МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ
СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Львов - 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................................................................................. | |
1. Нормативно-методические основы по разработке образовательно-квалификационной характеристики................................................. | |
2. Нормативно-методические основы разработки образовательно-профессиональной программы.............................................................................. | |
3. Нормативно-методические основы разработки средств диагностики качества высшего образования................................................................... | |
4. Нормативно-методические основы разработки структурно-логической схемы программы подготовки...................................................... | |
5. Нормативно-методические основы разработки учебного плана.... | |
6. Нормативно-методические основы разработки рабочего учебного плана............................................................................. | |
Приложение 1. Основные термины и соответствующие определения........................ | |
Приложение 2. Образовательно-квалификационная характеристика......................... | |
Приложение 3. Образовательно-профессиональная программа..................................... | |
Приложение 4. Средства диагностики качества высшего образования........................... | |
Приложение 5. Лист согласования....................................................... | |
Приложение 6. Структурно-логическая схема программы подготовки бакалавра (магистра, специалиста).............................................................. | |
Приложение 7. Учебный план....................................................... | |
Приложение 8. Рабочий учебный план............................................ |
ПРЕДИСЛОВИЕ
|
|
Согласно Положению об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование)[1], Системе высшего образования Украины необходимо разработать новое поколение нормативной (образовательно-квалификационные характеристики, средства диагностики качества высшего образования) и учебно-методической (образовательно-профессиональные программы, учебные планы, программы учебных дисциплин и т.п.) документации, регламентирующей подготовку специалистов с высшим образованием, часть которой входит в состав системы стандартов высшего образования.
Концепция формирования содержания и технология разработки нормативной и учебно-методической документации нового поколения базируется на субъектно-деятельностного подхода, графическая интерпретация которого приведена на рис. 1.
Структура системы стандартов высшего образования в соответствии с требованиями Закона Украины «О высшем образовании» - это иерархическая совокупность взаимосвязанных стандартов. Они относятся к области стандартизации высшего образования и устанавливают взаимосогласованные требования к содержанию, объему и уровню качества высшего образования, определяются общей целью образовательной и профессиональной подготовки.
|
|
Система стандартов высшего образования составляют:
- государственный стандарт высшего образования;
- отраслевые стандарты высшего образования;
- стандарты высшего образования высших учебных заведений.
Государственный стандарт высшего образования (ДСВО) содержит составляющие (Рис. 2):
- перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, которые определяются через профессиональные названия работ, которые должны выполнять специалисты определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях;
- перечень направлений и специальностей, По которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, т.е. это содержит перечень названий направлений, отражающих родственный содержание высшего образования и профессиональной подготовки, и перечень названий специальностей, отражающих неповторимы обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности;
- требования к образовательным уровней высшего образования - Это требования к уровню сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности, а также требования к формированию у нее патриотизма к Украине и к знанию украинского языка;
- требования к образовательно-квалификационных уровней высшего образования содержат требования к профессиональной подготовке специалистов с учетом общественного разделения труда.
Потребности | основа выживания, продуцирования, развития | ||||||||||||||||
Мотивы деятельности | осознаны человеком факторы, определяющие выбор цели деятельности, которые отвечают потребностям | ||||||||||||||||
Цели | прогнозируемый результат деятельности, который направлен на объект, посредством которого субъект намерен удовлетворить ту или иную потребность | ||||||||||||||||
Деятельность | система взаимодействий человека со вселенной, в которой одно достигает сознательно поставленных целей, появившихся вследствие возникновения определенных потребностей | ||||||||||||||||
Общественное разделение в работе | распределение и закрепление работы за участниками трудового процесса, обусловлен несостоятельностью человека удовлетворить личные потребности только своим трудом | ISCO-88 Международная стандартная классификация профессий | |||||||||||||||
Профессии | способность выполнять подобные работы, которые требуют от лица определенной квалификации | ДК 009:2010 Классификация видов экономической деятельности (Действующий от 01.01.2012 г.) | |||||||||||||||
Специальности | в сфере образования - направленность и содержание обучения при подготовке специалиста (назначается через объект деятельности специалиста и отражает, прежде всего вид его деятельности и сферу применения его труда); в сфере труда - особенности направленности и специфика работы в пределах профессии (содержание задач профессиональной деятельности) | ДК 003:2010 Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий» | |||||||||||||||
Квалификации | способность лица выполнять задания и обязанности определенной работы | ||||||||||||||||
Образование | социальный институт, который обеспечивает всестороннее развитие человека как личности и формирует качества человека, что является достаточным для получения соответствующей квалификации | Закон Украины «Об образовании» | |||||||||||||||
Среднее образование | Государственный стандарт среднего образования | ||||||||||||||||
Высшее образование | специальный институт, который готовит специалиста, способного обеспечить надлежащую эффективность труда определенной квалификации | Закон Украины «О высшем образовании» | |||||||||||||||
Образовательные уровни | характеристика высшего образования по признаку уровня сформированности качества человека, обеспечивающих ее всестороннее развитие как личности и являются достаточными для получения соответствующей квалификации | Перечень направлений и специальностей | |||||||||||||||
Образовательно-квалификационные уровни | характеристика высшего образования по признакам уровня сформированности качества человека, обеспечивающих его способность выполнять соответствующие профессиональные задачи или обязанности определенного квалификационного уровня | Положение об образовательно-квалификационные уровни | |||||||||||||||
Стандартизация высшего образования | установление государством требования к содержанию, объему и уровню качества высшего образования определенного образовательного и квалификационного уровня | Система стандартов высшего образования | |||||||||||||||
Отраслевые стандарты высшего образования (ГСВО) базируются на ДСВО и представляют собой систему нормативных и учебно-методических документов по определенным направлениям подготовки и специальностям, приведены в
|
|
|
|
- Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста (Постановление КМУ от 20.06.2007 г. № 839);
- Перечень направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню бакалавра (Постановление КМУ от 13.12.2006 г. № 1719);
- Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра (Постановление КМУ от 27.08.2010 г. № 787).
ГСВО содержит составляющие (рис. 3):
- образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений (ОКХ): отображают цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяют место специалиста в структуре отраслей экономики государства и требования к его компетентности, других социально важных качеств, систему производственных функций и типовых задач деятельности и умений для их реализации;
- образовательно-профессиональные программы подготовки (ОПП): определяют нормативный срок и нормативную часть содержания обучения по определенному направлению или специальности соответствующего образовательно-квалификационного уровня, устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки специалиста;
- средства диагностики качества высшего образования (ЗД): определяют стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественного оценивания достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств.
Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие:
- перечень специализаций по специальностям;
- вариативные части ОКХ;
- вариативные части ОПП;
- вариативные части ЗД;
- учебные планы (НП);
- программы учебных дисциплин (ПНД).
Рис. 3. Направленность и последовательность разработки стандартов высшего образования высших учебных заведений
При отсутствии утвержденного ГСВО нормативно-вариативные[3] ОКХ, ОПП и ЗД для каждого направления подготовки (специальности) самостоятельно разрабатывает Университет с учетом соответствующих рекомендаций МОНМС Украина, согласовывает с соответствующим НМК и МОНМС Украины (образец письма согласования приведены в приложении 5).
ЧП определяют график учебного процесса, перечень, последовательность, время изучения учебных дисциплин, количество кредитов ECTS, формы учебных занятий и сроки их проведения, а также формы проведения итогового контроля.
ПНД определяют их информационный объем, уровень сформированности компетенций, перечень рекомендованных учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения. Порядок разработки и утверждения ПНД определяется соответствующими Методическими указаниями.
Основой разработки стандартов высшего образования нового поколения является компетентностный подход, А результаты формирования системы компетенций является одним из ключевых моментов оценки качества знаний.
Само понятие «компетенции» включает:
- знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать),
- знания как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям),
- знания как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
В формировании компетенции решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательную среду высших учебных заведений, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов и т.д..
Соответствие качества подготовки выпускника требованиям отраслевого стандарта высшего образования должна определяться его компетенциями:
Компетенция | Аббревиатура компетенции |
Компетенции социально-личностные: | КСО |
- понимания и восприятия этических норм поведения в отношении других людей и стоосвно природы (принципы биоэтики) | КСО.01 |
- понимание необходимости и соблюдение норм здорового образа жизни; | КСО.02 |
- обучаемость; | КСО.03 |
- способность к критике и самокритике; | КСО.04 |
- креативность, способность к системному мышлению; | КСО.05 |
- адаптивность и коммуникабельность; | КСО.06 |
- настойчивость в достижении цели; | КСО.07 |
- забота о качестве выполняемой работы; | КСО.08 |
- толерантность; | КСО.09 |
- экологическая грамотность. | КСО.10 |
Общенаучные компетенции: | КЗН |
- базовые представления об основах философии, психологии, педагогики, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, склонности к этическим ценностям, знание отечественной истории, экономики и права, понимания причинно-следственных связей развития общества и умение их использовать в профессиональной и социальной деятельности; | КЗН.1 |
- базовые знания фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом соответствующей области знаний, способность использовать математические методы в выбранной профессии; | КЗН.2 |
- базовые знания в области информатики и современных информационных технологий; навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать интернет-ресурсы; | КЗН.3 |
- базовые знания фундаментальных наук, в объеме, необходимом для освоения общепрофессиональных дисциплин; | КЗН.4 |
- базовые знания в области, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин. | КЗН.5 |
Инструментальные компетенции | КИ |
- способность к письменной и устной коммуникации на родном языке; | КИ.1 |
- знание другого языка (языков); | КИ.2 |
- навыки работы с компьютером; | КИ.3 |
- навыки управления информацией; | КИ.4 |
- исследовательские навыки. | КИ.5 |
Профессиональные компетенции могут иметь обобщенный характер, присущий профессионалу (специалисту) вообще или определенного класса (подкласса, группы) профессий, а также определяются требованиями конкретных профессиональных стандартов определенной профессии или (в случае их отсутствия) экспертным путем по предложениям соответствующих рабочих групп на основе европейских аналогов и квалификационной характеристикой профессии работника (за Справочником квалификационных характеристик профессий работников (ДКХПП) или предложенной и согласованной с Министерством труда и социальной политики):
Профессиональные компетенции[4] (На примере бакалавра по направлению 6.040102 «Биология») | Аббревиатура компетенции |
Обще-профессиональные: | КЗП |
- базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для сохранения устойчивости биосферы; | КЗП.1 |
- владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; | КЗП.2 |
-... | ... |
Специализированно-профессиональные: | КСП |
- способность использовать профессионально профилированные знания в области математики (математической статистики), для статистической обработки экспериментальных данных и математического моделирования биологических явлений и процессов; | КСП.1 |
- способность использовать математический аппарат для освоения теоретических основ и практического использования биологических методов; | КСП.2 |
-... | ... |
1. НОРМАТИВНО-методические основы разработки
Образовательно-квалификационная характеристика
Образовательно-квалификационная характеристика выпускника высшего учебного заведения (ОКХ) имеет вид макета отраслевого стандарта, приведен в приложении 2, построение, изложение и оформление которого соответствует требованиям ДСТУ 1.5-93.
Структура и последовательность разработки ОКХ приведены на рис. 4.
Рис. 4. Структура и последовательность разработки ОКХ
Структура ОКХ и ее обязательное содержание, представленные в этом разделе, не должны меняться (приложение 2). Ниже приведена методика разработки соответствующих структурных элементов ОКХ.
«Титульный лист»
На титульном листе ОКХ указывается:
- обозначение стандарта, состоящее из индекса СВО, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения;
- название образовательно-квалификационного уровня;
- шифр и название области знаний;
- код и название направления подготовки по перечню направлений, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню бакалавра;
- код и название специальности (для всех образовательно-квалификационных уровней, кроме бакалавра),
- код и название квалификации.
Коды и названия квалификаций определяются через коды и профессиональные названия работ, которые предоставлены ДК 003:2010, а именно:
- младший специалист - раздел 3 «Специалисты»;
- бакалавр - раздел 3 «Специалисты»;
- специалист - раздел 2 «Профессионалы», а также раздел 3 «Специалисты» (при условии, что специалист будет работать на работах, связанных с управлением сложными техническими комплексами или их обслуживанием);
- магистр - раздел 2 «Профессионалы».
Профессии раздела 1 ДК 003:2010 «Законодатели, высшие государственные служащие, руководители» содержат широкий круг разнообразных функций управления, предполагает наличие высшего образования соответствующего профессионального направления по определенным образовательно-квалификационному уровню, стажа работы по специальности, последипломного образования (переподготовки) в сфере управления. То есть по профессиям из раздела 1 подготовка специалистов в вузах на первичные должности осуществляться не может.
Первичные должности для каждой квалификации определяют соответствующие нормативно-правовые документы сферы труда и социальной защиты и отраслевые нормативные документы (в том числе - выпуски ДКХПП). Использованы нормативно-правовые и нормативные документы должны быть указаны во втором разделе стандарта - «Нормативные ссылки».
«Предисловие»
В разделе указываются фамилии, имена, отчества, научные степени, ученые звания и должности разработчиков стандарта. В случае необходимости в предисловии могут быть приведены дополнительные сведения. Например, переиздание, внесении изменений и дополнений т.д..
Дата введения стандарта в действие определяют после согласования и утверждения ОПП.
«Содержание»
В разделе нужно указать порядковые номера и названия разделов (подразделов), приложений (с представлением их обозначения и заголовков) с указанием номера страницы, на которой они размещены.
«Введение»
Страницы, на которых размещены Предисловие, Содержание, Введение, нумеруют римскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы «И» не ставят. Нумерацию страниц проставляют правом нижнем уголке на нечетным в левом нижнем уголке на четных страницах.
Дата введения стандарта в действие определяется после согласования и утверждения ОКХ и обозначается арабскими цифрами, отделенными дефисами в такой последовательности элементов: год, месяц, число.
«Название стандарта»
Указывается такая же название стандарта, приведенной на титульном листе.
Пример оформление этого раздела: