Ориентировка и передвижение в учебной и спальной комнатах

Задачи обучения ориентировке в учебной и спальной комнатах:

· создание у ребенка представлений о комнатах;

· установление пространственных взаимосвязей между предметами, находящимися в помещении;

· обучение слепого навыкам безопасного и легкого передвижения.

Методика обучения заключается в следующем. Освоение комнаты, будь то спальня или класс, начинается от входной двери. Сначала после общего объяснения, учащийся вместе с учителем обходит комнату по периметру в одном и другом направлениях. При этом определяются форма и размеры помещения; отмечаются количество и расположение окон; обследуются предметы стоящие у стен. Обследование постоянно сопровождается подробным объяснением и тщательным осязательным «осмотром» предметов.

Затем изучается путь от двери до кровати ребёнка (в классной комнате – его парты) Нужно попросить ребёнка несколько раз пройти по этому маршруту в обоих направлениях, отмечая возможные препятствия на пути. Кровать (парта) и будет для ребёнка вторым по значимости отправным ориентиром в помещении, где ему предстоит постоянно находиться.

Подробное изучение обстановки комнаты следует начинать с осмотра, мебели применяя один из следующих приемов:

· периферический — незрячий обследует комнату по периметру и отмечает последовательность предметов, которые он проходит;

· дверь-предмет-дверь — незрячий идет от двери к предмету, затем возвращается к двери и идет к другому предмету и так осматривает все предметы в помещении. В том случае, когда за отправной пункт принимается кровать, то, используя данный прием, движение осуществляется от кровати до каждого из обследуемых предметов и обратно. В классной комнате таким отправным ориентиром является парта, за которой ребенок постоянно сидит. Важно при этом отметить, что особое внимание на первых порах следует уделять наиболее значимым для слепого предметам и маршрутам. Так, в спальне это может быть маршрут от кровати до шкафчика, в котором у ребенка хранятся вещи;

· от предмета к предмету — основывается на том, что слепой ребенок переходит от предмета к предмету, определяя при этом место каждого и их взаиморасположение.

Из названных приемов на начальных этапах освоения помещения слепым ребенком наиболее важное значение имеет прием «дверь-предмет-дверь», или, как его можно классифицировать, «ориентировка от выделенных предметов».

При ориентировке от предмета слепому важно уяснить нужное направление к другому предмету. И здесь большое значение имеет умение использовать прямые края и поверхности предметов, являющихся исходными ориентирами, в качестве указателя направления. То есть предметы, которые соотносит незрячий с отправным (исходным) ориентиром, могут быть расположены, например, на воображаемом продолжении края стола или перпендикулярно этому краю.

Возможно также расположение предметов под каким-то углом к характерной линии отправного предмета. Ориентировка от предмета при этом осуществляется с помощью плечей, спины, голеней и рук по отношению к какой-либо прямой плоскости стола, кровати, шкафа или любой другой постоянно находящейся в комнате вещи. Если слепой ребенок сориентировался и определил направление на искомый предмет, то важно, чтобы он следовал к цели по прямой линии. И здесь решающее значение, наряду с ориентированием «от предмета», приобретает умение ориентироваться «от себя». На все это следует обращать внимание слепого ребенка, всему этому нужно постепенно учить его. Методика освоения и закрепления материала при этом основывается на наглядно-практических способах познания с направленной актуализацией речи.

При обучении ориентированию и передвижениям в комнате следует обращать внимание ребенка на меры безопасности. Как правило, в учебной и спальной комнатах большую опасность представляют низкие предметы (стул, стол, спинка кровати). Нужно научить ребенка, во-первых, ощупывать их ногой с тем, чтобы не нагибаться, во-вторых, при необходимости наклона — использовать соответствующие меры защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: