Практические домашние задачи

№ 1. Назовите основные измерения стратификации и по одному из них постройте графически вертикальное расположение одних страт по отношению к другим. В каких единицах исчисляются основные измерения стратификации.

№ 2. Мы имеем четыре социальных группы по денежным доходам, из них в первой группе доходы ниже прожиточного уровня, во второй затраты на питание составляют 78 – 80 %, в третьей колеблются в пределах 35-38 %, в четвертой – от 8,5 – 18 %. Вертикально расположите эти группы по размерам доходов, объясните, почему Вы так их выстроили?

№ 3. Назовите, какие новые социальные общности (слои, классы) образовались в России после распада СССР и почему? Расставьте их по престижности.

№ 4. Определите и обоснуйте, к какому виду, типу социальной мобильности относятся следующие процессы: развод, изменение гражданства, повышение в должности, поступление в ВУЗ, перевод в другое учебное заведение преподавателя, переезд из одного города в другой.

№ 5. Какие потребности считаются базисными, объясните, почему и графически расположите их снизу вверх.

Тема 7. Этнические общности и этнические отношения

Цель семинарского занятия: усвоить сущность этносов и специфику этнических отношений, место и роль этносов в социальной структуре общества, исторические типы этносов, тенденции в развитии наций и национальных отношений, знать основные виды межэтнических отношений.

Основные понятия: этнос, народ, нация, национальность, этноним, племя, сегрегация, апартеид, расизм, ассимиляция, консолидация, этническая стратификация, национализм, шовинизм, доминирующий этнос, этнические меньшинства.

План семинара

1. Этническая общность и ее основные черты.

2. Этническая стратификация и неравенство.

3.Особенность развития этносов и этнических отношений в России в прошлом и настоящем.

Темы докладов для обсуждения на семинарских занятиях

1. Концепция происхождения и развития этносов Л. Н. Гумилева.

2. Этническая стратификация, измерения этнического неравенства.

3. Этнические стереотипы, предрассудки и этническая дискриминация.

Вопросы для самоконтроля и контроля знаний

1. В чем заключается сущность категории «этнос»?

2. Что значит этническая стратификация?

3. Как Вы понимаете категорию «нация»?

4. Сравните между собой понятия «народ» и «нация». Что между ними общего и что их различает?

5. Доминирующий этнос, его основные признаки и социальное положение в обществе.

6. Ваша оценка теории этногенеза Л.Н. Гумилева.

7. Какие социальные группы называются «этническими меньшинствами», их место в этнической стратификации.

8. Назовите основные типы этнических отношений и дайте им характеристику.

9. Что значит процесс консолидации?

10. В чем сущность ассимиляции?

11. Какие причины побуждают народы к дифференциации и к интеграции?

12. Сравните понятия «обособление» и «интернационализация народов».

13. Ваша оценка национализма.

14. В чем Вы видите особенности межэтнических отношений в России и в любой другой стране?

15. Положительное и отрицательное в этнических отношениях после распада СССР? Ваша точка зрения.

16. Этническая дискриминация.

17. Этнический состав Калининградской области и его особенности.

18. Раскройте суть выражения «русский характер».

19. Как Вы понимаете культуру межнационального общения?

20. Раскройте категорию «национальность».

21. Дезинтеграционные процессы стран и народов, их социальные последствия.

22. Плюсы и минусы интеграции стран и народов.

23. Раскройте понятия «расизм» и «апартеид».

24. В чем сущность принципа правовой защиты национальных меньшинств?

25. Раскройте сущность принципа насильственного перемещения населения, приведите примеры.

26. Национальное самосознание, раскройте его смысл.

27. Этноцентризм.

28. Какая этническая общность является самой древней? Ее особенности.

29. Сравните понятия «национализм» и «шовинизм».

30. Зависит ли положение человека в общества от национальной принадлежности? Приведите примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: