Написание работы необходимо начинать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем переходить к введению и заключению. Основная часть работы должна составлять не менее 70% ее полного объема.
Текст работы делят на разделы и подразделы, а при необходимости - на пункты и подпункты, в которых, в свою очередь, могут быть перечисления. Это обеспечивает четкую структурированность текста и должно служить логике раскрытия темы. Порядок изложения материала в тексте должен быть подчинен основной идее, защищаемой студентом. Логичность и целеустремленность изложения работы достигаются только тогда, когда каждый раздел, подраздел имеют определенное целевое назначение и являются базой для изложения материала в последующем разделе, подразделе. Логическая структура работы может сложиться далеко не сразу, поэтому целесообразно сначала составить план, после чего приступать к черновому написанию текста, который лучше писать не целиком, а небольшими частями.
Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат, поэтому изложение работы должно быть максимально точным без стилистических украшений и эмоциональных выражений. В синтаксическом плане в научном тексте широко используются сложноподчиненные предложения, логически наиболее гибко связывающие текст. Требование краткости, простоты и ясности изложения не следует понимать как упрощение синтаксиса, т.е. предложения не должны быть односложными. В то же время структура предложения не должна быть чрезмерно сложной, чтобы читатель, дойдя до конца фразы, не забыл, с чего она началась.
|
|
По стилю изложения лучше всего использовать стиль безличного монолога без субъективной окраски. Не принято использовать местоимение «я». Подача текста через местоимение «мы» выглядит скромнее и как бы отражает мнение научного коллектива, например, «нами установлено», «мы приходим к выводу». Можно использовать и неопределенно-личные предложения, изложение от третьего лица и страдательный залог, например, «к проблеме такой-то подходят с различных точек зрения», «автор полагает, что…», «разработан такой-то подход к проблеме».
Характерной особенностью письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. в форме рассуждений и доказательств, при этом должна быть достигнута смысловая законченность, целостность и связность текста (что является частью так называемого академического этикета). Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Последовательность выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак». Противоречивые отношения – словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее». Причинно-следственные отношения – словами «следовательно», «поэтому», «благодаря тому», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же». Переход от одной мысли к другой – «прежде чем перейти к….», «обратимся к …», «рассмотрим», «остановимся на …», «рассмотрев, перейдем к…», «необходимо остановиться на…». Итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключении отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подводя итог», «следует сказать».
|
|
При изложении результатов дипломной работы в тексте постоянно прямо или косвенно используется информация, полученная из разных литературных источников. Косвенное изложение – это пересказ в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Прямые цитаты из источника обязательно берутся в кавычки, и на них делается ссылка. Цитаты украшают текст и позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль. Цитаты используют для обоснования своих доводов, для иллюстрации собственных суждений, для полемики с автором и т.д. Ссылки на литературные источники приводятся цифрами в косых скобках согласно списку литературы, например, /1/, /12/, /67/.
Основная часть работы может состоять из 2-4 разделов. Первый из них посвящается обзору литературы, а последующие изложению результатов собственных исследований.