Схема работы
1. Артикуляционные упражнения (см. звук «Р» — отсутствует,
особое внимание обратить на развитие умения ребенка
ощущать положение губ).
2. Развитие фонематического слуха.
Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу
в артикуляции на примере моделей.
Круг в модели звука «Р» означает, что губы — округлены,
волнистая черта выше середины круга означает вибрацию
кончика языка у верхних резцов. В модели звука «В» губы в
момент произношения напряжены и принимают участие» произнесении
звука. Нижняя губа приближена к краям верхних
резцов, верхняя слегка приподнята — фигура напоминает дугу.
Кончик у нижних резцов — на модели (.) внизу круга.
Проводим игры с моделями по различению этих звуков.
3. Постановка основана на различии в артикуляционном
укладе звуков. Объяснить разницу в артикуляции звукоп. Попросить
ребенка открыть шире рот и проводите постановку
звука «Р» зондом, совершая частые горизонтальные движения
под языком. При этом ребенок произносит многократно звуки
д-д-д, т-т-т или сочетание звуков дж, дн, др, тр, дыр, жир. Если
при постановке звука у ребенка нижняя губа сохраняет артикуляционный
уклад звука «в», то ее движения тормозить фиксацией
большого пальца у подбородка