В педагогической науке выделяют следующие понятия: образовательный, учебно-воспитательный, педагогический процесс.
Целостный педагогический процесс (ЦПП) – это совокупность урочных занятий и внеклассной воспитательной работы, проводимой педагогами с ученическим коллективом по единому учебному плану.
Сложность ЦПП заключается в том, что он состоит из относительно самостоятельных процессов обучения и воспитания. Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к её развитию. Специфика их заключается в следующем: содержание обучения составляют, в основном, научные знания о мире; в содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет, преимущественно, на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.
ЦПП реализует социокультурные функции, свойственные образовательному процессу: является способом социализации личности и преемственности поколений; средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники и др.
Движущими силами развития личности (ее внутренними противоречиями) психологи считают следующие:
- между новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем развития возможностей личности;
- между новыми познавательными практическими задачами и сложившимися ранее способами мышления;
- между достигнутым уровнем развития личности и образом ее жизни, занимаемым ею местом в системе общественных отношений, выполняемым функциям;
- между стремлением к положительным успехам и боязнью преодолевать трудности;
- между стремлением к самостоятельности и недостатком личного опыта;
- между тенденцией к инертности, стереотипу, устойчивости и стремлением к подвижности, изменчивости;
- между свободой действий личности и общественно необходимой деятельностью.