Сущность и специфика педагогики сотворчества

Полнота, эффективность любых формирующих процессов, в том числе процесса социализации подрастающего поколения, во многом зависят от средств и методов педагогического воздействия, но более всего от подхода в использовании этих средств и методов. Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессов» является совместная дискуссионно-эвристическая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, носящей исследовательско-творческий характер (Сократ, Л.Толстой, Н.Винер, Ш.Амонашвили). В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества.

Педагогика сотворчества - совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; во-первых, возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения, без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Стало быть деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника. В процессе этих взаимоотношений следует формировать уважительное отношение к партнеру по общению (обучать ведению беседы, спора, умению слушать). Необходимо вырабатывать установку на интерес к предмету общения, то есть раскрывать познавательный характер общения, ведь именно в общении человек получает новую информацию об окружающей его действительности. Общение носит коммуникативный характер. В межличностном общении осуществляется восприятие, понимание и узнавание другого лица, формирование для себя его образа. При этом не следует забывать эмоциональное проявление общения. Культура выражения своих чувств привлекает, отсутствие отталкивает. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собственное мировоззрение, вырабатывается единая стратегия, т.е. общение носит также воспитательный характер.

В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих; умение нравиться, расположить к себе, то есть необходимость следить за своей внешностью, проявлять искренний интерес к окружающим, уметь слушать и воодушевлять на разговор и др.; умение склонить на свою сторону посредством уважительного отношения к мнению собеседника, терпимости к его недостаткам и критичности к себе, аргументированности своей точки зрения и др.; умение повести за собой, делая акцент на достоинствах человека и помогая ему создать положительную репутацию в глазах его окружения, показав при этом, что его недостатки легко исправить.

Во взаимоотношениях педагог воспитанник в качестве основы межличностного общения выступает стимулирование социальной активности детей, подростков и юношества.

Развитие социальной активности подрастающего поколения требует побуждения, воздействия, обуславливающего динамику их психических состояний, взглядов, чувств, настроений, интересов, творческих устремлений, то есть постоянного и целенаправленного стимулирования социальной деятельности детей, подростков и юношества.

Факторы, стимулирующие социальную деятельность:

- многообразие ее содержания. Для развития творческой социальной активности недостаточно только одного назидательного повествования, необходимо, чтобы познавательные процессы восприятие, мышление, воображение, творчество несли детям удивление, новизну, вводили в ситуацию противоречий каких-то явлений, раскрывали значимость какой-либо информации, факта, сообщения для жизнедеятельности ребенка, для достижения им жизненных целей.

- постановка проблем в повседневной деятельности детей, подростков и юношества. В этой связи в процессе социализации особое внимание целесообразно обращать на объективно ценные стороны этого процесса, способствующие появлению у детей таких состояний, как удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость, стремление к более глубокому познанию предмета своего интереса, творчества»

- наглядность, которая служит ярким подтверждением того или иного тезиса.

- самостоятельная деятельность.

- личность его руководителя. Характер отношений между руководителем и членами коллектива, стиль этих отношений вызывают интерес ребенка к предмету деятельности и способствуют укреплению этого интереса.

- доверительное отношение руководителя к членам детского коллектива - это создает в нем благоприятную эмоциональную атмосферу.

- стимул поддержки руководителем членов коллектива - при решении самостоятельных творческих задач, например, когда руководитель оказывает поддержку инициативе членов коллектива, помогая своевременно увидеть затруднения и преодолеть их, дети приобретают уверенность в себе, в избранном подходе. Благодаря таким отношениям между руководителем и членами коллектива их интерес к социальной деятельности постоянно подкрепляется.

- поощрения, при широком использовании которых у детей наблюдается эмоциональный подъем, прилив творческих и моральных сил.

Условия педагогики сотворчества:

1. Стиль подобных взаимоотношений, сама атмосфера дружеского общения обостряют восприятие, побуждают к свободной творческой деятельности, помогают усваивать общечеловеческие ценности, познавать себя как человека, самоутверждаться. В процессе общения подрастающее поколение приобретает индивидуальный социальный опыт, осваиваются нормы социально типического поведения, реализуются типичные и индивидуальные стороны человека, то есть общение выступает как способ и средство социального утверждения детей, подростков и юношества.

2. индивидуальный подход в осуществлении помощи социальной деятельности детей, подростков и юношества.

3. свободный выбор детьми, подростками и юношеством видов, форм и содержания социальной деятельности.

4. простор свободному творчеству индивида и его сочетание с творчеством коллективным.

5. процесс социальной деятельности должен содействовать формированию общественно значимых потребностей личности, их сочетанию с общественными потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязательном и всеобщем добровольном включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общественно полезной деятельности.

6. творческое самоуправление - возможно лишь при совместно выработанных нормах, регулирующих поведение и деятельность каждого члена коллектива; при сочетании общих интересов и целей членов коллектива с интересами и целями всего общества; при выработке друг к другу чувства симпатии, товарищества, долга и справедливости; при внутреннем принятии членами коллектива воспитательной функции по отношению к каждому вновь входящему в коллектив при накоплении и сохранении прогрессивных традиций коллектива.

7. диалогизация взаимоотношений между поколениями, ибо только на его основе возможно формирование и развитие творческой личности.

8. целенаправленное формирование у детей, подростков и юношества ценностных ориентаций противостоящих саморазрушением личности.

9. формирование положительной Я-концепции подрастающего поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: