Теория «пирамиды потребностей» А. Маслоу
А. Маслоу полага, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимор активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.
Данная модель используется до сих пор в реальной работе, т. к. позволяет менеджерам по персоналу, держать в поле зрения и учитывать потенциальные потребности своих работников. Несмотря на свою условность «пирамида потребностей» А. Маслоу все же может быть представена в виде одного из вариантов содержательной модели трудовой мотивации, т. к. помогает «разложить по полочкам» возможные потребности персонала и дать каждому работнику то, в чем он больше всего нуждается в данный период времени.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга
Ф. Герцберг создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. В своем исследовании, проведенном среди работников умственного труда (бухгалтеры и инженеры), он использововал метод анкетирования (2 вопроса).
|
|
Высказанные положительные ощущения работников главным образом соединялись с опытом работы и ее содержанием. В тоже время отрицательные были связаны в основном с внешними условиями труда. Поэтому Ф. Герцберг назвал факторы, вызывающие удовлетворение, мотиваторами, а неудовлетворение — гигиеническими факторами.
Задача руководителя (и его менеджера по персоналу) состоит в том, чтобы понять, какие мотивы является преобладающими у ключевых работников предприятия, чтобы дать им возможность удовлетворить их потребности в обмен на эффективный труд.
Модель «шкалы человеческих ресурсов» Д.МакГрегора (теория X и Y)
МакГрегор считал, что люди способны к самомотивации, а не только к мотивированию извне. По его мнению, задача руководителя — создать такие условия работы, в которых потенциальные возможности для самомотивации могут реализоваться. (Два подхода к мотивации персонала в модели «школы человеческих ресурсов»: теория X и теория Y)
[Щербатых стр 93]
Теория Д.Мак-Клелланда
Согласно идеями Мак-Клелланда для понимания вариантов типов трудового поведения людей достаточно характеристики 3 видов потребностей и соответствующих им мотивов: потребности в достижениях, потребности в групповой пренадлежности и потребности во власти.
[Носкова О.Г. «Психология труда», стр 100]