РЕЧЕВАЯ КАРТА
Общие сведения о ребенке.
Ф.И.О:____________________________________________________________
Дата рождения: ___________________________________________________
Домашний адрес: ___________________________________________________
Дата обследования: ________________________________________________
Заключение психиатра: ______________________________________________
Заключение невропатолога:__________________________________________
Состояние органов слуха и носоглотки: _______________________________
Данные окулиста: __________________________________________________
Посещает ли ребенок ДОУ: __________________________________________
Жалобы родственников: _____________________________________________
Перенесенные заболевания: __________________________________________
__________________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________
__________________________________________________________________
Общий анамнез:
- от какой беременности: ____________________________________________
- течение родов: ____________________________________________________
- рост при рождении: ________________________________________________
- на какие сутки выписан из роддома: __________________________________
- вскармливание: ___________________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
|
|
- когда начал различать слуховые и зрительные раздражители: ____________
- когда начал тянуться за игрушками: __________________________________
- когда начал держать голову: ________________________________________
- когда начал самостоятельно садиться и ходить: ________________________
- когда появились зубы: _____________________________________________
- появление навыков самообслуживания: _______________________________
Речевой анамнез:
- гуление: -_________________________________________________________
- лепет: ___________________________________________________________
- первые фразы: ___________________________________________________
- с какого времени замечены нарушения речи: __________________________
- занимался ли с логопедом: _________________________________________
Обследование состояния артикуляционного аппарата.
Проверяется:
а) строение губ, языка, зубов, челюстей, неба;
б) подвижность органов артикуляционного аппарата.
Ребенку предлагается выполнить задание по подражанию или речевой инструкции
Задание | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Облизать языком губы. 2. Дотянуться языком: 3. Пощелкать языком. 4. Сделать язык: 5. Поднять кончик высунутого языка вверх и удержать его в этом положении. 6. Перемещать кончик языка то в левый угол, то в правый, меняя ритм движений. 7. Высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот. 8. Вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку. 9. Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад. 10. Раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти. | а) до кончика носа; б) до подбородка; в) до левого, а затем правого уха а) широким; б) распластанным; в) узким. |
При оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата учитывается:
|
|
а) нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме;
б) свобода, быстрота и плавность движений;
в) насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому
г) возможность удержания артикуляторной позы.
Обследование фонетической стороны речи (обследование произношения звуков).
Протокол обследования звукопроизношения:
Исследуемый звук | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель (восприятие по слуху) | Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке) | Произношение звука | Характер нарушения произношения | Примечание | ||||
Изолированно | В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, между гласными) | Отсутствие звука | Искажение | Замена | Смешение звуков | ||||||
Гласные | |||||||||||
ы | |||||||||||
а | |||||||||||
у | |||||||||||
о | |||||||||||
и | |||||||||||
Согласные | |||||||||||
с | |||||||||||
с’ | |||||||||||
з | |||||||||||
з’ | |||||||||||
ц | |||||||||||
ш | |||||||||||
ж | |||||||||||
ч | |||||||||||
щ | |||||||||||
л | |||||||||||
л’ | |||||||||||
р | |||||||||||
р’ | |||||||||||
б | |||||||||||
б’ | |||||||||||
п | |||||||||||
п’ | |||||||||||
д | |||||||||||
г | |||||||||||
к | |||||||||||
к’ | |||||||||||
х | |||||||||||
м | |||||||||||
н | |||||||||||
н’ | |||||||||||
в | |||||||||||
в’ | |||||||||||
ф | |||||||||||
ф’ | |||||||||||
т | |||||||||||
т’ | |||||||||||
Йотация | |||||||||||
ай | |||||||||||
ей | |||||||||||
ья | |||||||||||
ье |
Внимание обращается на характер нарушения произношения звуков: мономорфное или полиморфное нарушение; звукопроизношение соответствует возрасту. Антропоморфический дефект (вид искажения) и (или) фонологический дефект (отсутствие, замена, смешение звуков).