Освоение маршрутов школьного двора

Наряду с ориентировкой в помещении школы слепых детей необходимо обучать ориентированию и мобильности в условиях улицы. В младшем школьном возрасте такое обучение (на уровне не только знаний, но и самостоятельных практических умений и навыков) следует проводить на пришкольном участке. Основное внимание на начальном этапе обучения следует уделять освоению пространства, в котором слепому ребенку приходится чаще всего находиться. Это прежде всего место около входа в школу и игровые площадки. Кроме того, ребенок должен иметь представление о планировке школьного двора в целом.

В данном случае, как и при обучении передвижениям по школе, большое значение следует придавать подробному объяснению и ознакомлению слепого ребенка с уличным пространством.

Освоение маршрутов на пришкольном участке следует начинать с выхода из школы. Входная дверь школы и является отправным пунктом, от которого осуществляется ориентировка. При этом, учитывая то, что все пространство школьного двора так или иначе «привязано» к школьному зданию, необходимо познакомить слепого ребенка с формой и размерами этого здания.

Большое значение для освоения школьного двора и здания имеют макеты, на которых, в частности, учащимся демонстрируют, какой формы площадь, занимаемая школой. С помощью макетов у слепых детей формируется представление о пришкольном участке вообще.

При освоении уличного пространства большое значение имеет умение пользоваться тростью. Поэтому параллельно с освоением уличного пространства слепых детей следует обучать и технике владения тростью: приемам обследования здания, обнаружения встречающихся на пути предметов, приемам передвижения с помощью трости вдоль заборов и поребрика. Следует также включать в процесс.обучения элементы основных приемов пользования тростью — маятниковый и диагональный. Здесь мы не рассматриваем подробно вопросы обучения пользования тростью, поскольку у нас в стране имеется достаточно много литературы по этой теме как отечественной (М. Н. Наумов, Ю. И. Петров и др.), так и переводной зарубежной (например, W. Knoyman).

Большое внимание при обучении ориентировке на улице должно уделяться ориентированию по изменениям характера почвы (песчаные и асфальтовые дорожки, трава и др.

При обучении ориентировке на улице необходимо использовать знания обучаемых, получаемые ими на уроках природоведения. В частности, знания о расположении здания школы относительно сторон горизонта, знание различных кустов и деревьев, растущих на участке (которые могут служить ориентирами), умение различать голоса птиц.

Так же, как и при освоении маршрутов в помещении, при освоении уличной среды следует широко использовать обучающие программы по различным маршрутам с разработанными к ним картами.

«Карты-пути» должны содержать согласно обучающим программам не только маршрут с находящимися вдоль него ориентирами, но и отдельные участки этого пути (отдельные алгоритмы). Такой подход к обучению ориентировке в значительной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: