Требования к структуре курсовой работы

Структура курсовой работы. Объем курсовой работы должен быть без приложений не менее 25-30 страниц печатного текста. Ее конкретное содержание, количество и состав разделов определяется сложностью избранной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала.

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

1. Введение.

2. Основная часть - последовательное раскрытие темы (с главами и параграфами или разделами).

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложения (если есть необходимость).

ВВЕДЕНИЕ - это вступительная часть научно-исследовательской работы, в которой содержатся обоснования актуальности темы исследования, основные методологические характеристики курсовой работы, такие как: проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза, научная новизна, практическая значимость и др.

Актуальность исследования определяется следующими факторами: необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребность в отработке новых методов и разработке новых приемов на практике. Таким образом, в понятие «актуальность» входит важность темы для современного этапа развития науки. Обосновать актуальность - значит проанализировать, объяснить, почему данная проблема в настоящее время нуждается в изучении; то есть показать суть проблемы, установить, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Если тема работы не исследована или недостаточно исследована, она нуждается в дальнейшей разработке, а, следовательно, является актуальной.

Под объектом исследования понимается процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В более узком смысле под объектом исследования понимается конкретное явление в области теории и практики средств массовой информации, подвергаемое анализу, например, массовые коммуникации в современном мире; финансовая база СМИ; система информирования в журналистике и др.

Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта, то есть отдельные его аспекты и свойства, например, процесс организации и управления работой редакции; технический сырьевой рынок; система финансирования СМИ и др.

Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее.
малоизученных, противоречиво изученных;

· выявление взаимосвязи явлений;

· изучение динамики явлений;

· описание нового эффекта, явления;

· открытие новой природы явления;

· обобщение, выявление общих закономерностей;

· создание классификаций, типологий;

· создание методики;

· адаптация методик.

Гипотеза - научно обоснованное допущение или предположение, истинное значение которого следует доказать.

Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть представлено несколько задач.

Научная новизна работы обусловлена результатами, полученными впервые, т.е. тем, что не было исследовано другими. Научная новизна может быть связана с новизной исследуемого материала, применением новых или усовершенствованных форм, методов и средств исследования проблемы.

Основные методы исследования - перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование.

Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к научному исследованию, то нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию, например, гипотеза, научная новизна. Формулировка этих характеристик зависит от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовой работы состоит из двух или трех глав, каждая из которых обычно делится на более мелкие части в соответствии в поставленными во введении задачами. Деление на главы должно способствовать более стройному и упорядоченному изложению материала. При этом каждый пункт должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.

Традиционно в первой главе описывается теоретическая база исследования и проводится тщательный обзор и критическое изложение истории вопроса. Здесь раскрываются история и теория исследуемой проблемы, предлагается критический анализ литературы и излагается позиция автора. Анализируя литературу по проблеме, не следует стремиться к изложению всего прочитанного материала, перечисляя одну за другой прочитанные книги и статьи. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с целями и задачами курсовой работы. Анализ литературы должен носить проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным источникам, в нем должна быть представлена сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы. Изучение литературы по теме рекомендуется начинать с тех трудов, где тема освещается наиболее полно, а затем переходить к отдельным статьям, рассматривать специальные вопросы, то есть идти от общего к частному, от менее сложного к более сложному. В первой главе описывается также понятийный аппарат, которым оперирует исследователь: даются определения основных явлений и категорий, рассматриваемых в работе, поясняются общепринятые термины, принимаются рабочие термины, используемые в данной работе.

Следующая глава (или главы) основной части содержит описание исследования, проведенного автором на конкретном фактическом материале. Это исследовательская (практическая, экспериментальная) часть работы. Здесь излагаются методы, ход и результаты самостоятельного проведенного эксперимента или его фрагмента, описывается материал, используемый в опытной работе. Если использовались такие методы исследования, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение и т.д., то вопросы анкеты, интервью обычно выносятся в приложения, а в практической части дается подробный анализ действий, на основе которых делаются выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу исследования, свидетельствующие о достижении автором курсовой работы ее цели.

В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению - краткость и обстоятельность; не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: зачем студент исследовал проблему?; что сделано?; к каким выводам пришел автор?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ представляет собой перечень использованных книг, статей и других источников независимо от того, имеются ли в тексте ссылки на включенные в список сочинения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг, статей (при отсутствии фамилии автора). Оформление исходных данных источника должно отвечать определенному стандарту (см. Приложение). Библиография курсовой работы должна содержать не менее 20 источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера. В приложения также можно включить таблицы, схемы, рисунки, экспериментальный материал.

По структуре курсовая работа реферативно-аналитического характера состоит из:

· введения, в котором раскрываются актуальность и значимость
выбранной темы, формулируется цель работы;

· теоретической части, в которой дается история вопроса, уровень
разработанности проблемы в теории и практике посредством
сравнительного анализа литературы;

· заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации
относительно возможностей использования материалов работы;

· список использованной литературы;

· приложений (если необходимы).

По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:

· введения, в котором раскрывается актуальность и назначение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

· основной части, которая обычно состоит из двух разделов; в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемые темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы;

· заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

· списка используемой литературы;

· приложения.

По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

· введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы,
формулируются цели и задачи работы;

· основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом; содержаться теоретические основы разрабатываемой темы, во втором -практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.д.;

· заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического использования материалов работы;

· списка использованной литературы;

· приложений (если необходимы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: