Я стадия - совместное подведение итогов ТД

На этой стадии важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть или сбор, на котором обсуждается жизнь объединения за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела.

Последовательность анализа КТД:

· Первым дает обратную связь участник КТД.

· Затем обратную связь дают участники группы.

· Завершают анализ педагоги.

Примерные вопросы анализа:

1. Что хорошо удалось?

2. Как это меня лично продвинуло?

3. Что получила творческая группа?

4. Каковы основные результаты?

5. Что мне следует изменить?

6. Пожелания всем.

7. Кому отдельное спасибо?

8. Что делать дальше?

Сначала по микрогруппам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения ТД.

Затем – выход на сбор макрогруппы, обобщение итогов, совместный поиск лучших, неосуществленных решений. Ведущие сбор направляют совместный поиск лучших решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают высказанные мнения и предложения.

Участие каждого воспитанника в оценке ТД обеспечивается и другими средствами - беседами или анкетами (с такими, например, вопросами: Что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил товарищей?), стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги выполнения собственно воспитательных задач на совещании педагогов, участвовавших в данном ТД, на совещании родительского актива (старших друзей микрогрупп) или на родительском собрании.

Задача педагога на данной стадии: Обеспечение организаторами положительной обратной связи и поддержки от всех членов коллектива.

6 стадия – ближайшие последствия ТД.

На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам, читаются книги по материалам творческого дела, задумывается новое ТД и т.д.

Совместно определяется результативность ТД для участников близкого и дальнего окружения. В каждом творческом деле проявляется сущность творческого взаимодействия.

КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают.

С.А. Шмаков выделяет несколько условий успешного использования КТД. Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в школе. Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнение роли «по бумажке». Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм, и атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

«Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и воспитатели действуют сообща, если они партнеры и друзья»[4].

Педагоги-исследователи выделяют различные виды КТД: трудовые, общественно-политические, познавательные, организаторские, спортивные, художественные, экологические, досуговые, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД в работе с активом.

Каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее назначение. Форма и содержание КТД зависят от возраста ребят. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.

КТД отличаются по форме, по характеру практической пользы для себя, для друзей по коллективу, для улучшения окружающей жизни, для своего лагеря, для всех людей. Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Надо вести ребят от творчества в забаве до социального творчества с пользой для страны.

Таким образом, под коллективным творческим делом может пониматься и сбор лекарственных трав, и различные работы на территории, и проведение соревнований по ловле рыбы, организация фестиваля сказочных героев и др. Словом, любое дело, которое коллектив ребят считает целесообразным, интересным, необходимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: