(Тест Д. Холланда – J.L. Holland )
Инструкция. Методика Дж. Холланда по определению профессиональных типов объективно оценивает способности человека в различных областях науки; техники, делопроизводства, общения. Зная свой профессиональный тип, мы улучшаем свое положение в обществе, сохраняем свое психическое и физическое здоровье, ибо оно всегда находится в зависимости от устойчивости и продуктивной реализации наших интересов " профессиональной деятельности. Люди устают не от того, что много работают. Люди устают от того, что плохо работают. Плохо работает человек, когда работа не интересна. Выделяется шесть типов личности:
1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.п.
|
|
2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем: активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
4. Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий директор, дипломат и др.
|
|
6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.
Из каждой пары профессий, представленных в таблице, нужно указать одну- предпочитаемую.
а) инженер-техник б) инженер-контролер | а) вязальщик б) санитарный врач | а) повар б) наборщик | а) фотограф б) заведующий магазином |
а) чертежник б) дизайнер | а) философ б) психиатр | а) ученый-химик б) бухгалтер | а) редактор научного журнала б) адвокат |
а) лингвист б) переводчик художественной литературы | а) педиатр б) статистик | а) организатор воспитательной работы б) председатель профсоюза | а) спортивный врач б) фельетонист |
а) нотариус б) снабженец | а) перфоратор б) карикатурист | а) политический деятель б) писатель | а) садовник б) метеоролог |
а) водитель б) медсестра | а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка | а) маляр б) художник по металлу | а) биолог б) главный врач |
а) телеоператор б) режиссер | а) гидролог б) ревизор | а) зоолог б) зоотехник | а) математик б) архитектор |
а) работник ИДН (инспекции по делам несовершеннолетних) б) счетовод | а) учитель б) командир дружинников | а) воспитатель б) художник по керамике | а) экономист б) заведующий отделом |
а) корректор б) критик | а) завхоз б) директор | а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике | а) наладчик б) механик |
а) агроном б) председатель сельхозкооператива | а) закройщик-модельер б) декоратор | а) археолог б) эксперт по бизнесу | а) работник музея б) консультант по социальным проблемам |
а) ученый б) актер | а) логопед б) стенографист | а) врач б) дипломат | а) главный бухгалтер б) директор |
а) поэт б) психолог | а) архивариус б) скульптор |