Различие между семинаром и беседой:
- на семинар, как правило, определяются докладчик (выступающий с рефератом) и его оппоненты, а при подготовке беседы, за редким исключением, выступление с докладом (рефератом) не планируется;
- на семинаре последовательно обсуждаются основные вопросы темы. Руководитель делает краткие выводы по каждому вопросу и заключительное слово в конце семинара. В ходе беседы основные вопросы обычно разбиваются на подвопросы. Руководитель группы принимает активное участие в их обсуждении вместе со слушателями и подводит итог по каждому подвопросу, в конце беседы выступает с заключительным словом.
Методика проведения семинара (беседы).
Семинар (беседа) начинается со вступительного слова руководителя группы (2-3 мин.), в котором он:
во-первых, раскрывает значение темы семинара (беседы), учебные цели занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить;
во-вторых, доводит порядок проведения семинара (беседы): последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов, время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей (как выступать - по вызову или добровольно; как строить выступление - коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного; примерное время на выступление и т. д.)
в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами.
Особенности проведения беседы.
Беседа проводится в основном также, как и семинар. Вместе с тем, это более простая, чем семинар, форма обсуждения изучаемого материала. Обсуждение организуется путем диалога руководителя со слушателями, обязательно включающего в себя обороты из разговорной речи. Вопросы ставятся в простой, доступной форме и охватывают значительно меньший объем информации, чем на семинаре. После обсуждения каждого вопроса руководитель сам дополняет и разъясняет отдельные положения.
Контрольное (итоговое) занятие.
Контрольное (итоговое) занятие проводится руководителем группы или проверяющим во всех группах ОГП личного состава частей и подразделений в конце каждого периода обучения (учебного года). Его особенностью с методической точки зрения является то, что, с одной стороны, оно носит сугубо контрольный характер и направлено на проверку индивидуальных знаний по пройденным темам за период обучения (учебный год), а, с другой призвано подытожить достигнутый уровень общественно-государственной подготовки как отдельных категорий военнослужащих, так и всего личного состава подразделения и части.
Целями контрольного (итогового) занятия является оценка:
- уровня знаний обучаемых по изученным темам учебного плана;
- применения полученных знаний в практической деятельности;
- выполнения воинского долга и соблюдения требований законов РФ, воинских уставов и приказов командиров (начальников).
Формы и методы проведения контрольных (итоговых) занятий должны учитывать особенности различных категорий военнослужащих и гражданского персонала.
Основные формы проведения контрольного (итогового) занятия:
1. Индивидуальные собеседования либо по вопросам, либо по билетам.
2. Групповая контрольная беседа.
3. Письменная летучка.
Кроме основных в системе ОГП рекомендуется использовать вспомогательные формы и методы проведения занятий. Их применение связано с методическим мастерством руководителей занятий, а также с уровнем общеобразовательной подготовки слушателей в группах и продиктовано необходимостью активизировать работу обучаемых.
Наиболее известные среди них - диспут, собеседование, "круглый стол", "мозговая атака", анализ конкретных ситуаций, викторина и другие.
Использование технических средств воспитания на занятиях по ОГП.
Технические средства воспитания и информации (ТСВ) широко применяются на занятиях по общественно-государственной подготовке. Значение ТСВ в ходе ОГП состоит в том, что они:
- дополняют и усиливают процесс усвоения знаний;
- способствуют повышению культуры подачи и представления учебного материала на занятиях;
- расширяют границы применения наглядности;
- повышают информативность занятий, примерно на 20 - 25 % улучшая понимание материала и на 15 - 20 % сокращая время изучения вопросов.
Выбор технических средств зависит от особенностей занятия (целей, форм и методов проведения), уровня методической подготовки руководителя группы и подготовленности слушателей. Управлять техническими средствами должен помощник по их эксплуатации. Это может быть помощник руководителя группы или специально подготовленный военнослужащий.