Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Югославии Нинчичу

27 июня 1923 г. 80

Господин Министр,

Российское Правительство считает своим долгом обратить Ваше внимание на тот факт, что после поражения в 1920 г. контрреволюционных банд бывших генералов Деникина и Врангеля, последний среди других ценностей, принадлежащих Российскому государству, при бегстве захватил с собой инвентарь Петроградской государственной ссудной казны, эвакуированный в 1917 г. и состоявший частью из ценностей, заложенных частными лицами, частью из государственных ценностей81. Перевезя названное имущество в Каттаро, Врангель для покрытия личных расходов приступил в конце прошлого года к распродаже его. Желая придать своим действиям подобие закоииостн, он назначил смехотворный срок и два месяца для выкупа частных закладов их собственниками. Ясно, что почти никто не смог воспользоваться этой мнимой возможностью, так как бывшие собственники находились либо в России, либо оказались рассеянными по всему миру, зачастую в состоянии крайней нищеты. По истечении упомянутого срока Врангель приступил к продаже этих предметов в свою собственную пользу одной английской компании, причем в результате этой операции многие предметы большой художественной ценности оказались расхищенными.

Российское Правительство констатирует, что своими действиями Врангель не только совершил акт чистейшего грабежа, но и лишил часть собственников этих вещей возможности воспользоваться декретами Российского Правительства, предоставляющими под известными условиями клиентам Ссудной казны право получить обратно заложенные вещи, — право, которое клиенты Ссудной казны широко


использовали в отношении инвентаря казны, оставшегося в России.

Доводя о вышеизложенном до Вашего сведения, Российское Правительство считает нужным констатировать, что эта злоумышленная операция бывшего генерала Врангеля, равно как и другие хищения, произведенные им, могли быть учинены лишь при условии воздержания со стороны Югославского Правительства от принятия каких-либо запретительных мер, которые могли бы помешать этому неслыханному действию и содействовать охране ценностей, принадлежащих Российскому государству или частным гражданам.

Протестуя против этого положения вещей, ответственность за которое, а также за последствия его оно возлагает иа Югославское Правительство, Российское Правительство добавляет, что оно требует, чтобы Югославское Правительство взяло под свою охрану остаток ценностей Петроградской ссудной казны, если таковой имеется, для того, чтобы они при первой возможности были переданы Российскому Правительству, которое поступит с ними в согласии с действующими в России законами.

Заместитель Народного Комиссара

Иностранных Дел

Литвинов

Печат. по арх. Опубл. в газ. 'Известия» Л» 147 (1884), 4 июли 1923 г.

209. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

28 июня 1923 г. № 383

Несмотря на неоднократные протесты со стороны Российского Правительства, французское правительство в настоящее время производит частичную продажу кораблей, принадлежащих Российскому государству и уведенных в 1920 г. Врангелем при его бегстве из Крыма. Российскому Правительству стало известно, что некоторые правительства приняли решение приобрести корабли, входящие в эту эскадру, немедленного возвращения которой Российское Правительство официально потребовало у французского правительства**. В этих условиях Российское Правительство считает необходимым предупредить правительства стран, имеющих военно-морской или торговый флот, что в случае, если сами

* Передана через официальное представительство РСФСР в Великобритании при сопроводительном письме № ЯБ/6780 от 2 июля 1923 г. на имя министра иностранных дел Великобритании Керзона.

Аналогичные ноты были направлены правительствам стран, имеющих военно-морской или торговый флот.

** См. т. [11, док. № 227 и док. № 123, 134, 198 настоящего тома.


они или их подданные уже купили Или приняли решение и покупке одного или нескольких из числа этих кораблей, названия и технические данные которых известны Российскому Правительству и перечень которых прилагается, последнее будет вынуждено самым категорическим образом протестовать против подобного приобретения как против полностью незаконной сделки, со всеми последствиями, вытекающими из подобного положения вещей. Российское Правительство подчеркивает, в частности, что оно сохраняет все свои права на эти корабли независимо от того, были ли они куплены вашим Правительством или подданными вашей страны непосредственно у французского правительства или у третьих лиц.

Российское Правительство надеется, что Правительство Великобритании, имея в виду его нынешние отношения с Советской Россией, весьма серьезно отнесется к содержанию настоящего обращения, принимая во внимание, что данный вопрос не только затрагивает экономические интересы России, но и наносит ущерб ее оборонным средствам *.

Заместитель Народного Комиссара

Иностранных Дел

Литвинов

[ПРИЛОЖЕНИЕ] 28 июня 1923 г. M 384

Перечень русских кораблей, уведенных Врангелем из Крыма в 1920 г. и переданных им французскому правительству.

А. Военные корабли;

линкор «Воля»;

крейсеры: «Очаков» (быв. «Кагул»), «Алмаз»;

миноносцы: «Беспокойный», «Пылкий», «Дерзкий», «Це-риго», «Гневный», «Поспешный», «Капитан Сакен», «Жаркий», «Звонкий», «Зоркий»;

подводные лодки: «Буревестник», «АГ-22», «Утка», «Тюлень»;

сторожевые суда; «Свобода», «Якут», «Страж», «Грозный»;

ледоколы: «Илья Муромец», «Гайдамак», «Джигит», «Всадник»;

буксирные суда: «Голланд», «Черномор»;

транспорт-мастерская «Добыча»;

тральщик «Китобой».

* Аналогичный абзац содержался в текстах нот, направленных странам, с которыми Советское государство имело договорные отношения.


Б. Торговые суда:

грузовые суда: «Далланд», «Екатеринодар», «Инкерман», «Поти», «Сарыч», «Крым», «Ялта», «Орфей», «Трапезунд», «Моряк», «Ольга», «Родосто», «Днепр»;

смешанные суда: «Самара», «Шилка», «Надежда», «Почин», «Александр Михайлович», «Адмирал Кашерииинов», «Румыния», «Русь»;

сторожевые суда: «Долли», «Киев», «Азия», «СК-6», «СК-8», «Медведев»;

буксирные суда: «Каледин», «Осторожный», «Бельбек», «Скиф», «Херсонес», «Баклан», «Чурубаш», «Березань», «Севастополь», «Петрей», «Керчь», «Ипполит», «Никола Па-шич», «Инженер», «Осовец», «Успех», «Варна», «Анна», «Заря»;

пассажирские пароходы; «Рион», «Дон»;

транспортные пароходы: «410», «411», «412», «Аджадер», «Истриан», «Сурожь»;

моторное судно «Преподобный Сергий»;

ледоколы: «Микула Селяиинович», «Козьма Минин»;

пароходы: «Веха», «Днепровец», «Казбек», «Брандвахта № 5», «Тендра», «Слово», «Экспресс», «Тирасс»;

шаланды: «Арда», «Места», «Морава», «МФ-70», «Каро-мин», «Наталия», «ИТЛ-57», «МФ-71», «Нина»;

деревянный паровой катер «Крым»;

яхта «Лукулл» (затоплена в Константинополе);

баржа «Долли».

Заместитель Народного Комиссара

Иностранных Дел

Литвинов

Нота и приложение печат. по арх. Опубл. в бюлл. «Russian Information and Review», London, vol. Ill, Л» Л July 7, 1923, pp. 3—4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: