Учебные вопросы и задания. 1. Назовите средства просодической стороны речи

1. Назовите средства просодической стороны речи. Дайте им пояснения.

2. Как определить темпо-ритмическую сторону речи?

3. Какие модуляции голоса могут быть?

4. Когда начинает формироваться просодическая сторона речи в онтогенезе?

5. Какие авторы изучали просодику у детей с разными речевыми нарушениями?

6. Обследуйте у детей восприятие и дифференциацию различных просодических средств, используя систему балльной оценки качества функции.

7. Проведите обследование речевого дыхания ребенка с дизартрией. Определите тип дыхания.

8. Проведите обследование тембра голоса и подтвердите или исключите назальный оттенок речи, используя балльную систему оценки.

9. Постройте график – профиль сформированности отдельных просодических компонентов.

Литература

1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997.

2. Аркина Е. А. Дошкольный возраст. – М., 1972.

3. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. – М., 1973.

4. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2005.

5. Бабский Е. Б., Ходоров Б. И. Сенсорные функции центральной нервной системы и регуляция движений //Физиология человека /Под ред. Е. Б. Бабского. – М.: Медицина, 1966.

6. Бадалян Л. О. Детская неврология. – М.: ООО «МЕДпресс», 1998.

7. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми //Дефектология. – 1976. – № 5.

8. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики //Дефектология. – 1977. – № 3.

9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз, 1966. – 234 с.

10. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987. – 159 с.

11. Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX–XXI веков //Проблемы детской речи: Сборник. – СПб, 1999. – С. 37–40.

12. Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Том 1. – С. 268–284.

13. Выготоский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. – 416 с.

14. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982.

15. Гуровец Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. – М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985. – С. 103–114.

16. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским церебральным параличом. – Л.: Медицина, 1987. – 96 с.

17. Данилова Л. А. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 232–295.

18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.

19. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. – М., 1966.

20. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

21. Зееман М. Расстройства речи у детей. – М., 1962.

22. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М., 1979.

23. Карелина И. Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрий и сложные дислалии //Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 10–14.

24. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройства: Дисс.... канд. пед. наук. – М., 2000.

25. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 24–26.

26. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М., 1973. – 143 с.

27. Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др. Общее недоразвитие речи //Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 67–165.

28. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.

29. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.

30. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии //Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 1987.

31. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология. – 1986. – № 2. – С. 64–70.

32. Лопатина Л. В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией //Теоретические и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997. – С. 118–120.

33. Лопатина Л. В. Структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. – СПб, 1995. – С. 149–150.

34. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб, 1996.

35. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.

36. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.

37. Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»., 1988. – 416 с.

38. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.

39. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. Г. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т. 2. – С. 41–51.

40. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией //Расстройства речи и методы их устранения /Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 22–29.

41. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

42. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т. 1. – С. 29–33.

43. Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников и ее исправления. – М.: Просвещение, 1967.

44. Монделаерс Б. Ж. Вербальная диспраксия у детей //Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции: Материалы конференции «Современные проблемы логопатологии». – СПб, 1999.

45. Панченко И. И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических расстройствах //Расстройства речи и голоса в детском возрасте /Под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1973.

46. Пискунов А. М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. – М., 1962.

47. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Т. 1. – С. 173–189.

48. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. – Л., 1979.

49. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976.

50. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики //Дефектология. – 1974. – № 4. – С. 20–26.

51. Токарева О. А. Дизартрия //Расстройства речи у детей и подростков /Под общей ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969.

52. Федосова О. Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией с учетом фонетического контекста: Дисс.... канд. пед. наук. – М., 2005.

53. Федосова О. Ю. особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии //Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1.

54. Хватцев М. Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959. – 476 с.

55. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

56. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2003.

57. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. – М., 1948.

58. Эльконин Д. Б. развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1969.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: