Иностранных Дел Персии Кавам-эс-Салтане

7 августа 1922 г. M 2000

Господии Министр,

В исполнение срочного предписания моего Правительства и в согласии с моей нотой за № 1908 настоящим имею честь препроводить Вам подробный меморандум, касающийся необходимости незамедлительного урегулирования вопроса опере-ходе, согласно ст. X Русско-Персидского договора 1921 г., бывшего российского имущества в распоряжение персидского народа |30, а равно и таковой же срочной необходимости урегулирования вопроса о правовой защите имущественных интересов граждан Российской Федерации в Персии.

Неразрешение означенных вопросов влечет к тому, что Персидское Правительство до сих пор не обладает ни одним документом, который бы формально подтверждал переход прежней собственности Советской России к Персидскому Правительству, и к тому, что значительная группа советских граждан, связанных с бывшими российскими предприятиями, до сих пор не может получить необходимого расчета, находясь в крайне тяжелом материальном положении. С другой стороны, отсутствие правовых гарантий для интересов граждан Российской Федерации ставит их под удар полного бесправия и произвола, благодаря чему наши торговые круги опасаются идти работать в Персию и вкладывать свои капиталы в ее торговую и промышленную жизнь.

Я уверен, милостивый государь, что возглавляемое Вами Правительство примет незамедлительные меры к разрешению возбуждаемых мною вопросов, приняв за основу резолютивные положения, предложенные мною в меморандуме. Льщу себя также надеждой, что Персидское Правительство установит такой порядок, при котором граждане и учреждения Советской Федерации смогут наконец получить в Персии действительную защиту своих правовых и имущественных интересов, учитывая добровольное и последовательное признание Советской Федерацией равенства суверенитета Персии с ее суверенитетом и добровольный отказ от империалистических институтов капитуляций и юрисдикции.

Примите уверение в моем глубоком уважении.

Поверенный в Делах РСФСР в Персии

Б. Шумяцкий

m


МЕМОРАНДУМ

ПО ВОПРОСУ О ПЕРЕДАЧЕ ПЕРСИДСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СОГЛАСНО СТ. X

РУССКО-ПЕРСИДСКОГО ДОГОВОРА ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1921 Г.

И ПО ВОПРОСУ О НАРУШЕНИИ ПЕРСИДСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

I

О захвате персидскими властями

российских предприятий, подлежащих

передаче Персидскому Правительству

согласно Русско-Персидскому договору

Согласно пункту* X Русско-Персидского договора от России должны были перейти в собственность персидского народа русские концессионные предприятия, фактически принадлежавшие Российскому Правительству.

К сожалению, Персидское Правительство поспешило использовать права, предоставленные ему Договором, не дожидаясь прибытия представителя РСФСР. Нормальный порядок выполнения Договора, конечно, требовал не захвата этих предприятий, а передачи их представителями России, чтобы даритель этих благ персидскому народу — Правительство свободного русского народа знало, как произошла передача и куда даруемое им имущество обращено, в каком виде н состоянии этот дар передан.

Из этих неправильных действий произошло то, что ряд предприятий перешел в фактическое распоряжение Персидского Правительства без всяких формальных актов, без соблюдения какого бы то ни было законного порядка, без учета имущества и без составления и подписания актов о сдаче и приемке. Предприятия громадной ценности: Учетно-Ссудный банк, Энзели-Тегеранская и Казвин-Хамаданская шоссейные дороги, Урмийская флотилия — перешли от прежнего собственника-дарителя к новому собственнику таким образом, что ни один документ в действительности не подтверждает, что право прежней собственности Советской России перешло к Персидскому Правительству.

Помимо этих неправильностей, сильно пострадали интересы русских служащих упомянутых предприятий. Согласно существующим во всем мире положениям и, в частности, согласно правилам о службе в этих предприятиях, служащие, увольняемые без всякой вины с их стороны, должны были получить известные денежные суммы б виде вознаграждения за прежнюю службу и помощи до приискания новых занятий и для возвращения на родину. Однако нормальный расчет со служащими этих предприятий до сих пор не произведен и,

* Имеется в виду статья.


наоборот, всякое справедливое требование со стороны служащих о таковом расчете вызывает со стороны агентов принявшего в дар имущество Персидского Правительства репрессии в виде увольнений со службы, неуплаты жалованья, выходных и т. д.

Положение по отдельным предприятиям ярко иллюстрируют нижеприведенные указания.

А. Положение Энзели-Тегеранской и Казвин-Хамаданской дорог

На Энзели-Тегеранской шоссейной дороге* в июне месяце 1921 г. была учреждена Смешанная комиссия, которая установила известные правила выдачи расчета служащим-русским ввиду ликвидации русского предприятия. В июле месяце того же года Полномочный Представитель РСФСР окончательно договорился по этому вопросу в заседании Смешанной комиссии в Министерстве Иностранных Дел. Однако установленный расчет служащим выплачен не был; с значительным опозданием был выплачен не полный расчет, и не всем служащим, причем требовали от получающих этот расчет подписки о неимении претензий. Жалованье, которое следовало служащим до выдачи им полного расчета, выплачено не было. Кроме того, Персидским Правительством взяты в свое владение имущества, принадлежавшие не предприятию, а служащим, а именно: библиотека н общественное собрание (клуб) служащих, устроенные на средства литературно-драматического кружка, членами которого были служащие.

Общая сумма, которая причиталась служащим дороги вследствие ликвидации предприятия, —заштатное пособие — достигает около 700 000 кран (какие суммы выплачены служащим — Полномочному Представительству неизвестно, т[ак] к[ак] Управление дороги в Казвине отказалось дать какие-либо сведения об этом).

Невыплаченное по день выдачи расчета (хотя и ие полного) жалованье достигает суммы приблизительно 125 600 кран. Суммы литературно-драматического кружка служащих составляют 34 200 кран. Другие суммы задолженности предприятия служащим за прежнее время составляют около 50 000 кран.

Всего задолженности по Энзели-Тегеранской дороге около 910000 кран.

Помимо указанной задолженности на Энзели-Тегеранской дороге, действия персидской администрации создали и продолжают создавать недопустимое с точки зрения русских ин-

* В тексте меморандума на персидском языке (меморандум составлен на русском и персидском языках) в данном разделе, где говорится об Энзели-Тегеранской шоссейкой дороге, указывается также и Казвин-Хама-данская шоссейная дорога.


тересов н достоинства положение. Начиная приблизительно с Ноуруза (февраля месяца сего года) происходит увольнение и преследование без всяких к тому причин русских служащих дороги, как оставшихся на службе при переходе дороги к Персидскому Правительству, так и вновь поступивших в течение прошлого года. Значительная часть русских служащих (около 15 человек) уволена; другие переведены, вопреки объявленным им правилам службы, на оклады настолько низкне, что были вынуждены отказаться от службы. Наконец, в последнее время —за неделю до сего дня — русским служащим предложено дать подписку об отказе от всех прежних условий найма или уйти со службы. Им предложено под страхом увольнения подписать новые условия найма даже без ознакомления с содержанием такового. Квалифицированные служащие при массовом репрессивном увольнении заменяются новыми иеквалифицированными, причем в этом определенно проявляется режим гонений на все русское, и все вновь принимаемые служащие берутся или из числа персов или ренегатов— бывших русскоподданных, укрывшихся ныне благодаря своей вражде к России под иностранное подданство. Такие действия ие могут быть названы иначе, как враждебными по отношению к России. При этом дорога лишается надлежащего технического надзора, ремонт делается по указаниям людей неумелых, и единственная дорога, обслуживающая торговлю с Россией, постепенно приходит в разрушение. Для интересов русско-персидских торговых сношений такое положение является невозможным.

Б. Положение на Джульфа-Тавризской железной дороге По Джульфа-Тавризской железной дороге не было предпринято никаких шагов для справедливого удовлетворения служащих и кредиторов предприятия.

Еще до перехода этой дороги к Персидскому Правительству со всеми служащими и контрагентами дороги были подведены счета, и им выданы кредиторские удостоверения. Кроме того, служащим причитается получить жалованье за время после выдачи кредиторских удостоверений, до перехода дороги к Персидскому Правительству.

По кредиторским удостоверениям всем служащим дороги следует 70 647 руб. и 2 611528,3 крана. Жалованье до перехода дороги к Персидскому Правительству — около 350 000 кран, контрагентам дороги по кредиторским удостоверениям—103728 руб. и 4062 679,3 крана.

В. Положение о сдаче Учетно-Ссудного банка Несмотря па целый ряд совещаний, бывших по вопросу о сдаче Учетно-Ссудного банка, в особенности совещания, бывшего в Министерстве Иностранных Дел 25 июля с. г., когда Полномочным Представительством было заявлено о своем

53Э


согласии подписать акт о сдаче Банка по внесении Персидским Правительством причитающейся служащим расчетной суммы и когда, казалось, спорные пункты были разрешены, вопрос по-прежнему остается нерешенным.

Г. Положение о сдаче Урмийской флотилии

В отношении сдачи части судов Урмийской флотилии и пристани также до сих пор положение не оформлено.

Д. Предположительный порядок передачи российских предприятий согласно статье X Русско-Персидского договора в ведение Персидского Правительства Ввиду всего изложенного является безусловно необходимым разрешение всех вопросов и недоразумений, связанных с переходом предприятий, обозначенных в пункте X Русско-Персидского договора, — путем создания Центральной смешанной комиссии в Тегеране с подчиненными ей комиссиями, подлежащими образованию по отдельным предприятиям, сдаваемым персидскому народу.

Центральная и местные комиссии должны:

1) Оформить самый переход предприятий к Персидскому Правительству;

2) Удовлетворить претензии служащих и кредиторов предприятий;

3) Распорядиться справедливым образом судьбой культурных ценностей, подобных библиотекам и клубам.

По последнему вопросу Полномочное Представительство считает наиболее удобным передачу каждого из этих учреждений в управление представителей: Российского Полномочного Представительства, Персидского Министерства Народного Просвещения и выборного лица от общества лиц, основавших соответствующее культурное учреждение.

II

О нарушении имущественных прав российских граждан

Одновременно с вопросами, касающимися концессионных предприятий, переданных Персидскому Правительству согласно пункту X Договора, подлежат разрешению вопросы не менее болезненные: об имуществах частных лиц — русских граждан, арестованных пли конфискованных Персидским Правительством в течение последнего года. Таким образом захвачены:

1) Имущество торгового дома «А. М. Хоштария» в Гиля-не — железная дорога Решт — Пир-Базар, дом вРеште,гараж н склады.

2) Имущество акционерного общества «Перслес» в Эн-зели и его окрестностях, в том числе дом и разные строения


на острове Миан-Поште в Энзели, и находящаяся здесь же электрическая станция, принадлежащая ныие русским гражданам Розинову и Рапопорту, купившим ее от общества «Перслес» в 1918 г.

3) Керосиновый резервуар гражданина Карапетянца в гор. Бендергязе.

4) Его же керосиновый резервуар в гор. Мешхедесере.

5) Керосиновый резервуар гражданина Паньянца в местности Ферахабад.

6) Керосиновый резервуар Алиева в Энзели.

7) То же гражданина Хаджи-Мир-Абедднна и Багирова в Энзели.

(Вышеприведенный перечень не охватывает всех случаев нарушения имущественных прав российских граждан, а равно граждан прочих Советских Республик и отмечает лишь наиболее крупные случаи нарушений; о прочих случаях Полномочное Представительство собирает необходимый материал.)

Захват всех этих имуществ не основан пи на каких правовых началах и вообще является тяжелым нарушением прав частных лиц, примененным исключительно к русским гражданам, как если бы последние были гражданами государства, воюющего с Персией. Ввиду того, что эти захваты носят общий характер и исходят со стороны государственной власти — обращение потерпевших к местному суду было бы явно бесполезным. Вследствие этого Полномочное Представительство настаивает на срочной отмене всех незаконных арестов и конфискаций имущества и на учреждении смешанных комиссий на местах для выяснения точных обстоятельств захвата каждого из означенных имуществ и размера убытков, причиненных этими захватами владельцам.

Вместе с тем Полномочное Представительство настаивает на создании такого порядка, при котором имущественные права российских граждан были [бы] гарантированы не менее, чем таковые же права других иностранцев в Персии, конечно, ие путем пресловутого режима капитуляций. В противном случае возможность произвольного посягательства на имуще-ственные права российских граждан в Персии, очевидно, создает невозможность правильных экономических сношений между Россией и Персией и препятствует самому сохранению добрососедских отношений между двумя странами131.

Поверенный в Делах РСФСР в Персии

Б. Шумяцкий

Печат. по арх.


226. Письмо Г. В. Чичерина Секретарю Центрального Комитета РКП(б) И. В. Сталину, из Берлина*

8 августа 1922 г.

Многоуважаемый товарищ,

В телеграмме т. Языкова от 1 августа сообщается о мнимой передаче нам через американского посла в Берлине предложения о посылке в Россию международной комиссии для экономического обследования. В действительности было следующее.

При моем первом завтраке с американским послом я говорил ему о внутреннем положении Советской России и, по его словам, произвел на него впечатление. Второй завтрак был у меня с ним ист. Красиным **. Хоутои, американский посол, сказал нам, что много думал об этом вопросе и теперь лично, неофициально, спрашивает нас, может ли он с уверенностью в успехе предложить Юзу обратиться к России с предложением о посылке в Россию американской комиссии экспертов для подготовки экономических сношений, причем другой вариант этого предложения был бы «международная комиссия».

Я ему сказал, что в международной комиссии мы усчмо-трели бы попытку превращения России в Турцию или Египет. Относительно посылки американской комиссии экспертов мы долго говорили и установили следующее, 1) Я теперь не отправляю обязанностей народного комиссара иностранных дел и могу только говорить о том, может ли иметь, по моему мнению, успех в Москве данный проект; т. Красин будет защищать в Москве этот проект. 2) Американская комиссия экспертов не должна выступать как целое; эксперт каждой отрасли промышленности будет от себя делать доклад американским промышленникам данной отрасли. 3) Возможность принятия проекта зависит от конкретных условий поездки экспертов, и переговоры между американским и Российским правительствами по этому вопросу должны будут иметь целью установление этих условий. 4) Ясно, что эксперты не могут ездить в такие места, где имеются бандиты, и не могут претендовать на допущение во все архивы всех комиссариатов. Хоутон с этим согласился, но прибавил, что, если экспертов не будут пускать в такие места, где имеется налицо производство данной отрасли, или не будут допускать до документов, имеющих к ней отношение, это произведет самое неблагоприятное впечатление. Точно так же, если мы расхва'ливаем положение дел в России и не позволяем собственными глазами удостовериться в истинности наших слов, из этого делают неблагоприятные выводы;

* Г. В. Чичерин находился в это время в Германии на излечении. ** См. док. № 227.


деловой человек во всем хочет убедиться собственными глазами. 5) Эксперты будут исключительно заниматься экономическими задачами и совершенно оставят в стороне всякую политику. С этими ограничениями Хоутон хотел в тот же день писать Юзу и рекомендовать ему обратиться к нам с предложением о посылке Америкой в Москву такой комиссии экспертов.

Совершенно ясно, что недопустимо отвечать простым отрицанием: все внимание должно быть обращено на разработку условий, причем в зависимости от благоприятного или неблагоприятного отношения к этому проекту требования могут нами выставляться разные. Я лично считаю целесообразным и желательным приезд в Москву таких экспертов, если условия будут поставлены такие, которые не позволят им переходить за пределы чисто делового собирания сведений для возобновления торговли по каждой отдельной отрасли.

С коммунистическим приветом

Г. Чичерин

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: