Ограничения, связанные с противодействием терроризму и экстремизму

10 марта 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», который фактически пришел на смену ФЗ «О борьбе с терроризмом». Действие последнего в настоящее время ограничено регулированием вопросов погребения террористов, возмещения вреда, причиненного актами терроризма, и порядком исчисления выслуги лет сотрудников правоохранительных органов. С 1 января 2007 года ФЗ «О борьбе с терроризмом» полностью утратит силу.

В российских СМИ неоднократно обсуждались различные положения проекта ФЗ «О противодействии терроризму». Особенно острые дискуссии вызвали положения статьи 7, предоставляющие возможности российским вооруженным силам в определенных случаях уничтожать захваченные террористами воздушные суда, при том, что в США, которые пережили трагические события 11 сентября 2001 года подобная норма не прошла одобрение Конгресса.

Однако некоторые положения ФЗ «О противодействии терроризму» за общим шквалом негодования остались практически незамечены и не получили должного освещения в СМИ, хотя и непосредственно затрагивают их правовое положение.

Ранее действовавшая часть 2 статьи 13 ФЗ «О борьбе с терроризмом» определяла, что в зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников СМИ, а именно формы и объемы информирования общественности об акте терроризма, регулируются руководителем оперативного штаба, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом частью 2 статьи 15 был введен запрет на распространение определенной категории информации, в том числе раскрывающей приемы и тактику проведения операции, способной затруднить ее проведение и создать угрозу жизни и здоровью людей, служащей пропаганде или оправданию терроризма или экстремизма, а также информации о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба и лицах, оказывающих содействие в проведении операции.

Тенденция, связанная с увеличением количества норм, ограничивающих свободу СМИ в России, встретила большое сопротивление, как со стороны правозащитных организаций, так и со стороны сотрудников средств массовой информации. Положения Закона фактически предоставляли цензурные полномочия руководителю оперативного штаба, что с точки зрения Конституции РФ и закона «О средствах массовой информации» недопустимо.

ФЗ «О противодействии терроризму» снимает все ограничения на распространение массовой информации, установленные ФЗ «О борьбе с терроризмом», при этом не содержит какие-либо положения, непосредственно ограничивающие деятельность работников средств массовой информации в зоне проведения контртеррористической операции, а также порядок освещение актов терроризма в СМИ. Единственное положение, закрепленное в пункте 5 части 2 статьи 13 нового закона устанавливает право и обязанность руководителя оперативного штаба по проведению контртеррористической операции определить представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественност

Однако указанные обстоятельства не означают, что новый Законстал более либеральным. Так часть 3 статьи 11 ФЗ «О противодействии терроризму» допускает ограничение тайны телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. И хотя подобное изъятие может применяться только лишь на основании судебного решения и в целях защиты населения от террористических угроз, норма закона существенно ограничивает конституционные права и свободы граждан, которые никоим образом не причастны к совершению преступления. Также допускается приостановление оказания услуг связи или ограничение использования сетей и средств связи, что может парализовать деятельность СМИ в зоне проведения контртеррористической операции.

Проблема ограничения свободы СМИ в целях предотвращения терроризма обсуждалась в 2002 году в Маниле на конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации», где была принята одноименная резолюция. В резолюции предложен принцип, согласно которому любая стратегия борьбы с угрозой терроризма должна опираться в большей степени на уважение свободы выражения мнений и средств массовой информации, чем на серьезные ограничения этих фундаментальных прав.

Этот принцип означает, что средства массовой информации должны самостоятельно определить рамки надлежащего поведения в процессе проведения контртеррористических операций и освещении актов терроризма, при соблюдении этических и нравственных постулатов.

В России 8 апреля 2003 года Индустриальным комитетом СМИ, объединяющим руководителей и владельцев крупнейших и наиболее влиятельных российских средств массовой информации, была утверждена так называемая Антитеррористическая конвенция – свод правил поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции. К сожалению, последние события в Беслане показали, что далеко не все сотрудники СМИ придерживаются этих правил. Представляется, что снятие наличествовавших ограничений на распространение массовой информации во время проведения контртеррористический операции, а равно расчет законодателя на сознательность и информационную культуру российских журналистов, действенность механизмов саморегулирования несколько преждевременны.

И, тем не менее, развитие национального законодательства, регламентирующего правовое положение средств массовой информации, свидетельствует о положительном влиянии рекомендаций ЮНЕСКО, а также стремления представителей медиасообщества самостоятельно определить надлежащие рамки поведения. Дабы сохранить достигнутый баланс интересов необходимо, чтобы средства массовой коммуникации придерживались установленных ими этических норм.

В принятых на завершившейся 22 марта в Париже IV сессии Межправительственного Совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» «Приоритетах Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на 2006-2007 гг.» одобрены, в том числе и такие приоритетные области, как содействие развитию информационной грамотности для всех и развитие более глубокого понимания этических, правовых и социальных последствий ИКТ. Указанные положения предлагается рассматривать с учётом принятых на III сессии Межправсовета рекомендаций о концентрации мероприятий на воплощении всех целей Программы «Информация для всех», в т.ч. укрепления концепции «информационной культуры».

В этой связи принятие и вступление в силу Федерального закона «О противодействии терроризму» указывает на необходимость формирования и дальнейшего развития «информационной культуры» представителей и средств массовой коммуникации, и силового блока, и судебной власти, которой предстоит в ходе наработки судебной практики выявлять слабые и сильные стороны закона.

Представляется, что основное внимание следует уделить этической компоненте «информационной культуры», как основополагающей, без которой и правовые меры, вряд ли возымеют должный эффект. При этом в условиях все более усиливающегося влияние массовой коммуникации на социально-экономические процессы и настроения в обществе, решения, принимаемые в направлении нормативно-правового обеспечения национальной безопасности и предусматривающие ограничения свободы выражения, слова и массовой информации» должны быть продуманными и взвешенными.

Несомненно, что антитеррористические меры не должны быть избыточными. Однако это зависит не только от позиции силового блока, но, во многом и от сознательности и добросовестности журналистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: