Термин «Риторика» родилось очень давно (или ораторское ис-во) риторика – это речь. Речь – ср-во достижения цели, но не сама цель.
Риторика (Ораторское ис-во) – теор.наука. кот., имеет свою методологию, теорию, практику, методы, ср-ва, содержание, цели. Это вспомог.наука, она пользуется полями других наук – лит-ра, философия, рус.яз., истоиря, эстетика и др.
Человеческое познание проявляется в разных формах, сущ-ют две разновидности: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная.
Худ-ая часть риторики – это там, где риторика пользуется устным материалом. Ех: поэзия, и др. Риторика породила много стилей: светский, деловой, бытовой, разговорный, газетно-публицистический (сочетание умения писать и говорить)
Принципы ораторского ис-ва:
1. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. При этом необходимо учитывать аудиторию. Аудитория – кратковременная общность людей объединенных:
- наличием мотива посещения учреждения или мероприятия
- воздействием одной и той же информацией
- занятостью одной и той же деятельностью
- наличием непосредственных межличностных контактов
- одновременностью присутствия в одном и тем же месте.
2. Активное сотворчество в ходе диалога или беседы
3. Индивидуальный подход к собеседнику (состояние психологической заразительностью)
4. Прямая межличностная связь (обратная связь, ответы на вопросы)
5. Дифференцированный подход к различным социально-экономическим, социально-психологическим и социально-демографической категориям населения
6. Системный подход к отбору методов, средств и форм информации и просвещения.
Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами.
«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».
ИПД – это целенаправленный процесс, отбора, переработки и распространения информации, процесс формирования инф.среды и инф.пространства, процесс отбора наиболее эффективной формы инф.взаимодействия.
У ораторского искусства и информационно-просветительской деятельности (ИПД) культурно-просветительных учреждений могут быть общие воспитательные задачи, которые предусмотрены гражданским правом, неприкосновенностью личностью.
Оратор может показать проблемы в тексте, ИПД – в мероприятиях.
Единство целевой установки оратора и ИПД сформулировать личность, пригодную для жизни в данном обществе, выбираем инф материал, через который можно показать данную проблему.
Общим является наличие обратной связи как способ налаживания контакта с аудиторией. Важной является опора на практический опыт – это способ ассоциативного мышления.
Общим является и идентичность всех просветительских форм (информация, лекция, рекламная акция).
СКД является одной из 3 дисциплин, лежащих в основе ораторского искусства, наряду с педагогикой и психологией. Педагогика при подготовке ораторского выступления отвечает на вопросы: Зачем? Как? Почему?
Психология изучает интерес, запрос, потребность аудитории для расчета уровня психологического интереса.
Ораторы используют СКД скорее в теории.
Различия: у ИПД работников больше изобразительных средств (там, где оператор скажет, соц-культ работник может показать). Частные методики проведения праздника разные. Частные методики СКД шире, больше изобразительных средств.
Различия в средствах:
У оратора – интонация, модуляция голоса, невербальные средства (жесты), аудио-видеотехника, наглядные средства (натуральные, объемные, плоскостные, аудиовизуальные.
Выбор методики зависит от опыта, от компетентности, от содержания, от аудитории.
Формула подготовки общая: цель – педагогический процесс – результат.