В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой работы, но и к литературному и внешнему оформлению. Стиль работы определяется целями научного исследования:
· по возможности точно и полно объяснить факты социальной
действительности,
· показать причинно-следственные связи между явлениями,
· выявить закономерности исторического развития и т.д.
Стиль научной работы характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.
Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50-100 слов. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование и т.п.
|
|
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. В настоящее время вместо местоимения «мы» употребительнее существительное автор.
Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора (курсовой работы)» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы издания свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т. п., например:
· на основе выполненного анализа можно утверждать...;
· проведенные исследования подтвердили...;
· установлено, что...;
· делается вывод о...;
· следует подчеркнуть, выделить...;
· можно сделать вывод о том, что...;
· необходимо рассмотреть, изучить, дополнить...;
· в работе рассматриваются, анализируются…;
· изучение литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод…
Следует обратить внимание на отработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов.
Курсовая работа должна быть написана в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер; строгий отбор языковых средств; тяготение к нормированной речи.
|
|
При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы в работе описываются научные подходы в рассмотрении проблемы и значимость исследования для практической деятельности:
· обратимся к актуальным вопросам...;
· в последние годы правомерно усилился интерес...
Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь: поэтому..., при этом..., сначала..., затем..., следовательно..., на основе этого..., это предполагает..., в целом такими показателями являются..., в связи со сказанным..., с учетом этого..., вместе с тем..., наряду с..., причем..., кстати..., это свидетельствует и др.
При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять соответствующие языковые средства:
· могут быть выделены следующие типы...;
· отмечается ряд особенностей...;
· рассмотрим подходы к классификации...;
· в литературе описаны следующие разновидности...;
· целесообразно различать...;
· с учетом сказанного выделим...;
· в основу классификации ложатся...;
· попытаемся выделить основные признаки...;
· будем различать разные виды...;
· различают следующие варианты...;
· изложим выделенные нами направления.
Могут быть использованы следующие слова и выражения:
для указания на последовательность развития мысли и временную
соотнесенность:
· в первую очередь..., прежде всего..., сначала;
· во-первых..., во-вторых... и т.д.;
· затем..., далее..., в заключение..., итак..., наконец...;
· ранее..., в предыдущих исследованиях..., до настоящего времени;
для сопоставления и противопоставления:
· однако..., в то время как..., тем не менее..., но..., вместе с тем...;
· как..., так и...;
· по сравнению..., в отличие..., в противоположность...;
для указания на следствие, причинность:
· таким образом..., следовательно..., итак..., в связи с этим...;
· отсюда следует..., понятно..., ясно...; это позволяет сделать вывод..., заключение...;
· свидетельствует..., дает возможность...;
· в результате..., вследствие...;
для дополнения и уточнений'.
· помимо этого..., кроме того..., также и..., наряду с..., в частности...; главным образом..., особенно..., именно...;
для иллюстрации сказанного:
· например..., так...;
· проиллюстрируем сказанное следующим примером..., приведем пример...;
· подтверждением вышесказанного является...;
для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и
т. д.:
· было установлено..., рассмотрено..., выявлено...,
· проанализировано...;
· как отмечалось..., говорилось..., подчеркивалось...;
· подобный результат...;
· по мнению..., как отмечает..., согласно теории;
для введения новой информации:
· рассмотрим следующие случаи..., дополнительные примеры...;
· перейдем к рассмотрению..., к анализу..., описанию...; остановимся подробно на…;
· более детально на...; еще одним важным аспектом изучаемой проблемы является…;
· рассматриваемого вопроса...;
для выражения логических связей между частями высказывания:
· как показал анализ..., как было сказано выше..., как отмечалось ранее...;
· на основании полученных данных...;
· проведенное исследование позволяет сделать вывод...;
· дальнейшие перспективы исследования связаны с…
В построении предложений следует отметить тенденцию к сложным синтаксическим конструкциям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как понятия «родовые» и «видовые», причина и следствие, доказательства и выводы и т.д. Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом.
|
|
Более широкое, родовое понятие раскрывается при помощи более узких, видовых понятий. В сложных предложениях, используемых в курсовых работах, часто встречаются составные подчинительные союзы:
· благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем, как, тогда, как и др., позволяющие более точно выявить отношения между рассматриваемыми явлениями.
Тенденция к развертыванию высказывания и максимальному насыщению его информацией уравновешивается стремлением к лаконичности и краткости, которые достигаются за счет использования параллельных конструкций, однородных членов, односоставных предложений. С этой же целью широко применяются цепочки существительных в родительном падеже, которые, однако, могут усложнить восприятие при чрезмерном развертывании.
Необходимо определить основные понятия по теме исследования. Непременным условием является использование их в тексте курсовой работы в одном значении. Это означает, что-то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному должно во всем тексте курсовой работы иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы значение.
При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие языковые конструкции:
· прежде всего необходимо подчеркнуть...;
· уточним содержание близких понятий...;
· специалисты подчеркивают...;
· охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее...;
· ключевым моментом является..., важным является...;
· назовем основные подходы..., остановимся более подробно...;
· оригинальный подход к проблеме принадлежит.
При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами:
· возможно..., видимо..., представляется целесообразным..., видится необходимым...;
· попытаемся представить процесс..., приведем разработанные нами...,
|
|
· попытаемся определить...;
· анализ предполагает следующие выводы...; в результате анализа эмпирических данных выделим.
При подведении итога главы, параграфа целесообразно использовать слова и речевые клише:
· в заключение этого раздела (главы, параграфа)...;
· указанное выше позволяет сделать вывод...;
· подводя итог обсуждению...;
· как отмечалось ранее, изложенный подход дает возможность сделать вывод...;
· иными словами, подчеркнем еще раз.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.