Тема 1. Эволюционное развитие подходов к качеству

Содержание

Введение  
Тема 1. Эволюционное развитие подходов к качеству  
Тема 2. Нормативное обеспечение управления качеством продукции  
Тема 3. Разработка и внедрение системы качества продукции на предприятии  
Тема 4. Основы квалиметрии в управлении качеством продукции  
Тема 5. Управление затратами на обеспечение качества продукции  
Литература  

ВВЕДЕНИе

Высокое качество продукции и услуг является весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность, как на российском рынке, так и за рубежом. Без обеспечения стабильного уровня качества, соответствующего не только установленным стандартам, но и требованиям потребителей, невозможно реально интегрировать национальную экономику в мировой рынок и занять в нем достойное место.

Цель учебно-методического пособия – приобретение теоретических знаний, практического умения и навыков управления качеством товаров, необходимых для профессиональной деятельности в сфере общего менеджмента предприятий.

Данное учебно-методическое пособие позволяет студентам:

ü получить общее представление о развитии систем качества продукции на российских и зарубежных предприятиях, а также узнать основные принципы собственной разработки системы качества на предприятии;

ü кратко познакомиться с нормативным обеспечением управления качеством продукции, как на национальном, так и на международном уровне;

ü применять в управлении качеством продукции основы квалиметрии для расчетов качественных параметров и затрат на обеспечение качества продукции.

Во второй части содержится 5 основных тем: 1) эволюционное развитие подходов к качеству; 2) нормативное обеспечение управления качеством продукции; 3) разработка и внедрение системы качества продукции на предприятии; 4) основы квалиметрии в управлении качеством продукции; 5) управление затратами на обеспечение качества продукции.

Дисциплина читается студентам в 9 семестре, формой итогового контроля является зачет.

Учебно-методическое пособие содержит основной методический материал по темам дисциплины «Управление качеством» и предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Тема 1. Эволюционное развитие подходов к качеству

1.1. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Развитие требований к обеспечению на предприятиях качества продукции начинается еще с древних времен, когда на товары ставились индивидуальные (фамильные) клейма качества. В период существования СССР контроль качества продукции становится одной из ведущих тем, которых должны достигать промышленные предприятия. Перечислим основные советские системы качества.

1. БИП (Бездефектное изготовление продукции) 1955 г., г. Саратов. Система организации бездефектного изготовления продукции и сдача ее отделу технического контроля (ОТК) или заказчику с первого предъявления была направлена на создание условий, обеспечивающих изготовление продукции без отклонений от технической документации. Основные принципы системы БИП: непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы; не допускается каких-либо отклонений от требований технологической или иной документации; запрещается оформлять временные разрешения на сдачу ОТК продукции, изготовленной с отступлениями от требований технической документации; исполнитель предъявляет продукцию ОТК, предварительно полностью проверив ее и убедившись в отсутствии дефектов; продукция, имеющая неисправимые дефекты отделяется самим исполнителем и отдельно предъявляется работнику ОТК с оформлением акта о браке; ОТК возвращает исполнителю продукцию на доработку при обнаружении первого же дефекта; последующее предъявление продукции в ОТК осуществляется с разрешения руководства цеха. Достоинство системы БИП заключалось в повышении персональной ответственности, эффективной мотивации производственных рабочих, создании предпосылок для повышения качества продукции. Недостаток данной системы заключался в том, что в соответствии с ее принципами каждый возврат продукции на рабочее место отрицательно влиял на оценку качества труда рабочего и снижал его премии, в то время как далеко не всегда дефект в продукции появлялся по вине рабочего; а также в ограниченности сферы действия, т.к. направлена лишь на основное производство.

2. СБТ (Система бездефектного труда) 1961 г., г. Львов. Сущность данной системы заключалась в высоком уровне выполнения операций всеми работниками; определении соответствия качества установленным требованиям не самого продукта, а результата труда работников на предприятии с учетом коэффициента качества труда. Достоинством данной системы являлось эффективное внедрение поощрений качественно действующих работников и предъявление санкций к нарушителям. Недостатком системы СБТ было то, что применение эта система нашла лишь на этапе основного производства продукта труда.

3. КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первого изделия) 1968 г., г. Горький. Данная система была направлена на создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства и получение в сжатые сроки требуемого уровня качества продукции с первых промышленных образцов. Основная задача данной системы заключалась в выявлении на этапе проектирования максимального количества причин отказов и их устранения в допроизводственный период. Данная система позволила повысить значимость и качество подготовки производства; сократить сроки доводки изделий и снизить трудоемкость работ. Недостаток данной системы заключался в больших затратах на ее осуществление и отсутствии достаточной ориентации на потребителя. При этом следует отметить, что принципы системы КАНАРСПИ в большей мере реализовывались на предприятиях оборонной отрасли. Такое положение объясняется в различном финансировании различных видов производств.

4. НОРМ (Научная организация работ по повышению моторесурса двигателей) 1964 г., г. Ярославль. Данная система была особенна тем, что за критерий качества принимался технический параметр продукции – моторесурс, т.е. наработка изделия в часах до первого капитального ремонта при нормальных условиях эксплуатации с заменой в этот период отдельных быстроизнашивающихся узлов и деталей. В основу данной системы был положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и его планомерного увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей, ограничивающих моторесурс. Такая система позволяла увеличивать ресурс изделий (в данном случае двигателей ярославского моторного завода). Недостаток данной системы заключался в том, что разработчики сосредоточили внимание лишь на одном показателе качества продукции, что не исключало возможности совершенствования одного показателя качества за счет ухудшения других, а также в отсутствии достаточной ориентации на потребителя.

5. КС УКП (Комплексная система управления качеством продукции) 1975 г., г. Львов. Система была разработана в результате совместного научного эксперимента, проводимого предприятиями на территории Львовской области и научно-исследовательскими институтами Московской области. Главная цель системы КС УКП достигается за счет: создания и освоения новых высококачественных видов продукции, соответствующих лучшим мировым образцам; улучшения показателей качества путем модернизации выпускаемой продукции; своевременного снятия с производства или замены морально устаревающей продукции; совершенствования и развития форм и методов управления качеством продукции; внедрения в производство новейших достижений науки и техники. В КС УКП с учетом масштаба производства, характером выпускаемой продукции частично или полностью реализуются следующие задачи управления качеством продукции: аттестация продукции, организация технологической подготовки производства, обеспечение стабильности установленного уровня качества, стимулирование повышения качества продукции, информационное обеспечение системы качества. Указанная система позволяет создавать конкурентоспособную продукцию с улучшенными качественными характеристиками, но при этом в ней присутствует несистемный, формальный подход к системе качества, без экономической заинтересованности предприятий.

1.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Наиболее активно пропагандируется требование к обеспечению качества продукции в США, Японии и Европейском союзе. Рассмотрим исследования наиболее ярких зарубежных специалистов в области управления качеством продукции.

1. Эдвард Деминг, американец, работающий в Японии – изложил в 14 принципах идею преобразования экономики качества продукции: сделать постоянной целью улучшение качества продукции; принять ответственность руководства за перемены на предприятии; прекратить зависимость от инспекции; не заключать контракты по низким ценам, а устанавливать долгосрочные отношения с поставщиками; постоянно улучшать систему производства и обслуживания; обучать кадры на рабочем месте; учредить эффективное руководство; искоренить страх признаваться в ошибках; устранить барьеры между руководителем и исполнителем работы; избегать пустых лозунгов; исключить цифровые нормы и показатели на производстве; дать возможность гордиться принадлежностью к предприятию; поощрять самосовершенствование персонала; вовлечь высшее руководство в процесс повышения качества продукции.

2. У. А. Шухарт, американский инженер, разработавший метод использования статистических карт в производстве, выдвинул следующие постулаты: «От механики в классическом варианте к механике, основанной на статистике», «От производства ради конечного продукта, к производству продукта ради удовлетворения потребителя», «От анализа результатов к анализу производственного процесса», «Применение статистических структур контроля процесса и удовлетворения потребителя».

3. Дж. М. Джуран, один из ведущих американских бизнес-консультантов в области качества, разработал трилогию качества: планирование качества необходимо для установления процессов, способных удовлетворять требованиям стандартов; контроль качества необходим для того, чтобы знать, когда действие нуждается в корректировке; улучшение качества помогает найти оптимальные пути совершенствования процесса.

4. К. Исикава, японский ученый в области качества, разработал следующие принципы управления качеством продукции: сначала качество, потом прибыль; качество должно быть ориентировано на потребителя, а не на производство; необходимо использовать статистические инструменты для контроля производства и обратить особое внимание на процесс, т.к. его качество обеспечивает качество продукции; создание «кружков качества»; использование статистического метода «Причинно-следственная диаграмма» в управлении качеством продукции.

5. А. Фейгенбаум, американский консультант в области управления качеством продукции, разработал принципы всеобщего управления качеством: обеспечение участия в управлении качеством всех сотрудников сверху до низу; усиленная ориентация на заказчика; привлечение надежных поставщиков. Такой подход к управлению качеством продукции составляет результативную систему для объединения усилий по разработке, поддержанию и улучшению качества в различных направлениях деятельности предприятия, как маркетинг, инжиниринг, производство и обслуживание, на высоком экономическом уровне для полного удовлетворения потребителя. Также он является одним из разработчиков теории взаимосвязи качества и стоимости продукции. С его точки зрения качество продукции измеряется затратами на его достижение.

6. Г. Тагучи, японский ученый в области качества, разработал положения направлений качества: общество несет издержки за низкое качество продукта, доставленного потребителю; улучшение качества должно сводиться к сокращению различий между характеристиками произведенного продукта и образца; качество продукта в большей степени определяется процессами проектирования и производства; уменьшение качества продукта ведет к потере данной фирмой потребителей.

7. Ф. Кросби, американский специалист в области качества, в своей книге «Качество свободно» выдвинул следующие аксиомы: «Каждый должен понимать качество, как удовлетворение требований потребителя, а не только как улучшение продукта», «Основа достижения качества – это система, направленная на предотвращение дефектов, а не на их проверку и оценку», «Главным ориентиром в оценке качества по стандарту, должен быть принцип «ноль дефектов», неприемлемый уровень качества или процентное выражение брака», «Мерой качества и направлением к его измерению является цена несоответствия требованиям стандарта».

1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА И МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Общий менеджмент и менеджмент качества имеют общую основу – систему У. Тейлора.

1 этап (1900-1920 гг.) – система Тейлора. Он создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля. С 1920 г. До начала 1980-х гг. пути развития общего менеджмента и менеджмента качества значительно расходятся. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента – как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера.

2 этап (1920-1950 гг.) – менеджмент качества (SQC – статистический контроль качества, теория надежности, планирование экспериментов); общий менеджмент (классическая школа менеджмента, доктрина «Человеческих отношений»). На этом этапе в менеджменте качества появились контрольные карты, основывались выборочные методы контроля качества продукции и регулирования технологических процессов. Однако 14 принципов Деминга, разработанных в этот период стали связующим звеном между общим менеджментом и менеджментом качества продукции.

3 этап (1950-1980 гг.) – менеджмент качества: за рубежом (TQC – всеобщее управление качеством, CWQC – контроль качества в масштабе всей компании, QC – кружки контроля качества, семь инструментов качества, ZD – система «Ноль дефектов», инжиниринг качества – методы Тагучи, QFD – развертывание функции качества, FMEA – «Дома качества» и др.); в России (БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП и др.); общий менеджмент (матричная организационная структура, системный ситуационный и поведенческий подходы). Активно в эти годы самостоятельным направлением системы управления качества (TQC) разрабатывается инжиниринг качества. В этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества продукции с представлениями общего менеджмента. Наиболее характерно это для Советской системы КС УКП, которая в дальнейшем стала основой для разработки международной системы стандартов качества ISO серии 9000.

4 этап (1980 г. – настоящее время) – менеджмент качества (TQM –всеобщий менеджмент качества, UQM – универсальный менеджмент качества, QM – менеджмент качества на основе ISO 9000, 14 принципов Деминга, MBQ – менеджмент на основе качества, MBO – управление по целям); общий менеджмент (отраслевой менеджмент (финансовый, персональный, проектный, инновационный, производственный и др.), MBQ – менеджмент на основе качества, MBO – управление по целям). Решение задач качества потребовало создания адекватной организационной структуры, в которую должны входить все подразделения предприятия. Из этого направления появились концепции TQM и UQM, где расширяются представления о качестве продукции и способах воздействия на него, с одной стороны, и развиваются системы внутрифирменного менеджмента, с другой. В то время как представления о менеджменте качества интегрируют и накапливают элементы производственной системы и формируются в мощный набор теоретических и практических средств системы MBQ, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых направлений (финансы, персонал, инновации, маркетинг и др.), а в теоретическом плане предстает как система MBO. При этом следует отметить, что в настоящее время обе системы глубоко интегрировали друг в друга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 1

1. Раскройте сущность советских систем управления качеством продукции.

2. Сравните между собой советские системы управления качеством.

3. Проанализируйте положения зарубежных специалистов по качеству.

4. Укажите, какое из направлений зарубежных специалистов будет для российских предприятий наиболее интересным в современной экономической ситуации.

5. Дайте личную оценку взаимосвязи общего менеджмента качества с менеджментом качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: