Психологические аспекты при разработке мультимедийных презентаций

Общие положения, способствующие наиболее полному считыванию информации с экрана.

Наилучшее расположение объекта информации в зависимости от величины самых мелких его деталей колеблется в пределах от 90 до 50 см от линии глаз воспринимающего. Ось зрения с плоскостью экрана должна составлять угол 900 ± 100.

Наиболее существенная часть информации должна быть расположена в центре экрана, однако возможен сдвиг наиболее важного объекта информации от центра поля экрана под углом не более 30° от оси зрения в верхний левый квадрат.

Раньше и с большей точностью обнаруживаются знаки, находящиеся в верхнем левом квадрате, откуда обычно начинается маршрут движения глаз при чтении.

При предъявлении более одного объекта графической информации (или нескольких разных смысловых элементов текста) их следует располагать таким образом, чтобы «технологический процесс» считывания при переходе с объекта на объект был направлен

слева направо,

хуже - по вертикали,

еще хуже -смесь того и другого.

Горизонтальные линии на кадре подчеркивают широту и простор сюжета, а вертикальные - его высоту.

Расположение элементов на кадре:

• снизу вверх воспринимается как развитие;

• то же вниз - воспринимается как спад;

• то же по часовой стрелке - воспринимается как цикличность.

Следует учитывать, что при считывании изображения с экрана глаз человека сначала

1. Схватывает предмет, форму в целом.

2. Затем останавливается и анализирует яркие, контрастные информационно-емкие элементы.

Поэтому в кадре должен быть

· выделен изобразительными средствами содержательный центр,

· четко намечены его связи со значимыми элементами и далее

· с второстепенными и подчиненными.

Всякая избыточность в рисунках, бутафорность их выполнения, нагромождение второстепенных элементов, фигурных стрел и рамок рассеивает внимание, отвлекает от главного и нередко служит причиной иллюзорного восприятия информации.

При предъявлении любой знаковой информации следует учитывать, что повышение плотности фона ухудшает опознавание знака, а повышение плотности изображения знака по отношению к фону улучшает его опознавание и считывание.

Кодирование частотой мелькания используют для немедленного привлечения внимания, однако делать это надо как можно реже, так как мелькание быстро утомляет работающего за терминалом.

Красный мелькающий свет традиционно используется в качестве аварийного сигнала и также может быть использован в некоторых случаях для экстренного привлечения внимания при работе с дисплеем.

Другой фон, или более позднее включение, или другая яркость, или отделение рамкой и т. п. - все это служит разделителем информации на слайде.

Психологические вопросы восприятия текстовой, цифровой и графической информации играют важную роль в эффективности восприятия информации, рассмотрим их подробнее.

При выборе начертания букв и цифр, а также оформлении всего текста следует учитывать следующее.

При начертании букв оптимальное соотношение ширины букв к их высоте близко к 2:3.

Наиболее приемлемым соотношением с точки зрения восприятия толщины обводки к высоте букв является 1:6 для прямой контрастности (черные буквы на белом фоне) и 1:10 для обратной контрастности (белые буквы на черном фоне).

При начертании цифр. Цифры, образованные прямыми линиями (как на почтовых конвертах), по скорости и точности опознавания выгодно отличаются от цифр обычного типа.

При написании слов и чисел - расстояние между буквами и цифрами должно составлять 0,2... 0,3 их ширины.

Расстояние между строчками текста - подбирается в соответствии с высотой букв (в пределах от 1: 1 до 1: 1,2) и с учетом длины строк. Чем длиннее строчки, тем больше должно быть расстояние между ними.

Так, машинописный текст, напечатанный через один интервал с длиной строки во весь лист, читается значительно хуже, чем тот же текст, напечатанный через два интервала. Но в то же время короткие строчки машинописи (например, стихи) читаются лучше при напечатании через один интервал.

Длина строки - длина строки удобнее для чтения тогда, когда фиксация ее центра позволяет периферическим зрением охватывать всю строку. Слишком близкое расположение окончания строчек к краю экрана, когда отдельные буквы подходят вплотную к краям экрана, ухудшает чтение текста.

Длина строки - длина строки удобнее для чтения тогда, когда фиксация ее центра позволяет периферическим зрением охватывать всю строку. Слишком близкое расположение окончания строчек к краю экрана, когда отдельные буквы подходят вплотную к краям экрана, ухудшает чтение текста. Сл.48

Наличие рисунков, схем, чертежей внутри текста, в том случае, когда строка текста прерывается рисунком и продолжается после него, затрудняет восприятие текста. Сл.49

При выделении смысловых элементов текста, кроме использования красных строк, прописных букв, кодирования цветом, можно использовать

усиление жирности букв или их яркости (при быстром выборочном чтении, когда необходимо обратить внимание на наиболее важное)

или курсивный шрифт (когда весь текст предназначен для внимательного чтения, но необходимо обратить особое внимание на главную мысль).

При графическом изображении функциональных зависимостей предпочтительнее применять ломаную линию, а не диаграммы, состоящие из вертикальных или горизонтальных столбцов. Изображение графика ломаной линией повышает скорость и точность передачи информации.

Когда необходимо сравнить несколько функций, то целесообразнее прибегнуть к многолинейному графику, то есть на одном графике отображать несколько функциональных зависимостей (но не более четырех), чем использовать несколько однолинейных (однофункциональных) графиков.

На многолинейном графике необходимо ввести различительные признаки линий для безошибочного их восприятия. Различием линий по толщине, цвету и яркости можно пользоваться для акцентирования одной кривой из семейства однородных кривых. Для черно-белых экранов чаще всего применяют различное начертание линий. Линии на графике с нанесенными на них крестиками, кружками, квадратами и треугольниками (вершиной вверх) различать легче, чем линии с внутренней структурой или составленные из однородных элементов: штрихов, точек и т. п.

Таблица как способ представления информации на дисплее. Используют ее в тех случаях, когда имеется достаточное пространство и не требуется интерполяции данных. Хотя скорость передачи информации графиками выше, чем таблицами, но, когда важна точность, эффективнее использовать таблицы. Скорость и точность считывания табличных данных зависят от их пространственной организации. Столбцы цифровой таблицы целесообразно разделить между собой вертикальными линиями. Дополнительное кодирование (цветом, размером, яркостью) повышает эффективность счета и сравнения величин.

Возможности цветового оформления знаковой информации.

Используя цвет в передаче информации на дисплее, следует учитывать:

• Чувствительность глаза различна к разным участкам спектра. В условиях дневного освещения чувствительность глаза наиболее высока к желтым и зеленым лучам. По данным экспериментальных исследований, зеленый цвет на экране дает несколько лучшие результаты по скорости и точности чтения, чем оранжево-желтый.

При длительном цветовом воздействии на глаз снижается его чувствительность к данному цвету. Наибольшее падение чувствительности наблюдается для сине-фиолетового цвета, наименьшее - для зеленого и желтого, то есть синий цвет наиболее утомляет глаз.

По мнению Дж. Люшера, проделавшего колоссальную экспериментальную работу по изучению воздействия цвета на психику и физиологию человека, можно выделить несколько цветов, которые выражают наиболее важные и существенные потребности человеческого организма.

Красный цвет символизирует активность, творчество, возбуждает нервную систему, соответствует мужскому началу. Рассматривание оранжево-красного цвета приводит к повышению функций вегетативной нервной системы – повышению пульса, давления и др. Красный цвет часто используют в рекламе, он быстрее всех привлекает внимание, но и быстро надоедает, пресыщает.

Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех. Этот цвет самый цепкий для глаз и он не вызывает такого быстрого привыкания, как чисто красный, поэтому его часто используют для стойкого привлечения внимания.

Синий цвет отражает физиологическую и психологическую потребности человека в покое. Рассматривание темно-голубого цвета приводит к снижению функций вегетативной нервной системы - понижению пульса, давления и др. Синий цвет отражает единение, тесную связь, это цвет мудрости, терпения. Голубой и синий цвета очень популярны у женщин, эти цвета символизируют женственность.

Желтый цвет выражает потребность в раскрытии, изменении, ориентирован на будущее. Желтый воспринимается как солнце, это цвет легкий, сияющий и согревающий, стабилизи-рующе влияет на нервную систему, разгоняет меланхолию.

Зеленый цвет самый спокойный из всех существующих цветов, он ничего не требует, никуда не зовет, действует умиротворяюще. Однако различные оттенки зеленого цвета выражают отношение человека к самому себе. Так, сине-зеленый цвет, чистый и жесткий как кристалл, предпочитают люди, предъявляющие к себе жесткие требования.

Фиолетовый - цвет художников и духовенства, символизирует таинственное, иррациональное, волшебное, он навевает мечты, фантазии.

Серый - цвет пассивности, нейтралитета, конформизма, скромности.

Коричневый цвет выражает телесно-чувственные ощущения, инстинкты. Из практики психотерапии подмечено, что предпочтение коричневому перед другими цветами отдают люди подавленные, на грани нервного срыва. Для здорового физически и психологически человека этот цвет не имеет большого значения.

Черный цвет выражает идею «ничто». Это цвет максимализма, критики, протеста, отрицания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: