Словарь основных политологических терминов и понятий

А

АБСЕНТЕИЗМ – (от лат. существующий) – этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни. Концентрированное выражение А. получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня (неявка на собрания и т.п.).

АБСОЛЮТИЗМ (от. лат. – безусловный) – форма правления, при которой власть одного лица – монарха – формально не ограничена.

АВТАРКИЗМ – (от. греч. – самодостаточность) – линия идеологии, психологии, политики и практики, направленная на обособление, изоляцию страны или ее частей от других частей, стран и мира в целом, создание замкнутой, закрытой экономической, политической и социокультурной системы в рамках этой страны или ее части.

АВТОКРАТИЯ (гр. – самовластие) – форма правления, основанная на полновластии одного лица. К А. относятся деспотические и цезаристские формы правления, абсолютные монархии. Термин А. используется также для обозначения неограниченных и бесконтрольных полномочий «лидера» (вождя, фюрера, дуче и др.).

АВТОНОМИЯ (от греч. – самоуправление, независимость) – особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся организация.

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. – власть, основанная на авторитете):

а) разновидность автократического недемократического политического режима;

б) разновидность политического режима, важнейшей особенностью которого является неограниченная власть одного человека или группы лиц. В условиях А. возможно формальное существование контролируемых властью парламента, партий, профсоюзов, разделения властей и других атрибутов демократии, т.е. гражданское общество не поглощается целиком, допускается дозированное инакомыслие, но не подлинная политическая оппозиция. Ограничение свободы носит разрешительный характер, т.е. запреты все четко определены.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления.

АНАРХИЗМ (гр. – безвластие) – идейно-политическое течение, отрицающее государство и принуждение и предполагающее заменить его свободной, добровольной, самоуправляющейся ассоциацией граждан.

АНКЛАВ (от фр. Enclave) – часть территории государства, со всех сторон окруженная территориями других государств и не имеющая морского берега. Если А. имеет морской берег, его называют полуанклавом.

АННЕКСИЯ (от лат. – присоединение) – вид агрессии, связанный с захватом, насильственным присоединением и удержанием всей или части территории другого государства или другого народа (этноса).

АЛЬЯНС – союз или объединение на основе договорных обязательств.

АПОЛИТИЧНОСТЬ (греч. отрицание политики) – негативное или безразличное отношение к политике, политической жизни. А. характеризует отношение личности к политике.

Б

БАЛАНС ВЛАСТЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ – распределение, поддержание, сопоставление объемов власти между центром (федерацией, союзом) и субъектами федеративного государства.

БИХЕВИОРИЗМ (с англ. - поведение) – в буквальном смысле – наука о поведении.

Это: 1) один из методов изучения общественных явлений с позиции психологии поведения индивида; 2) одно из основных направлений анализа социальных и политических процессов в западной науке.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ (коалиция политическая) – объединение сил (государств, политических партий, общественно-политических организаций и движений и т.д.) для достижения общих политических целей.

БЛОКАДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – система политических (военных, экономических, дипломатических и др. мер), направленных на изоляцию какого-либо государства или его части от внешнего мира с целью принуждения к выполнению требований тем, кто осуществляет Б.п. Б.п. может осуществляться как одним государством, так и группой государств и даже всем мировым сообществом. В настоящее время Б.п. как форма международных санкций за нарушение норм международного права (агрессия, политика апартеида, грубое нарушение прав человека и т.п.) может осуществляться только на основе постановления Совета Безопасности ООН.

БОНАПАРТИЗМ – 1) разновидность популистской, демагогической политики; 2) форма военно-политической диктатуры, проводящей политику заигрывания с противостоящими социальными силами в условиях неустойчивого равновесия между ними.

БЮРОКРАТИЗМ (гр. – власть канцелярии) – система управления, осуществляемого с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата. Это и особый стиль управления, основанный на игнорировании интересов народа, на использовании административных форм воздействия, формализма, волокиты. Б. находит выражение и в чинопочитании, угодничестве, карьеризме, бездушии. Названные сущностные черты Б. определяют его как один из серьезных механизмов торможения в развитии любого общества.

В

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – один из видов власти в обществе, поэтому к ней применимо следующее определение: это способность и возможность индивида, группы, партии завоевать, удерживать и использовать государственную власть в конкретной стране. Ее отличает от других видов власти, во-первых, легальность в использовании силы; во-вторых, верховенство, обязательность ее решений для всего общества и других видов власти; в-третьих, публичность, т.е. обращение ко всем гражданам от имени всего общества; в-четвертых, моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; в-пятых, многообразие ресурсов, применяемых для осуществления власти. В.п. – это отношение субъекта и объекта. Если субъект навязывает свою волю по отношению к объекту, то объект воспринимает эту волю, - подчиняется ей или сопротивляется. В.п. это, в первую очередь, отношения господства и подчинения.

ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ – одна из ветвей власти при организации государственной власти на основе принципа ее разделения. В РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции). В.з. имеет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после Конституции юридической силой, - законы, ей принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов, а также право контроля над деятельностью власти исполнительной.

Орган В.з. – парламент, его названия неодинаковы в различных государствах. В РФ парламент – Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции). Объем конкретных полномочий законодательного органа зависит от формы правления. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед В.з. При более «жестких» формах правления (например, президентских). В.з. принимает только законы.

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ – одна из ветвей единой государственной власти, функционирование которой возможно при реализации принципа разделения властей. На В.и. возлагается исполнение принимаемых парламентом, т.е. законодательным органом власти, законов. В.и. самостоятельна и независима от других ветвей власти при осуществлении возложенных на нее законом полномочий, другими словами, в пределах компетенции, очерченной конституцией, законами. Никакой другой орган государственной власти не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию органов В.и. Точка зрения, в соответствии с которой функция В.и. состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых ее представительными(законодательными) органами, считается общепринятой в науке административного права, а также конституционного права.

ВЛАСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ – условное понятие, означающее скорее природу происхождения власти, нежели ее вид (ветвь). Термин «представительная», как правило, сопровождает лишь термин «законодательная». Существует самостоятельная ветвь государственной власти законодательная, там, где действует принцип разделения государственной власти на три ветви. Законодательную власть осуществляют органы, формирующиеся на основе выборов. Граждане, обладающие избирательным правом, выбирают своего представителя (депутата) в государственный орган, который будет законодательствовать. По этому признаку законодательную власть можно назвать В.п. Представительство – это такое правоотношение, которое основано на возможности выступать и действовать от чьего-либо имени (лица, учреждения, партии, государства). Представительство от имени учреждения, партии, государства основано на должностном положении. Через институт представительства народ как бы осуществляет государственную власть. Делясь своим правом осуществлять власть со своими представителями, народ и определяет характер власти – представительный.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства и других субъектов на мировой арене по созданию благоприятных условий для своей страны, обеспечению национальной безопасности.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА – деятельность государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающая сохранение, функционирование и совершенствование сложившегося социально-политического и экономического порядка, строя внутри страны. В.п. тесно связана с внешней политикой и оказывает на нее решающее воздействие.

ВОЛЮНТАРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – осуществление внешней и внутренней политики на основе признания воли (лидера страны, партии) решающим фактором развития и управления обществом В.п. характеризуется отрывом субъективного, преувеличением роли иррационального импульсивного, стихийного, спонтанного, игнорированием реальных условий и возможностей, произволом и субъективизмом принятии политических решений, концепций, программ и выбора методов, форм, способов их реализации.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с позиций гуманизма и демократизма общий социально-экономический и политический статус личности.

ВЫБОРЫ – процедура, набор правил, в соответствии с которыми люди выдвигают своих представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления государством или какой-либо организацией, добровольным обществом.

Г

ГЕГЕМОНИЗМ (от греч. – господство, предводительство) – политическая практика, направленная на обеспечение главенствующей, руководящей роли или господства того или иного государства, социальной группы, партии и иного субъекта политической жизни в стране, регионе, а также в целом мире.

ГЕНОЦИД – политика и практика полного или частичного уничтожения, истребления тех или иных групп населения на расовой, национально-этнической, религиозной или иной почве.

ГЕОПОЛИТИКА – одно из направлений внешней политики государства, исходящее из необходимости учета особенностей географического положения (пространственно-территориального места) страны или группы стран в мире, осуществляемое в регионально-континентальном и глобальном, планетарном масштабах.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – совокупность современных интеграционных процессов, ведущих к взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов планеты во всех сферах (политической, торгово-экономической, финансовой, научной и др.), к образованию наднациональных органов, принимающих решения, которые направлены на людей, живущих в различных странах, не учитывая их интересов.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – это проблемы, от решения которых зависит само существование и прогрессивное развитие в целом всех стран планеты, т.е. это такие проблемы, которые влияют отрицательно в целом на состояние всего человеческого сообщества и могут решаться только сообща всеми странами. К ним относятся – проблемы предотвращения мировой войны, искоренение любых войн как способа решения спорных вопросов между различными странами, прекращение гонки вооружений и конверсия, прежде всего, оружия массового уничтожения; экологические проблемы; преодоление резкого неравенства, огромной отсталости развивающихся стран и несправедливого международного экономического обмена; обеспечение сбалансированности роста человечества; сохранения и улучшения здоровья человечества в условиях угрозы распространения массовых опасных заболеваний; в последнее время глобальной проблемой становится международный терроризм. Успешное решение этих проблем не возможно без признания приоритета общечеловеческих ценностей.

ГОЛОСОВАНИЕ (лат. – желание) – способ участия и принятия решения.

Голосование на выборах – способ участия в формировании представительной власти.

ГОСУДАРСТВО – политическая форма организации общества, признанная управлять им, консолидировать в целостность посредством обеспечения наиболее общих интересов социальных слоев и групп, прав и свобод граждан. Это основной институт политической системы общества, главный субъект политической власти.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ – такая форма организации и деятельности публично-политической власти, ее взаимоотношений с гражданским обществом, которая основывается на господстве права. Последнее есть нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Сам термин Г.п. утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в., позже широко распространился в странах Европы, включая Россию (в трудах Б. Чичерина, П. Новгородцева, Б. Кистяковского). Однако, у источников теории Г.п. стоят Платон и Аристотель с их идеями о роли закона и справедливости в общественном устройстве, Джон Локк и его концепция Г.п., Монтескье с принципом разделения властей. Основоположником же теории Г.п. по праву считается И. Кант, усмотревший цель государства в торжестве права, нормам которого само должно неуклонно следовать. Неслучайно Великая французская буржуазная революция в «Декларации прав человека и гражданина» заявила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не установлено разделение властей, не имеет Конституции».

В содержательном плане Г.п. характеризуется такими признаками: верховенство законов, обязательность их для всех; правовой характер законов; реальность, обеспеченность прав и свобод каждого гражданина; взаимность прав и обязанностей индивида, государства и общества. Названные признаки свидетельствуют об органической связи Г.п. и гражданского общества.

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ – форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области, департаменты и т.п.).

ГОСУДАРСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ – географическое обоснование федерализма выражается в том, что государственная территория имеет такие размеры, когда центральные инстанции бывают не в состоянии действовать адекватно возникающим обстоятельствам (например, в Австралии, Индии, России, США). Государство, внутреннее строение которого основано не на административно- территориальном делении, а на объединении государств либо территориальных образований с чертами ограниченной государственности. Данное понятие Г.ф. охватывает основное его свойство, но не исключает других свойств (признаков). Например, Г.ф. могут быть и автономные образования. В составе Г.ф. могут находиться и федеральные территории, и унитарные части с правом на самоуправление, управляющиеся по-разному. Но все они являются как бы дополнением к главному – субъектами Г.ф. Его составными частями являются государства и территории с ограниченной государственностью.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА – наиболее острая, вооруженная форма массового столкновения социально-политических сил внутри страны в их борьбе за государственную власть.

ГРАЖДАНИН – индивид, принадлежащий к конкретному государству, находящийся под его властью и пользующийся его покровительством. Государство наделяет его правами, гарантирует их реальность и защищает Г. за границей. В свою очередь Г. обязан выполнять предписания государства (его законы, постановления и т.д.). Совокупность прав и обязанностей Г. составляет его политико-правовой статус.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ – предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т.д. организации, стремящиеся влиять на общественное мнение, администрацию или правителей для обеспечения своих специфических интересов. При этом они не претендуют на высокую политическую власть в системе.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ – это совокупность людей, связанных общими отношениями, интересами и стремлением их реализовать с помощью политической власти.

ГУМАНИЗМ (от лат. – человечный) – тип мировоззрения, в основе которого лежит признание человека, личности высшей ценностью, приоритета всеобщих прав и свобод человека, стремление утвердить в мире общество социальной справедливости, подлинной любви к людям и заботы об их благе, таких взаимоотношений между людьми, социальными группами, народами и странами, которые строятся на исключительном уважении к человеку независимо от его этнической принадлежности и социального статуса.

Д

ДВИЖЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (альтернативный – лат. – попеременный, чередующийся) – новые общественные движения, противопоставляющие подходам традиционных организаций (государству, политическим партиям, профсоюзам) свои решения глобальных и местных проблем (экологии, войны и мира, качества жизни, демократизации общества).

ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – динамические сообщества больших масс людей, осознавших единство своих социальных, экономических и духовных интересов, отличие от интересов других классовых слоев и групп населения и отстаивающих их перед государством.

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ – процесс реализации системы мер по преодолению бюрократизма.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ (лат. – посылать, поручать) – добровольная передача власти от одного ее субъекта к другому на основе взаимной договоренности. Д.в. – один из основных способов функционирования политической власти. Д.в. обеспечивает экономию во времени, повышение компетентности и результативности властных решений. Д.в. осуществляется как передачей полномочий народа его представителям, делегатам и политической элите, так и передачей местными органами власти некоторых своих функций центральной власти. Потенциальная опасность Д.в. состоит в возможности игнорирования интересов народа, местных органов управления, жесткой централизации управленческого процесса.

ДЕМОГРАФИЯ (греч. – народ и пишу) – наука о населении, его численности, составе, структуре, распределении по территории, изменении во времени. Термин Д. относится к середине XIX века и был использован впервые французским ученым А. Гийяром в книге «Элементы статистики человека или сравнительная демография», в которой Д. определяется как совокупность математических знаний о населении, его движении, состоянии. Систематическое изучение населения экономистами, философами, статистиками было начато с середины XVII века, но как самостоятельная наука Д. возникает только в 20-30 гг. XX века. К этому времени вырабатываются методы анализа, языка Д., появляются исследовательские центры, профессионалы – ученые.

ДЕМОКРАТИЯ (греч. – народовластие) – одна из основных характеристик политической жизни общества. Д. определяет разные стороны общественной жизни, чем и объясняются разные подходы к ее определению.

1. Д. – это форма организации и функционирования самоуправляющегося общества на основе равного права всех граждан на участие в управлении. Такое широкое толкование Д. соответствует традиции либеральных исследований, анализирующих ее как совокупность социальных и политических прав и свобод граждан данного общества. Как форма организации общества Д. может быть представительной и непосредственной. Непосредственная Д. известна уже в доклассовых обществах (первобытная, родоплеменная).

2. Д. – это форма правления, форма государственно-политического устройства, при котором реален доступ народа к процессу управления. Характерными признаками Д. выступают признание воли большинства в качестве источника власти при гарантии интересов и прав меньшинства; обеспечение свобод и прав граждан, их равноправия; выборность основных органов власти и разделения властей; верховенство закона и т.д.

3. Д. – это вид политического режима, для которого характерны плюрализм, многопартийность, разделение властей, децентрализация власти, гласность, свобода слова и печати и т.д.

4. Д. – это социальные движения, направленные на достижение демократического идеала.

ДЕПУТАТ (от лат. – посланный, уполномоченный) – народный представитель, избранный в законодательный или иной орган власти.

ДЕСПОТИЗМ – форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полной произвол, властное своеволие, самоуправство, грубое и жесткое подавление воли подданных и их бесправие.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - одна из форм социальной активности общественных субъектов, спонтанная или организованная, индивидуальная или коллективная, участие в политической жизни, прямо или косвенно преследующее политические интересы крупных общественных групп.

Е

ЕВРОПАРЛАМЕНТ – межгосударственный, межнациональный представительный орган Европейского Союза (сообщества). Образован согласно Римскому договору 1957 г. Первоначально в этот интеграционный союз вошли 15 стран Западной Европы, в настоящее время он расширяется за счет приема новых членов из стран Восточной Европы.

ЕВРАЗИЙСТВО – идейное и общественно-политическое течение, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающее из ее расположения на двух континентах – Европы и Азии. В основе Е. лежит признание России великой европейской державой, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую самостоятельную цивилизацию, синтезирующую в себе черты и достижения как западной, так и восточной культур.

Ж

ЖИЗНЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – форма общественной жизни, представляющая собой совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практическо-предметных проявлений политического бытия человека и общества, направленная на производство и воспроизводство политических связей и отношений между людьми и организациями.

З

ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ – нормативно-правовые акты высшей юридической силы после конституций, уставов, принятые исключительно представительным законодательным органом государственной власти субъектов федерации (регионального уровня) по предметам ведения субъектов федерации и по предметам совместного ведения федерации и субъектов федерации либо непосредственно населением (избирателями), проживающими на территории субъекта федерации, путем референдума. Данное понятие З.с.ф. более точно отражает российские реалии, нежели зарубежные, хотя в нем присутствуют элементы, носящие общий для субъектов всех федераций характер, например, нормативный характер законов, их высшая юридическая сила. В российскую правовую практику термин «З.с.ф.» вошел сравнительно недавно.

ЗАКОНЫ ФЕДЕРАТИВНЫЕ – конституция и нормативно-правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно представительным законодательным органом государственной власти федерального уровня (федерацией) по предметам ведения федерации и по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом федеративного государства путем референдума. Подразделяются на конституционные и обычные.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность юридических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому индивиду реальность его прав (права на жизнь, занятость, жилье, образование, медицинскую помощь, уровень жизни, необходимый для развития и самореализации личности, и т.д.).

И

ИДЕОЛОГИЯ – определенная целостная система идей, взглядов, идеалов, выражающих интересы, ценности, нормы того или иного общества, класса, социального слоя, группы, этноса, политической партии, движения, социального института и т.д. Особое место в идеологии занимают философские, политические, социальные, правовые, моральные, эстетические, религиозные взгляды, нормы ценности.

ИДЕОКРАТИЯ – государства, где определенные идеологии являются источниками права и конституции. И. характерна для стран, подвергающихся форсированной модернизации в соответствии с тем или иным проектом, нередко связанным с мечтой о ликвидации разрыва между государством и гражданским обществом. Среди подобных проектов выделяются анархические и социалистические утопии крушения государства, утверждения прямой демократии создания на этой основе счастливого государства. Государство при этом или насильственно разрушается, или «отмирает».

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – порядок организации и проведения выборов в представительные органы власти, совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации власти, участия граждан в формировании органов власти, выражение воли той части избирателей, которая в соответствии с законом считается достаточной для признания результатов выборов. В практике стран утвердились три основных типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешенная.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – 1) совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями; 2) право граждан избирать представительные органы власти (активное И.п.) и быть избранными в эти органы (пассивное И.п.).

ИМПЕРИЯ – 1) монархическое государство во главе с императором; 2) колониальное объединение различных территорий, на которые распространяется власть страны - метрологии.

ИМПИЧМЕНТ (англ. – порицание, обвинение) – процедура отстранения в некоторых странах (Англия, США, Япония и др.) от должности после осуждения за государственную измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. В США по отстранению президента возбуждается палатой представителей, а рассмотрение дела и вынесение приговора осуществляет верхняя палата. Необходимость И. должна рассматриваться как совершенно исключительная. Для этого нужно, чтобы президентом были совершены чрезвычайные проступки. Но в этом случае необходимо располагать четко зафиксированными юридическими гарантиями, чтобы не дестабилизировать осуществление президентских функций. Институт И. служит одной из конституционных гарантий против авторитаризма, злоупотребления служебным положением. И. по отношению к президенту предусмотрен Конституцией России.

ИНТЕГРАЦИЯ – процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких-либо частей, элементов – стран, культур, социальных и политических групп, этносов, партий, движений, организаций и т.д.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – выход какого-либо явления или процесса за рамки одной страны, в результате которого происходит расширение и углубление межнационального, межгосударственного взаимодействия в отдельных сферах или во всех сферах общественной жизни, преодоление замкнутости и обособленности вплоть до формирования межнациональных, межгосударственных объединений.

ИНАУГУРАЦИЯ – процедура вступления в должность главы государства.

К

КЛИЕНТЕЛА (лат. – послушный) – это форма социальной зависимости людей, обусловленная неравномерным распределением ресурсов власти. Специфика ее в том, что она носит личностный, автономно-вертикальный, договорный характер. Отношения, зависимости от властвующего лица могут охватывать как отдельных людей (родственников, друзей), так и целые группы, классы и обуславливать получение каких-то благ и привилегий.

КОНСЕНСУС ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. – согласие, единодушие) – согласование, достижение общих взглядов и сходных позиций между двумя или более субъектами в отношении наиболее значимых аспектов политической жизни (политический курс, пути и способы реализации политики и т.д.). Подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно предполагать сотрудничество в реализации целей и задач.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. – согласие, единодушие) – идейное и социально-политическое течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форм общественного и политического устройства, его принципов, устоев и традиций и противодействие серьезным инновациям, переустройствам в обществе и государстве.

КОНФЕДЕРАЦИЯ – образованный на основе договора союз государств, практически в полном объеме сохраняющих свой суверенитет. К. неустойчива и выступает переходной формой к распаду союза (Австро-Венгрия, Швеция, Норвегия и др.) либо к формированию федерации (США, Германия, Швейцария).

КОНФЛИКТ (лат. – столкновение) – в широком смысле слова – столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, общий спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон.

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – разновидность конфликта социального по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета, статуса, ресурсов власти и т.д.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система исторически сложившихся, относительно устойчивых политических знаний, оценок и моделей поведения, а также ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе.

Л

ЛЕГАЛЬНОСТЬ (лат. – законность) – означает формально-юридическую законность тех или иных политических институтов, объединений, организаций и политической деятельности.

Л. необходимый элемент нормального возникновения, функционирования субъектов политической жизни в демократическом обществе.

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ – означает признание большинством населения любой страны государственной власти, подчинение этой власти, признание полномочий какого-либо лица, органа. Указанный термин ввел в политическую науку и детально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределением ценностей и ресурсов составляет, по Веберу, основу легитимности. Л.в. означает права субъектов (носителей) власти предписывать нормы поведения другим гражданам.

ЛИБЕРАЛИЗМ (неолиберализм) (лат. – касающийся свободы) – теория и практика, ориентированные на общество, которое признает политические и экономические права человека в рамках закона, выступающего как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (от лат. – ведущий) – вид, способ, взаимодействия людей, предусматривающий влияние одного человека, группы людей на других людей в целях организации их для совместной политической деятельности. При этом и другая сторона способна оказывать влияние на лидера.

ЛОББИЗМ (от англ. – кулуары) - разновидность закулисной теневой политики, особый механизм воздействия на властные структуры, средства массовой информации в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев и групп. Как правило, лоббисты действуют изнутри властных структур. Проводят своих представителей в законодательные и исполнительные органы. Влияют не только на законодателей, но и на ответственных чиновников, политических лидеров, представителей печати. Воздействуют на общественное мнение через средства массовой информации. При этом давление приобретает координированный, массированный и организованный характер.

М

МАКИАВЕЛЛИЗМ – способ политического поведения, рассчитанный на использование ради достижения поставленной цели любых средств.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – целенаправленное воздействие на общественное мнение и политическое поведение людей с помощью, прежде всего, средств массовой информации (радио, телевидение, пресса) с целью изменения их сознания, позиции и действий вопреки их интересам.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность политических, экономических, духовно-культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными и другими организациями, учреждениями на мировой арене.

МЕРОКРАТИЯ (от лат. и греч. – достойная власть) – буквально: власть, основанная на заслугах. Термин введен в употребление английским социологом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». М. – власть или управление, осуществляемые лицами, выдвинутыми на руководящие посты за их выдающиеся достоинства и способности.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – в международном праве трактуется как право и реальная способность органов М.с. регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ – наличие и легальная деятельность в обществе любой страны нескольких политических партий.

МНОГОПАРТИЙНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это такая форма организации политической власти в стране, при которой правительство по итогам выборов формируется на основе нескольких партий. В такой стране отсутствует доминирующая партия, а также нет двух равнозначных партий. В числе разновидностей многопартийных политических систем выделяются трех-, четырех- и пятипартийные системы. Многопартийная политическая система может быть только при парламентской форме правления. В президентских республиках многопартийная система может сложиться только в парламентах.

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования. Различают абсолютную и конституционную монархию. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением законодательной, исполнительной и судебной властей. В настоящее время существует в Саудовской Аравии, Катаре и Омане. Для конституционной монархии характерно существование наряду с монархом института парламента. Конституционная М. подразделяется на дуалистическую и парламентскую. При дуалистической монархии законодательная власть формально принадлежит парламенту. Однако монарх имеет право назначения в нижнюю палату парламента, право роспуска парламента и право вето. Правительство формируется монархом и остается политически ответственным перед ним (Иордания, Марокко). В парламентской монархии основные прерогативы принадлежат парламенту, который формирует правительство и перед которым оно несет политическую ответственность. Институт же монархии в основном выполняет символические функции (Великобритания, Испания, Швеция и др.).

Н

НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА, народный опрос, народная акция – собирательный термин для обозначения различных форм непосредственного участия народа в политических решениях. В ряде федеративных государств эти формы предусмотрены в конституциях, например, в ФРГ ст. 29 Основного закона. Конституции разных федеральных земель также предусматривают данные способы прямой демократии. Подобные формы непосредственного участия граждан в политике развиваются особенно широко на коммунальном уровне (Германия, Швейцария).

НАСЕЛЕНИЕ – представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий, действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких как численность и плотность населения, его состав по полу и по возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и др.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ – принятие государством иностранца в свое подданство или гражданство.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – 1) название парламента в ряде стран; 2) наименование представительных собраний во времена буржуазных революций в Австрии, Германии, Франции.

О

ОЛИГАРХИЯ – власть немногих, власть богатых; в расширенном смысле – власть вообще всякой эгоистической группы. В области политического правления – такая форма государственной власти, при которой вся ее полнота принадлежит незначительной части общества.

ОППОЗИЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. – противоположение) – конкретный механизм реализации политического плюрализма, способность субъектов политики (личности, группы, партии и т.д.) к альтернативной позиции по отношению к правительству, правящей партии, мнению большинства относительно власти.

ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, знаниями и т.п.), передача волевых побуждений от активного субъекта к пассивному.

О.п. формируются на основе совпадения или расхождения политических интересов людей.

ОХЛОКРАТИЯ (греч. – власть толпы) – 1) ситуация, характеризуемая мятежами, погромами, крупными уличными беспорядками, проявлениями самых низменных побуждений и действий – избиения, групповые изнасилования, бессудные убийства, бессмысленные разрушения и т.д.; 2) власть общественно-политических групп, ориентирующихся на наиболее примитивные варианты популистских настроений, абсолютизирующая права и игнорирующая обязанности.

П

ПАРЛАМЕНТ (франц. – говорить) – представительный и законодательный орган власти. Современные парламенты возникли и развились из сословно-представительных органов власти, появившихся в Западной Европе в конце XII в. Верховенствующую роль парламенты стали приобретать лишь XVIII в. Основными функциями парламента как политического института являются: представительство интересов различных социальных групп; 2) выбор и определение альтернатив общественного развития; 3) разработка и принятие законов; 4) политический контроль за деятельностью исполнительной власти (правительства); 5) обеспечение легитимности принимаемым решениями. Парламенты различаются по структуре и объему компетентности. В соответствии со структурой они делятся на однопалатные и двухпалатные.

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – это право быть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя выражения и защиты интересов определенной общности людей с помощью политической власти.

ПАРТИЯ ПРАВЯЩАЯ – партия, которая получает возможность формировать правительство, разрабатывать политическую программу развития общества в соответствии со своими политическими задачами. Такая программа может утверждаться высшим законодательным органом, например, парламентом Англии, или обеспечиваться бюджетом для ее реализации со стороны парламента, как в США. В тоталитарном обществе она навязывается народу решениями самой партии, точнее ее аппарата.

ПЛЕБИСЦИТ – опрос населения как одна из форм определения его волеизъявления по тому или иному вопросу путем народного голосования. Конституции федеративных государств предусматривают вынесение наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также на всенародное голосование (референдум).

ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – вид демократии, концепция, согласно которой политико-властные процессы в обществе рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различных организованных интересов, а также динамического баланса социально-политических институтов и сил. В политике плюрализм – это система власти, основанная на взаимодействиях и «противовесах» основных партий и организаций.

ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – образ действия в сфере политики, вид участия (неучастия) в политической жизни общества, конкретная повседневная политическая деятельность индивида, социальной группы, выражающаяся в оценках, позиции, определенных действиях. Выделяются осознанные формы П.п.,в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы, и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием.

ПОЛИТИЗАЦИЯ – это, во-первых, усиление влияния политики на сферы общественной жизни и в связи с этим возрастание роли государства в обществе; во-вторых, включение рядовых граждан в политический процесс. Эти процессы имеют как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, растет информированность граждан о политических реалиях, развивается политическая культура, становится возможным контроль общества за политическими институтами. С одной стороны, - политическому регулированию подвергаются многие спектры социальных отношений, даже те, которые способны саморегулироваться, что снижает их творческий потенциал. Кроме того, на принятие политических решений может оказывать влияние некомпетентность, оболванивание и манипуляция народными массами. Политический переворот – насильственный захват верховной государственной власти, при этом политический режим не подвергается изменениям.

ПОЛИТИКА (греч. – все, что связано с государством) – наука и искусство по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Термин П. восходит к трактату Аристотеля о государстве, правлении и правительстве – «Политика». И до конца XIX в. П. рассматривалась как учение о государстве, о власти государственного уровня.

В настоящее время существует несколько основных толкований политики:

1 – как отношение между классами (согласия, подчинения, господства, конфликта, борьбы) (В.И. Ленин); группами, людьми (внутренняя П.): государствами (внешняя П.);

2 – как господство, власть и деятельность, связанная с завоеванием власти, использовавшем ее;

3 – как управление, упорядочение жизни общества (функциональный подход – со времен Платона).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность политических институтов, взаимодействий, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества и адаптации к окружающей среде. Понятие «П.с.» было введено в политическую науку политологом США Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Исходя из вышеизложенного, П.с. современного общества представляет собой комплекс взаимосвязанных государственных и общественно-политических институтов, посредством которых осуществляются политические отношения в той или иной стране на основе формальных и неформальных норм, посредством которых поддерживается устойчивое (или неустойчивое), прогрессивное (или регрессивное) функционирование общества с учетом интересов всех или отдельных социальных структур.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ (франц.- порядок, система правил, государственный строй) – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов, способов достижения политических целей и осуществления власти. Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. П.п. подразделяется на политическое участие и абсентеизм.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию относятся действия по делегированию полномочий (участие в выборах); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; участие в деятельности партий и групп интересов.

ПОЛИТОЛОГИЯ – этот термин образован на основе двух греческих слов «politike» – общественные, государственный дела и «logos» – учение, знание, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике. Она является системой знаний о политике, политической власти, политических отношениях и политических процессах. Эта наука о принципах и закономерностях политической жизни общества, о формах и методах деятельности субъектов политики.

ПРАВИТЕЛЬСТВО – политический институт, выполняющий функции исполнительной власти. Процедура формирования правительства зависит от формы правления.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношение с индивидами как субъектами права. Правовое государство – государство, где властвует закон. В центре теории правового государства – представления о верховенствующем положении права над государством. Право – это мера свободы, равенства и справедливости. Все законы, нормы и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы – первый принцип правового государства. Второй принцип – законности – гласит, что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Теория разделения властей стала третьим принципом правового государства.

ПРАВЫЕ-ЛЕВЫЕ – происхождение терминов связано с размещением членов Учредительного собрания (периода Великой Французской революции) консервативного толка в зале заседаний справа от председательствующего, а радикально-настроенных – слева от него. Сегодня этими терминами характеризуют политические партии, общественные движения, средства массовой информации, политические убеждения и позиции лидеров, рядовых граждан.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА (франц. – лучшее отборное, избранное) – это неоднородная социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая политической властью и возможностью влияния на общество. Родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс.

ПРЕЗИДЕНТ – глава государства, избираемый либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ – совокупная деятельность институционализированных и не институционализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, обуславливающих формирование и функционирование политической системы общества.

Р

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ – один из основополагающих принципов демократического политического режима, эффективного функционирования политической системы в целом, государства, в частности. Принцип Р.в. предполагает четкое разграничение функции политической и экономической власти в обществе, законодательной, исполнительной, судебной властей государства, центральной и местной. Своеобразное преломление этот принцип находит в распределении компетенции и функций по властным вертикалям и горизонталям, внутри правительства. Решающее значение в системе Р.в. выделение в судебной власти внешнего контрольного органа – конституционного суда как арбитра в отношениях между властями. На основе принципа Р.в. достигается относительная самостоятельность каждой из властей, строгое выполнение ими своих функций и невмешательство в деятельность других ветвей власти. Однако главное назначение Р.в. – в рассредоточении власти по нескольким субъектам и создании тем самым системы сдержек и противовесов каждой власти для того, чтобы ни одна из них не приобрела абсолютного значения. Основоположниками концепции Р.в. являются философы-просветители Д. Локк (Англия) и Ш. Монтескье (Франция). Оба усматривали в Р.в. главное условие недопущения в обществе бесконтрольной и абсолютной власти. Помимо этого, Ш. Монтескье данный принцип выводил из необходимости разделения труда в процессе осуществления власти и учета постоянной борьбы за власть между различными социальными слоями. Последнее послужило для него основанием Р.в. между различными сословиями для достижения политического равновесия в обществе. В наше время Р.в. стало принципом практики всех демократических обществ, одним из признаков правового государства.

РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – составная часть социальной революции, ее проявление в политической сфере общественной жизни, выражается в замене политической власти одних социально-политических сил страны другими. Р.п. как острая форма политического противоборства, всегда сопряжена с применением различных видов насилия. Оно может носить как вооруженные, и в этом смысле немирные формы (вооруженное восстание, гражданская война и др.), так и невооруженные, т.е. сравнительно мирные формы.

РЕЙТИНГ (англ. – оценка, положение) – показатель популярности в обществе политических деятелей, политических партий, общественных организаций, их авторитета и потенциальной поддержки избирателей, если бы в этот момент проводились выборы.

РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНСКАЯ – форма государственного правления, основанная на принципе верховенства парламента, перед которым правительство несет ответственность за свою деятельность.

РЕСПУБЛИКА ПРЕЗИДЕНТСКАЯ – форма правления государством, основанная на приоритете исполнительной власти в лице президента.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ – средства, используемые субъектом власти для достижения целей. Р.в. подразделяются на экономические (материальные, финансовые, сырьевые, технические и др.), социальные (престиж, статус, льготы, социальные услуги и др.), культурно-информационные (средства массовой информации, учреждения, науки и образования и др.) и принудительные (армия, службы безопасности, правоохранительные органы, суд и др.).

РЕФЕРЕНДУМ (лат. – то, что должно быть сообщено) – прямое, непосредственное обращение к электорату для окончательного решения какого-нибудь законодательного или внутри- или внешнеполитического вопроса.

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – политические действия в обществе, направленные на преобразование отдельных элементов политической системы или частичное изменение способа их функционирования, но не затрагивает принципиальных основ существующего политического режима.

РОТАЦИЯ (лат. – круговращение) – система своевременного замещения (восполнения) политических партий, представителей законодательной и исполнительной властей всех уровней в целях обеспечения постоянного управления и повышения эффективности управленческого воздействия на общество. В таком функциональном назначении Р. Выступает общепризнанным механизмом эволюционного развития западного общества, совершенствования в нем политического управления.

С

СЕПАРАТИЗМ (лат. – отдельный) – политическая деятельность, направленная на отдельные части территорий государства, провозглашение государственной независимости и суверенитета.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ – верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В С.Ф. входят по два представителя от субъектов Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органа власти). К сфере ведения С.Ф. относятся: утверждение изменений границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение о возможности использования Вооруженных сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ и заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – разновидность государства, характеризующаяся развитой системой социального обеспечения, гарантирующая минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПОЛИТИЧЕСКИЕ – основные аспекты практической политики, линия политического поведения, определенный политический курс государства, общественных организаций, в том числе и политических партий. Кроме этого С.Т.п. рассматривается как наука и искусство политического руководства. Стратегия политическая определяет цели, главные направления деятельности политических организаций, основных участников политического процесса, цели и принципы их деятельности. Тактика политическая – это совокупность путей, форм и методов достижения стратегической цели. По отношению к стратегии политической она имеет подчиненное положение, но от ее безошибочности прямо зависит реализация стратегии.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ (акторы) - это носители практической политической деятельности, направленной на объект политики. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или лидеры), политические элиты, государство и его структуры, политические партии и многие другие.

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ – административно-территориальное образование, часть федеративного государства, обладающая ограниченными политическими правомочиями. Как правило, С.Ф. может иметь свою конституцию(соответствующую требованиям и нормам федеральной конституции), законодательные и исполнительные органы власти. Совокупность прав, находящихся в ведении субъекта Федерации, определяется федеральной конституцией или отдельным договором с федеральными органами власти.

СУВЕРЕНИТЕТ (франц. – верховная власть) – независимость и верховенство государственной власти. Понятие С. было введено в политическую науку франц. юристом Ж. Боденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. С. проявляется в издании и изменении законов, ведении войны и установлении мира, осуществлении правосудия и др. В Новое Время учение о суверенитете было развито Т. Гоббсом и Ж.-Ж. Руссо. Последний связывал идею суверенитета с выражением общей народной воли и, таким образом, носителем суверенитета оказывался народ. В современной политической науке под суверенитетом понимается способность государства в установленных пределах осуществлять свои функции.

Т

ТЕОКРАТИЯ (греч. «theos» - бог и «kratos» - власть) – форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством. Достаточно часто при теократии монарх одновременно является главой церкви. Примером современной теократии являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран.

ТЕРРОРИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. – страх, ужас) – формы, методы политической борьбы, осуществляемые путем применения неограниченного насилия как внутри отдельных стран, так и на мировой арене с целью подавления и уничтожения политических противников.

ТОТАЛИТАРИЗМ (лат.totalis – весь, целый, полный) – политический режим, при котором государство стремится к полному контролю и подчинению всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека. Т. характеризуется наличием официальной идеологии, посредством которой оценивается вся деятельность; наличием монополии на власть одной массовой политической партии, возглавляемой вождем (лидером) при этом они могут меняться естественно или по решению партии, но режим сохраняется пока партия у власти в стране; системой террористического контроля в той или иной форме; отличается от других недемократических политических режимов самой высокой степенью регламентации и контроля; он действует от имени народа и якобы в его интересах, в этих целях формально могут сохраниться «демократические» процедуры (своеобразные выборы органов власти). Этот режим может существовать длительный период и способен в различных экстремальных условиях демонстрировать живучесть, оперативность в решении сложных проблем.

У

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Для унитарного государства характерны следующие черты: 1) единая конституция, действующая на всей территории страны; 2) единая система высших государственных органов власти, юрисдикция которых распространяется на всю территорию; 3) единая правовая система; 4) подчинение муниципальных органов власти общегосударственным. Унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. К первым относятся Великобритания, Дания, Швеция; ко-вторым – Франция, Италия, Испания. В отличие от централизованных, в децентрализованных унитарных государствах регионы обладают автономией и могут даже иметь свои законодательные и исполнительные органы. Такая разновидность унитарного государства в последнее время получила название регионализм.

Ф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – представительный и законодательный орган власти Российской Федерации. Ф.с. состоит из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.

ФЕДЕРАЦИЯ (лат. «foederatio» - союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой входящие в состав административно-территориальные образования (субъекты Федерации) обладают ограниченной и политической самостоятельностью. Характерными чертами федерации являются: 1) наличие конституции союза и объектов Федерации; 2)Верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства; 3) существование федеративного гражданства и гражданства субъектов Федерации; 4) Наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти на уровне субъектов Федерации; 5) право представительных органов субъектов Федерации принимать законодательные акты в пределах установленных полномочий и компетенции.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Обычно выделяют следующие формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (внешнее проявление государства) определяется структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Существует две основные модели Ф.п.: монархия и республика. Монархии могут быть абсолютными, ограниченными и конституционными. Другая модель Ф.п. – республика. В ней все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Структуры и институты, типичные для республики – электорат, совет, ассамблея, парламент и т.д. Независимо от степени участия граждан во властных структурах - формальное провозглашение права на власть в государстве за народом. Выборность органов власти дают основание считать такую форму правления республикой.

ФРАКЦИЯ В ПАРТИИ (лат. – раздробление) – группировка внутри политической партии, отличающаяся от ее основной линии взглядами, структурой, дисциплиной.

Х

ХАРИЗМА, ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ (греч. – благодать, божий дар) – особая исключительная одаренность, наделенность какого-либо лица, чаще всего государственного или общественного деятеля, такими качествами, которые резко выделяют его среди других (исключительная мудрость, героизм, пророчество и др.) или его способность внушить своим последователям веру в его сверхъестественные способности. В политологию Х ввел и исследовал М. Вебер в связи с разработкой им концепции идеальных типов государств, власти, лидерства. Харизматическая политическая власть основывается на преданности лидеру, которому приписывают некие высшие, почти мистические свойства.

«ХЕЛЬСИНСКИЙ ПРОЦЕСС» - условное наименование многостороннего переговорного процесса в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На основе его подписан Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г.

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» - наименование ситуации в международных отношениях, при которой имеет место острое напряженное противостояние, конфронтация разных стран и их блоков, могущее доходить до балансирования на грани войны, но не переходит эту грань (например, взаимоотношения между СССР и его союзниками и США и их союзниками в период с 1946 по 89-е гг.).

Э

ЭКСТРЕМИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (франц. – крайний) – приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

ЭЛЕКТОРАТ (лат. – избиратель) – все граждане данной страны, которые пользуются избирательным правом и могут принять участие в выборах государственных органов власти и органов местного самоуправления.

ЭТАТИЗМ – активное вмешательство государства в жизнь общества, проникновение его влияния во все общественные структуры, полное подчинение ему граждан на основе абсолютизации его обязанностей гражданина и прав государства.

Я

ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ – язык, имеющий особый политико-правовой статус в государстве, широко используемый как средство межнационального общения, являющийся языком управления, функционирования государственных и общественных органов и организации, делопроизводства, официальной переписки и общения, развития соответствующей культуры, среднего и высшего образования, деятельности средств массовой информации и т.д. Я.г. пользуется специальной поддержкой государства в целях его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: