявления. Речь идет о способности мобилизовывать материальные и людские ресурсы (от финансовых до статусных) для обеспечения тех или иных действий по предотвращению угроз и конфликтов и быстрой ликвидации последствий природных, техногенных и иных катастроф и аварий, конфликтов в организации и с другими организациями;
6. Формирование и налаживание эффективной работы механизмов: (а) обратной связи (от клиентов к руководству организации) и (б) самообновления управленческих кадров и иного постоянного состава организации в соответствии с требованиями всеобщего объективного закона самосохранения-саморазвития материи и т.д.
Подчеркнем, что и в данном случае речь идет о способности высшего руководства организации во имя ее выживания и саморазвития целесообpазно влиять на внешнюю среду, которой для данной управленческой подсистемы являются и члены организации и другие, внешние большие системы (общество, материальная и природная базы страны, другие организации, местные, региональные и глобальная природные экосистемы и т.д).
Функция "интеграция" (часто называемая функцией "преобразования" или "конверсии"). Целью этой функции организации является обеспечение превращения требований (или поддержки) общества (или какой-то его части, на которую как на клиентов ориентируется данная организация) и государства к высшему руководству организации в организационно-нормативные решения, в действия управленцев среднего и низового уровня.
|
|
Содержание функции может быть представлено следующим образом:
1. Поддержание и развитие информационно-культурной символики организации, разъяснение важности общих целей организации (ее миссии в обществе) путем проведения празднования знаменательных дат, официальных и религиозных церемоний, учреждения организационных отличий (способствующих гармонизации отношений, согласию в организации), процедур легитимации власти высшего и среднего менеджмента и т.п.
2. Выявление требований, интересов, жизненных целей той части общества (клиентов, потребителей товаров, услуг организации), которая интересует данную организацию.
Согласование, гармонизация этих требований с целями деятельности организации, с квалификационными требованиями к персоналу и информационно-идеологическими, информационно-психологическими способами воздействия на субъектов требований и на персонал.
3. Выработка нормативных актов, обязательных для всей организации правил для решения задач: а) удовлетворения; б) частичного удовлетворения; в) отказа от удовлетворения требований клиентов.
4. Жесткое проведение в жизнь принятых актов и правил, т.е. неукоснительное и понятное для всей организации административное обеспечение исполнения актов и правил, принятых в организации.
5. Управление информационно-коммуникативными связями в организации (продвижение, распространение или сдерживание и недопущение какой-то информации в организации).
6. Учет ограничений, устанавливаемых действующим законодательством и национальной (или групповой) моралью и т.д.
Функция "адаптация" (часто называемая функцией "приспособление"). Цель: недопущение несбалансированности, перегрузки всей организации, которые могут возникнуть (1) от выдвигаемых членами организации требований и от (2) внешних вызовов организации со стороны общества, государства.
Содержание функции:
1. Обработка "входящих" в аппарат управления требований (здесь важен и учет возможности их восприятия и переработки этим аппаратом!).
2. Внедрение в сознание членов организации корпоративной культуры, принятой в организации, и "окультуривание" аппарата управления. Учет в реализации этой функции ограничений, устанавливаемых действующим законодательством и национальной (или групповой) морали.
3. Разъяснение персоналу новых вызовов внешней среды, требований к их качеству и количеству работы, необходимых для выживания организации и ее развития.
4. Обучение персонала новым технологиям, материально-техническое и информационное перевооружение организации.
5. Формирование систем оплаты труда персонала, прямо связанных с результатами их приспособления к новым требованиям внешней среды, к новым вызовам.
6. Формирование и налаживание эффективной работы механизмов: (а) обратной связи (от клиентов к руководству организации) и (б) самообновления управленческих кадров и иного постоянного состава организации в соответствии с требованиями всеобщего объективного закона самосохранения-саморазвития материи и т.д.