Замена звука «Р» на звуки «Й» и «Г»

Схема работы

1. Артикуляционная гимнастика. К тем упражнениям, которые

рекомендуются в подготовительном этапе при постановке

звука «Р», следует добавить упражнения по расслаблению языка,

чтобы снять движения языка назад.

2. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу

в артикуляции на примере моделей.

Круг в модели артикуляции звука «Р» означает, что губы

округлены, а в модели артикуляции звука «Й» прямоугольник

— губы растянуты.

При произношении звука «Р» кончик языка вибрирует у

верхних резцов — на модели волна выше середины. А при произнесении

звука «Й» кончик языка находится у нижних резцом

и несколько отстает от них — (.) в центре фигуры.

Модели звуков имеют похожую артикуляцию губ — круг,

но способ, место образования у этих звуков разные. Звук

«Р» — дрожащий, переднеязычный, а звук «Г» — смычный,

заднеязычный, образуется в результате смычки языка с небом.

При проведении артикуляционной гимнастики подобрать упражнения,

способствующие подъему кончика языка вверх и

снятию напряжения со средней части языка.

3. Постановка основана на различии в артикуляционном

укладе звуков. Объяснить разницу в артикуляции звуков.

Постановку проводить как при отсутствии звука «Р», акцентируя

усиленное внимание на сильный нажим кончика языка

на альвеолы. (При этом не даем возможность отходить языку

назад).

Звук «Р» заменяется на звук «Р*»

Схема работы

1. Артикуляционная гимнастика (см. звук «Р» — отсутствует

»).

2. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу

в артикуляции на примере моделей.

Обратить внимание ребенка на разницу в артикуляции губ.

При произнесении звука «Р» губы принимают нейтральное

положение — на модели круг, а при произнесении звука «Р*»

губы более растянуты — на модели овал, соответственно кончик

языка несколько ниже — на модели волна ниже. Проводим

игры с моделями по различению этих звуков.

3. Постановка основана на различие в артикуляционном

укладе звуков.

При простановке звука «Р» следует обратить внимание на

разницу в артикуляции губ. Попросить ребенка округлить

губы. Если у ребенка не получается, можно рукой придержать

движения губ. Далее — как при отсутствии звука «Р». Обычно

исправления данной замены трудностей не вызывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: