Общие положения. Целью самостоятельных практических работ является возможность воплощения в практическую реальность художественного замысла от стадии разработки идеи до

Целью самостоятельных практических работ является возможность воплощения в практическую реальность художественного замысла от стадии разработки идеи до реализации проекта.

Основой для выполнения являются теоретические знания, а также систематическая работа над звуковыми упражнениями и этюдами. Это репетиция, в процессе которой происходит применение и систематизирование базовых теоретических знаний, полученных в процессе изучения различных дисциплин. А также наработка и оттачивание практических навыков, составляющих фундамент будущего профессионального опыта.

В работе автор должен проявить способность к неординарному мышлению, разработать интересное звукорежиссерское решение и воплотить поставленные задачи, решив творческо-технические вопросы. А также попытаться организовать свой рабочий процесс и рассчитать время выполнения этапов работы, чтобы уложиться в установленные мастером сроки.

Выполнение работ студентами начинается с первого курса и идет до пятого включительно, плавно переходя в создание и реализацию дипломного проекта. Уровень сложности, поставленных задач постепенно возрастает, вид и тема курсовой работы напрямую зависят от индивидуальной программы мастерской звукорежиссуры, но неизменными для всех остаются этапы выполнения работы.

Рассмотрим основные этапы выполнения работы и вариант работы.

Студенту необходимо создать аудиовизуальное произведение на основе литературного материала. Это может быть любая форма литературного произведения на усмотрение мастера (рассказ, стихотворение, фрагмент повести, романа или сказка).

Мы со своими студентами в качестве исходного материала выбрали сказку, на ее примере и предлагаю рассмотреть этапы создания произведения.

Сказка - это одна из самых первых форм общения с литературой, с которой знакомится человек в самом раннем возрасте. Слушая и смотря сказку, малыш воспринимает информацию непосредственно «на слух», рисуя в своем воображении тот самый звукозрительный образ, к созданию которого (хочется верить) стремиться каждый "художник"…

Зрителя, в особенности ребенка, обмануть трудно. В случае неинтересного изложения истории он просто перестает ее воспринимать. А причины, по которым результат не получился (промахи в сюжетных линиях, актерская невыразительность, неудачное музыкальное оформление, перегруженность или полное отсутствие шумовых фактур, технические ошибки при записи речи, нарушение тембральных и громкостных балансов и длинный ряд всевозможных недочетов) зрителя не волнуют. Это то, что называется «невидимые миру слезы» и является предметом разбора на занятиях в мастерской звукорежиссуры.

Итак, литературный материал выбран, с чего начать работу? Мы бы рекомендовали, с определения жанра работы. Потому что, литературный сценарий и жанр будущего произведения являются отправной точкой для творческого поиска звукорежиссера. В данном случае сказка уже является яркой выраженной формой жанра и можно либо пойти по пути «чистого» жанра, реализуя все присущие характерные качества и черты, либо пользуясь основой «сказочного» жанра намеренно изменять и сам жанр и основную мысль автора, раскрывая материал совершенно с другого ракурса.

Если рассматривать сказку, как сценарно-драматургический материал, то она включает в себя литературную составляющую, то есть описательную часть истории и непосредственно, содержательную часть. Есть ясно прорисованное начало истории, где задаются основные персонажи, место действия и обозначается драматургическая завязка, например: "Жили-были..." или "давным-давно" и "не было у них... ", то есть задаются исходные обстоятельства будущего действия (предлагаемые обстоятельства ). Возьмем, к примеру, сказку «Колобок»:

«Жили-были дед да бабка. Сидел как-то дед на печи, есть захотел, и говорит бабке:

— Испеки-ка, бабка, колобок!

А бабка ему и отвечает:

— Да ты что, старый! У нас уж, почитай, неделю муки нет!

— А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось, наберётся муки-то на колобок!

Давайте, попробуем адаптировать этот текст к звукоряду. Начнем, с местоположения: «Где жили дед с бабкой?», скорее всего в деревне, значит, мы можем использовать фоновые фактуры, характеризующие местоположение: лес, птицы, скотный двор. А какое на момент рассказа, время года и, кстати, время суток? В тексте об этом ничего не сказано, значит, Вы, можете размышлять и пробовать разные варианты. Хотя, традиционно в этой сказке прорисовывается летний или весенний утро-день, поэтому и птицы, и скотный двор. А что если задать зимний вечер или позднюю слякотную осень. Попробуйте поразмышлять в этом направлении…

Следующий вопрос, который нужно решить для более точной прорисовки атмосферы действия: «В каком месте деревни находится их изба?», на берегу озера, у дороги, на краю деревни или...

Какая атмосфера царит в избе? Судя по тому, что уже неделю муки нет, то там прочно обосновалась нищета. А значит неуютно и сыро. Печь, топлена или нет? А может, не топлена, потому что лето на дворе?

Вы должны, абсолютно подробно нарисовать эту избу (какая она, какого цвета, покосившаяся или нет, и внутреннюю обстановку и т.д.), сначала в своем воображении, а затем найти этим качествам звуковые эквиваленты. Характеристики места и действий героев должны быть легко узнаваемы, не требовать дополнительных комментариев, особенно у малышей. А если возникают, какие-то сложно определимые звуковые образы, то они, впоследствии должны быть понятны слушателю.

Как в любом драматургическом произведении в какой-то определенный момент ситуация меняется, хотя дед и бабка могли жить до этого, хоть сто лет и ничего примечательного для рассказа в их жизни не происходило. А в этот раз дед решил попросить испечь ему колобка. Хотя, что такое за существо Колобок – это тоже большой вопрос. Возможно, это слово возникло по аналогии со словом «клубок», такой же круглой формы? Но, раз у бабки эта просьба не вызвала вопроса, (кроме отсутствия муки), то значит она либо уже неоднократно выпекала подобное, либо не решилась спросить.

Далее разворачивается непосредственно действие, т.е., Развитие истории:

«Вот пошла бабка - по сусекам поскребла, по амбару помела, да наскребла- таки муки на колобок!

Это следующий эпизод (сцена) нашей истории, где возникает другое помещение - амбар. Каким звукорядом его можно охарактеризовать? Открыла бабка старую скрипучую, болтающуюся на одной петле, дверь в амбар, а там голодные мыши бегают и пищат. Бабка перетрясла всю утварь, по сусекам поскребла (подумайте над звуковой характеристикой сусеков!) и наскребла - таки! Здесь есть простор для звуковой картины с помощью шумового озвучивания, где немаловажную роль, кстати, играют шаги бабки.

Продолжаем разбор:

«Замесила тесто, истопила печку, испекла колобок. Получился колобок и пышен, и ароматен".

Здесь идет перечисление физических действий, которые должны быть ярко и выразительно выполнены, чтобы и без слов быть абсолютно понятны зрителю. А центральным событием этого эпизода является появление главного героя - Колобка. В работе над звуковым образом героя, Вы, абсолютно свободны, поскольку это сказочный герой, о котором мы знаем только что он: из теста, пышен, ароматен и видимо, округлой формы, раз имеет способность катиться, (как мы знаем из дальнейшего повествования истории). Помимо физических данных колобка, которым надо найти звуковые характеристики (насколько он большой, то есть какой звук, он производит при «качении» по разным поверхностям, есть ли у него ручки, ножки и т.д.), нужно решить немаловажный вопрос: «Каким голосом он будет разговаривать, к тому же еще и песни распевать!». Этот вопрос, касается всех героев сказки и подразумевает определение структуры сказки. Традиционно, в сказке всегда присутствует рассказчик или автор. Бывает, что история рассказывается от первого лица одного из героев. На сегодняшний день существуют яркие примеры, сказок, озвученные прекрасными актерами театра и кино, как в роли рассказчиков, так и в качестве персонажей: А. Фрейндлих, Л. Дуров, Ю. Яковлев, О. Табаков, Р. Плятт и другие.

Так или иначе, автору работы необходимо определиться будут ли герои сказки озвучены разными актерами или один актер, изменяя тембр голоса и применяя разные приемы актерской выразительности, будет разговаривать за всех персонажей. В любом случае актер должен обладать приятным и выразительным тембром голоса, (что особенно важно для завоевания доверия детей), иметь хорошую дикцию, правильное произношение и подвижную актерскую природу.

Но, обратимся вновь к нашему литературному сценарию. С появлением главного героя и перемен, в жизни деда и бабка, очевидно, что должна измениться звуковая атмосфера в доме. Дом должен наполниться уютом и теплом (топится печка, мурлычет кот, закипает самовар и т.д). Должен быть яркий контраст между тем, как было плохо до его появления и как стало хорошо с его присутствием.

Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке, да за околицу. Идёт гуляет, песни распевает, гусей да кур пугает:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл!

В этом эпизоде, остро встает вопрос о музыкальном оформлении работы. Будут ли темы героев и лейтмотивов, какой будет песенка колобка, какими музыкальными инструментами они будут характеризоваться.

Персонажи преодолевают многочисленные трудности, чтобы достичь заветной цели и наконец, наступает Развязка, иными словами Кульминация истории.

Первый этап работы над выбранным материалом - это неоднократное прочтение материала и поиски интересного «приема», может быть нового сценарного хода, который даст возможность создания интересного звукового решения. На этом этапе очень опасно допустить ошибку, которая может свести к нулю все дальнейшие усилия и в итоге не приведет к желаемым результатам. Но надо не бояться пробовать и рассматривать, пускай даже самые абсурдные варианты, а во избежание фатальных последствий обязательно подробно записывать в специально выделенную для работы тетрадь и конечно, консультироваться с мастером. Также, обязательно нужно продумать вопрос: «кому будет адресовано Ваше произведение?». Ответ на него определит дальнейший путь построения работы. Ведь, очевидно, что сказка для малышей и сказка для старшего возраста, включая взрослых - это абсолютно разные сказки, при одинаковом сюжете и тексте героев.

После того, как литературный материал достаточно осмыслен и появились очертания звукового решения, работа со стадии «задумки» переходит в стадию «реализации» и начинается подготовительный период.

Подготовительный период начинается с написания звуковой экспликации (как это не покажется странно студентам - звукорежиссерам которые, несмотря на настойчивые требования мастеров, упорно пишут ее «по факту» сделанной работы, списывая с партитуры проекта, выполненного в звуковом редакторе).

Написание экспликации, во-первых, упорядочит Вашу работу, предохранив от досадных недоразумений таких как: незаписанные (пропущенные) реплики и шумы, не найденные в фонотеки, столь необходимые фактуры, которые в момент поиска, просто «вылетели из головы» и так далее…

Во-вторых, визуально упорядочит структуру Вашего будущего проекта. Это даст возможность наглядно представить все составляющие драматургического действия (завязка, развитие, кульминация) во взаимодействии с будущим звукорядом работы, а в случае совместной работы с режиссером облегчит процесс обсуждения, предполагаемого звукового решения работы.

После завершения работы над звуковой экспликацией целесообразно приступить к отбору выразительных средств, которых у звукорежиссера не так много, а именно: речь, музыка и шумы. Но какие конкретно они будут (по качеству и характеру звучания, их взаимодействие с драматургией работы и соотношения между собой) определят конечный результат и степень воплощения в проекте, задуманного.

Итак, начинается процесс, который условно можно назвать - накопление материала. Так как, студент-звукорежиссер далеко не первопроходец, то мы настоятельно рекомендуем познакомиться с теми богатыми плодами трудов, которые были уже созданы ранее. Так, проанализировав существующие работы, Вы сможете познакомиться с художественно-техническими приемами записи речи, стилем подачи и изложения материала, монтажными переходами и многими другими нюансами.

И при выполнении своей работы, Вы будете либо ориентироваться на опыт предшественников, либо «идти от обратного» создавая, быть может, абсолютно новое звучание и прочтение материала. Но в любом случае Вы, будете начинать не с нуля.

На данном этапе работы звукорежиссер активно работает с фонотекой, отбирая и сортируя шумы по категориям и папкам (атмосферные шумовые фактуры, SFX- sound effects, музыкальные шумы и так далее, в зависимости от содержания работы), что существенно облегчит и сократит время работы при последующем монтаже фонограммы. Также необходимо продумать какие шумовые фактуры нужно будет записать на синхронном шумовом озвучивании в студии, например, по причине отсутствия этих фонов в фонотеке или из-за необходимости получения определенной динамики или точной синхронности, которая потребует многопланового и трудоемкого монтажа, а на шумовом озвучивании в студии может быть реализована, достаточно простыми средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: