Оформлению курсовой работы

В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой работы, но и к литературному и внешнему оформлению. Стиль работы определяется целями научного исследования:

· по возможности точно и полно объяснить факты социальной
действительности,

· показать причинно-следственные связи между явлениями,

· выявить закономерности исторического развития и т.д.

Стиль научной работы характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50-100 слов. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. В настоящее время вместо местоимения «мы» употребительнее существительное автор.

Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора (курсовой работы)» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы издания свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т. п., например:

· на основе выполненного анализа можно утверждать...;

· проведенные исследования подтвердили...;

· установлено, что...;

· делается вывод о...;

· следует подчеркнуть, выделить...;

· можно сделать вывод о том, что...;

· необходимо рассмотреть, изучить, дополнить...;

· в работе рассматриваются, анализируются…;

· изучение литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод…

Следует обратить внимание на отработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов.

Курсовая работа должна быть написана в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер; строгий отбор языковых средств; тяготение к нормированной речи.

При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы в работе описываются научные подходы в рассмотрении проблемы и значимость исследования для практической деятельности:

· обратимся к актуальным вопросам...;

· в последние годы правомерно усилился интерес...

Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь: поэтому..., при этом..., сначала..., затем..., следовательно..., на основе этого..., это предполагает..., в целом такими показателями являются..., в связи со сказанным..., с учетом этого..., вместе с тем..., наряду с..., причем..., кстати..., это свидетельствует и др.

При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять соответствующие языковые средства:

· могут быть выделены следующие типы...;

· отмечается ряд особенностей...;

· рассмотрим подходы к классификации...;

· в литературе описаны следующие разновидности...;

· целесообразно различать...;

· с учетом сказанного выделим...;

· в основу классификации ложатся...;

· попытаемся выделить основные признаки...;

· будем различать разные виды...;

· различают следующие варианты...;

· изложим выделенные нами направления.

Могут быть использованы следующие слова и выражения:

для указания на последовательность развития мысли и временную
соотнесенность:

· в первую очередь..., прежде всего..., сначала;

· во-первых..., во-вторых... и т.д.;

· затем..., далее..., в заключение..., итак..., наконец...;

· ранее..., в предыдущих исследованиях..., до настоящего времени;

для сопоставления и противопоставления:

· однако..., в то время как..., тем не менее..., но..., вместе с тем...;

· как..., так и...;

· по сравнению..., в отличие..., в противоположность...;

для указания на следствие, причинность:

· таким образом..., следовательно..., итак..., в связи с этим...;

· отсюда следует..., понятно..., ясно...; это позволяет сделать вывод..., заключение...;

· свидетельствует..., дает возможность...;

· в результате..., вследствие...;

для дополнения и уточнений'.

· помимо этого..., кроме того..., также и..., наряду с..., в частности...; главным образом..., особенно..., именно...;

для иллюстрации сказанного:

· например..., так...;

· проиллюстрируем сказанное следующим примером..., приведем пример...;

· подтверждением вышесказанного является...;

для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и
т. д.:

· было установлено..., рассмотрено..., выявлено...,

· проанализировано...;

· как отмечалось..., говорилось..., подчеркивалось...;

· подобный результат...;

· по мнению..., как отмечает..., согласно теории;

для введения новой информации:

· рассмотрим следующие случаи..., дополнительные примеры...;

· перейдем к рассмотрению..., к анализу..., описанию...; остановимся подробно на…;

· более детально на...; еще одним важным аспектом изучаемой проблемы является…;

· рассматриваемого вопроса...;

для выражения логических связей между частями высказывания:

· как показал анализ..., как было сказано выше..., как отмечалось ранее...;

· на основании полученных данных...;

· проведенное исследование позволяет сделать вывод...;

· дальнейшие перспективы исследования связаны с…

В построении предложений следует отметить тенденцию к сложным синтаксическим конструкциям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как понятия «родовые» и «видовые», причина и следствие, доказательства и выводы и т.д. Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом.

Более широкое, родовое понятие раскрывается при помощи более узких, видовых понятий. В сложных предложениях, используемых в курсовых работах, часто встречаются составные подчинительные союзы:

· благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем, как, тогда, как и др., позволяющие более точно выявить отношения между рассматриваемыми явлениями.

Тенденция к развертыванию высказывания и максимальному насыщению его информацией уравновешивается стремлением к лаконичности и краткости, которые достигаются за счет использования параллельных конструкций, однородных членов, односоставных предложений. С этой же целью широко применяются цепочки существительных в родительном падеже, которые, однако, могут усложнить восприятие при чрезмерном развертывании.

Необходимо определить основные понятия по теме исследования. Непременным условием является использование их в тексте курсовой работы в одном значении. Это означает, что-то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному должно во всем тексте курсовой работы иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы значение.

При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие языковые конструкции:

· прежде всего необходимо подчеркнуть...;

· уточним содержание близких понятий...;

· специалисты подчеркивают...;

· охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее...;

· ключевым моментом является..., важным является...;

· назовем основные подходы..., остановимся более подробно...;

· оригинальный подход к проблеме принадлежит.

При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами:

· возможно..., видимо..., представляется целесообразным..., видится необходимым...;

· попытаемся представить процесс..., приведем разработанные нами...,

· попытаемся определить...;

· анализ предполагает следующие выводы...; в результате анализа эмпирических данных выделим.

При подведении итога главы, параграфа целесообразно использовать слова и речевые клише:

· в заключение этого раздела (главы, параграфа)...;

· указанное выше позволяет сделать вывод...;

· подводя итог обсуждению...;

· как отмечалось ранее, изложенный подход дает возможность сделать вывод...;

· иными словами, подчеркнем еще раз.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: