Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Посланником Финляндии в СССР Хакселем

13 июля 1926 г.

Хаксель сначала говорил иа чисто личные темы. Когда я его спросил о переговорах, ои ответил по поводу контрабанды, выдачи преступников и других аналогичных вопросов. Когда я его спросил о пакте и о том, как теперь переговоры будут идти, он сказал, что т. Стомоняков слишком оптимистичен относительно скорости предстоящих переговоров*. Финны вообще требуют очень большой фундаментальности, и поэтому эти переговоры будут по необходимости вестись чрезвычайно долго, Финны требуют ясности во всех мелочах и требуют того, чтобы договор охватывал все. Они хотят всего. Поэтому это нельзя сделать сразу. Надо поэтому хотя бы заключить договор об арбитражном разбирательстве. Я на это ответил, что мы стоим на точке зрения согласительной процедуры, а ие арбитража. Хаксель сказал: «Да, хотя бы согласительной процедуры. Пусть будет договор о согласительной процедуре, ио пусть будет что-либо положительное. Это будет громадное достижение и шаг вперед, позитивный результат». Я иа это довольно резко сказал, что если после всех разговоров о пакте, о нейтралитете, об Аландских островах и т. д. получится договор о согласительной процедуре, то это будет просто неудача; незачем такую неудачу прикрывать, лучше сразу сознаться в этом и сказать, что из переговоров ничего ие вышло. Он стал доказывать, что договор о согласительной процедуре будет служить началом. Потом ои опять долго говорил о том, что фиииы требуют ясности и основательной разработки всех деталей. Я упомянул опять об Аландских островах и сказал, что имеются два вопроса: о верховной власти Финляндии и о нейтралитете. Хаксель ответил, что по его мнению, это будет сделать нетрудно. Но он сейчас же вернулся опять к общему вопросу о договоре и сказал, что этот вопрос обсуждается в разнообразных общественных кругах и имеет большое значение для внутренней политики, ибо в случае его разрешения будет поставлен вопрос об уменьшении численности войск. Потом он с удовлетворением отметил, что одно старое дело об обмене пленными теперь закончено. Ои отметил, что торговые отиошеиия у нас будут развиваться, ибо в этом году плохой урожай и Финляндия будет покупать хлеб в СССР.

Чичерин

Лечат, по ар.к.

См. док. № 155, 208.


213. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

13 июля /926 г.

Вчера имел двухчасовую беседу с Бертсло и сегодня около часа с Бриаиом. Последний заявил, что согласен на переговоры относительно пакта о ненападении *, а также на рассмотрение всех вопросов в Европе и Азии, представляющих общий интерес. Я развил положения, заключающиеся в директивах. Бриаи пошел дальше, заявив, что он смотрит на наше соглашение как на исходную точку для более широкого соглашения, в котором должна участвовать Германия,.и прибавил, что будто бы он удерживал англичан от срыва нашего договора с Германией **. Соглашение Франции, СССР и Германии должно иметь задачей охрану экономической независимости этих стран. Избавившись от внутренних вопросов, Бриаи намерен повести с Германией далеко идущие.переговоры для ликвидации оккупационного режима в Рейнской области. Вчера и сегодня подробно говорил с ними о франко-румынском договоре7-1. Из слов Бриана я заключил, что он подписан, ибо он заявил, что не хотел оглашать этот договор раньше, чтобы не получилось впечатления, что это является ответом на наш договор с Германией. По существу франко-румынского договора Вертело и Бриаи заявили, что он ничего ие стоящий — простое заявление о дружбе, меньше, чем наш договор с Германией, и пр.

Заверяли, что абсолютно исключена какая бы то ни было гарантия румынам Бессзрабнк или военных обязательств, Я указал, что договор произведет у нас тяжелое впечатление. Возможно, что французы возвращением флота **Чг захотят загладить это впечатление. Бриан близок к тому, чтобы сделать этот жест, о чем, между прочим, он говорит, что уже предупредил кого следует. В течение лета будет ликвидирована грузинская миссия****. Считаю, что вопрос о кредитах***** продвинулся за эти два дня. В четверг мы встречаемся снова ****** в МИД с Брианом, Вертело, де Монзи и Kafio *******.

Полпред

Лечат, гю ирх.

* См. Т. VIII. ЛОК. № 4IS.

** См. док № 14I.

*** См. т. VIII, предметно-тематический указатель, рубрика «Собственность советская за границей».

**** См. док, № 55. 184, 303.

***** См. док. № 108, III, 131, [75.

****** См. док. № 216.

******* Министр финансов Франции.


214. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Посланником Польши в СССР Кеитжинским

И июля 1926 г.

Кснтжииский специально просил свидания со мной для

устной передачи мне заявления польского правительства. Он прочитал мне это заявление на французском языке достаточно медленно, так что я целиком его записал. Вот перепоя этого устного заявления: «В дополнение к беседам мининдела Залесского с советским посланииком Войковым 2 июня* и ссылаясь на декларацию Войкова Кноллю 8 июля**, да-лес, принимая во внимание известные заявления Финляндии, Эстонии и Латвии*4'* и обмен точек зрения между этими государствами и между ними и Советским Союзом, польское правительство заявляет о своей готовности возобновить переговоры **** с целью разрешения задачи умиротворения Северо-Восточной Европы путем заключения соглашения. Польское правительство рассчитывает, что эти переговоры поведут к благоприятным результатам для всех заинтересованных сторон». Посланник прибавил, что польское правительство ждет ответа. Он спросил меня, не могу ли я сейчас дать ответ. Я сказал, что надо все это обдумать, ибо здесь очень много странного и неясного. Как в мотивировочной части, так и в резолютивной части говорится о третьих государствах, а именно говорится о заявлениях балтийских государств и о благоприятных результатах для всех заинтересованных сторон, т, е, не только одной Польши и СССР. На это посланник ответил мне, что тут имеются две части: самое предложение и предшествующее ему экспозе. При этом имеется ссылка на декларацию Войкова. Я тогда сказал, что главное заключается в следующем: речь идет об умиротворении Северо-Восточной Европы. Мы желаем вести переговоры с Полыней об урегулировании отношений между СССР и Польшей, а не о посторонних проблемах, т. е, об умиротворении вообще Северо-Восточной Европы. Если переходить за пределы польско-советских отношений, почему в таком случае ие говорить об умиротворении Центральной Европы, почему не говорить об исправлении границ Силезии, о ликвидации Польского коридора и т. д. Очевидно, это все не в интересах Польши. Мне кажется, что в интересах Польши, точно так же как в наших интересах, вести переговоры исключительно о польско-советских отношениях, а не об отношениях Польши и СССР к третьим сторонам. На это мне Кеитжинскии ответил, что Войков 8 июля уже сделал

* См, док. К". 171-** См. док. Кг 218. *** См, док. № 165, 166. 208. *** См. док. № 69, 77, 83, 17L


заявление Киоллю в том смысле, что СССР готов вести переговоры с Польшей, принимая во внимание отношение Польши к балтийским государствам. Я сказал, что это совершенно невозможно, Тут, очевидно, имеется недоразумение или искажение, ибо это совершенно противоречит нашей политике, заключающейся в том, что с Польшей мы желаем вести переговоры о польско-советских отношениях, а ие об отношениях к третьим сторонам.

Резюмируя наше отношение к этим вопросам, я сказал, что мы горячо желаем переговоров и соглашения с Польшей и готовы идти очень далеко навстречу Польше в этом смысле, но эти переговоры должны быть о польско-советских отношениях, а ие об отношениях к третьим сторонам. Что касается зондажа т. Стомонякова *, то дело в том, что в зоидажиом порядке т. Стомопяков спросил, не будет ли устраивать Польшу соглашение с нами об ограниченном нейтралитете вместо абсолютного нейтралитета, ибо соглашение об ограниченном нейтралитете дает возможность считаться как со ст. 16 [устава] Лиги наций**, так и с различными отношениями к другим государствам, но самый договор между нами н Польшей в таком случае был бы об ограниченном нейтралитете, а ие об отиошеиии к третьим государствам. Я прибавил, что этот вопрос был поставлен т, Стомоняковым в зондажиом порядке, ибо у нас нет на этот счет официального решения и ие могло поэтому быть официального предложения в этом смысле. Наконец, я еще раз повторил, что мы ие можем делать объектом переговоров с Польшей отношение к третьим сторонам,

Чичерин

Печат. по арх*

215. Сообщение Торговой делегации СССР в Великобритании о состоянии англо-советской торговли 75

15 июля 1926 г.***

Возобновление торговых отношений

Аигло-советские торговые отношения, прерванные вовремя революции и в первые годы после революции в результате интервенции и блокады Советской России со стороны европейских стран, стали восстанавливаться лишь в 1920 г. Но и в этом году аигло-еоветская торговля, несмотря на заинтересованность в ней обеих стран, была еще крайне ограничена в ре-

* См. док, № 168, ** См. т. Vin, прим 28. *** Дата опубликования.


зультате так иазываемой золотой блокады Великобритании в отношении Советского Союза, Эта золотая блокада препятствовала ввозу советского золота в Великобританию для оплаты заказов, размещенных Советским Союзом. И только в 1921 г,, после заключения англ о-совете кого торгового соглашения*, стало возможным приступить к более успешному восстановлению и развитию аигло-советских торговых отношении.

Р a i к и т ие торговых отношений

В течение шести лет со времени появления Советского Союза на английском рынке англо-советская торговля непрерывно развивалась, за исключением 1923 г,, когда торговый оборот несколько сократился в результате известной всем ноты лорда Керзона **.

По данным экономического отдела торговой делегации, закупки Советского Союза на английском рынке в 1925 г. Достигли сумма.! в 31 170 995 ф, ст., что превышает цифры экспорта и реэкспорта и,-ч Великобритании в Россию в 1913 г. почти на 13%. (В 1913 г. английский -жспорт и реэкспорт в Россию выражался в сумме 27 694 тыс. ф. ст.) Советский экс--порт в Великобританию в 1925 г. выразился в сумме 26 907 678 ф. ст., что составляет 67,5% довоенного английского импорта из России, (В 1913 г. английский импорт из России выражался в сумме 40 271 тыс. ф. ст.)

По данным экономического отдела торговой делегации, который учитывает закупки и продажу товаров всеми организациями, осуществляющими внешнюю торговлю СССР в Великобритании, торговля между Советским Союзом и Великобританией выражается в следующих цифрах (в ф. ст.):

  / OÖ'j- Продажа сотппск/ я товаров в Р-елт.абрптпикп Закупки СССР в Нплпкобритании
1920 1921 1922 ms \ 85!) Г>,?5 5 <Ш 283 10 458 066 19 443 669 26 907 678 2 809 Ы I 7 281258 9 432 936 4 658 592
    14 800 956
    31 170 995
     
    64 609071*** 70 154 378

* См. т. 111, док, № 344 ** См. т. VI, стр, 297—302. *** Итог по данным таблицы составляет 64 598 071 ф. ст.

"3 Докум, внешн. полит. 353


Организации, осуществляющие внешнюю торговлю СССР в Великобритании, сталкивались со всевозможными препятствиями в своих усилиях, направленных на развитие англосоветской торговли; однако, несмотря иа все трудности, торговля продолжала быстрым темпом развиваться, и мы с уверенностью можем предполагать, что в последующие годы она будет развиваться также быстро, так как в этом заинтересованы одинаково обе стороны.

Б а л а н с англо-советской торговли

Нам известно, что некоторые английские круги считают, что англо-советская торговля не приносит никакой пользы Великобритании. Они пытаются доказать это тем, что якобы в торговле с Советским Союзом Великобритания имеет пассивный торговый баланс, Из английской статистики внешней торговли они брали цифры английского импорта из Советского Союза и из этих цифр вычитали экспорт и реэкспорт Великобритании в Советский Союз, и если цифры экспорта и реэкспорта оказывались ниже цифр советского импорта в Великобританию, то они приходили к выводу, что торговля с Советским Союзом не приносит никакой пользы Великобритании.

Если быть последовательным и пользоваться теми же методами в отношении всей внешней торговли Великобритании, которые упоминались выше, то можно прийти к логическому выводу, что вообще внешняя торговля является невыгодным делом для Великобритании и что она должна быть приостановлена, поскольку в общем внешнеторговом обороте Великобритания имеет ежегодный пассивный баланс. (В 1913 г. ее пассивный баланс выразился в сумме 133 914 тыс. ф, ст., а в 1925 г.— 395 361 тыс. ф, ст.; в англо-американском торговом обороте пассивный баланс Великобритании в 1925 г. выразился в сумме 164 млн. ф. ст.)

При выявлении вопроса о балансе Великобритании в ее внешнеторговых отношениях обычно должно учитываться не только соотношение цифр импорта и экспорта, но также должны учитываться доходы Великобритании от ее судоходства, страхования, кредитования и т, д. Помимо торгового баланса принимается во внимание также и то, насколько торговля с другой страной удовлетворяет потребности Великобритании г, отношении тех товаров, которые необходимы для потребления населения и для британской промышленности, и в какой степени импортирующая страна является рынком для сбыта товаров английского происхождения и товаров британских колоний и доминионов.

Для правильного освещения англо-советской торговли мы используем те методы и те элементы, которые считаются


общепринятыми. Прежде всего мы осветим вопрос о торговом балансе в аигло-советской торговле. Для этого мы возьмем не только данные англо-советского торгового оборота, но также укажем суммы, которые Советский Союз израсходовал иа морские перевозки, на погрузочные и разгрузочные операции, па хранение, сортировку и упаковку товаров, на страхование (после вычета полученной компенсации) у британских страховых фирм, на административные расходы в Великобритании и на уплату процентов по кредитам, полученным от английских фирм и английских кредитных учреждений.

Учитывая, что фактическая продажа товаров Советского Союза на английском рынке составила сумму в 64 609 071 ф. ст.*, а советские закупки в Аиглни — 70154 378 ф. ст.**

* (Химия t\\nta от продажи товаров СССР па английском рынке за ]ч;>ц 1Ч2П si, ы,фГ] щииыяся в 64 609 071 ф, ст., мало отличается от данных,нм пинком K^Mijiu иной статистики (согласно английской таможенной станниты iîi m иЬ]шиж1и импортировала из СССР товаром на сумму ficj IHj >ü] ф и) В панн' цифры не включены данные импорта Велнкобри-i.iiii'H m Ртищ» №o к, когда Советск и ft Союз не продавал никаких товары: ii,t.ли лини ом рынке, в то время как английская статистика в свой iiMiiopi iij Plr.U[M б зтом году включила данные, касающиеся импорта из тех стран, которые отделились от России (Польша, Эстония, Латвия и др.), Получающаяся разница в 557 710 ф. ст. столь незначительна, что сю можно пренебречь. В го же время нужно сказать, что эта разница получается вследствие того, что английская таможенная статистика учитывает импортные товары в момент их ввоза, а статистика экономического отдела торговой делегации показывает сумму, реализованную от продажи товаров; та лвшше не всегда совпадают.— Прим. док.

*'* Общая стоимость товаров английского происхождения, закупленных ('ССР на английском рынке за 1920—1925 гг, составила, но данным тор-I i.Bofi делегации СССР в Великобритании. 21 339 285 ф. ст. Большой разницы между этими данными и данными английской таможенной статистики" нет, i iVrti принять ко внимание, что последняя учитывает в 1920 г. за Россией" товары, экспортировавшиеся Великобританией в страны, отделившиеся от Советской России, и что в 1920 г, из всей суммы английского экспорта в Россию товаров английского происхождения на долю Сойотского Союза приводилось лишь 2ö()(il5C> ф- ст. Экспорт» СССР тонаров лпглнпекого происхождения 3fs 1921 • 1025 гг. составил сумму в 18:Ш63-1 ф. <т,; к этой сумме следует нрнбгошть (мне стоим осп, закупленных Советским Союзом 'ioisapim английского происхождения и!92<) г. в размере- 2 506 155 ф. ст. Таким обра.иш, и общем итоге зя 1920--Ш25 гг. экспорт из Великобритании Toi^ipon английском» происхождения в Советский Союз выражается в сумме 20 8-15 789 ф. ст. Такова цифра английской таможенной статистики с нашей поправкой за 1920 г, Фактически же советские закупки товаров английского происхождения на инглийском рынке за 1920—1925 гг. составили с\мму в 21339 285 ф. ст. В дополнение к товарам английского происхождения советские закупки на английском рынке включают в себя реэкспортные товары, а также те из реэкспортных товаров, которые закупались в Англии у английских фирм, получающих прибыль от них, и которые направлялись из мест своего происхождения непосредственно в Советский Союз и, следовательно, не были зарегистрированы английской таможней.

В общих закупках СССР на английском рынке реэкспортные товары < f-'CKMvoHOT 488)5093 ф. ст. (по данным экономического отдела торговой

23*


(по данным экономического отдела торговой делегации за 1920—1925 п\), мы получаем активный торговый баланс в пользу Великобритании в размере 5 545307 ф. ст. Это та цифра, которая получается в итоге торговых операций всех организаций, осуществляющих внешнюю торговлю СССР в Великобритании.

Помимо этого, к активному торговому балансу Великобритании в размере 5 545 307 ф. ст. нужно добавить следующие элементы; за период 1920—1925 гг. Советский Союз израсходовал около 4 млн. ф. от. на перевозку товаров на английских судах. В самой Великобритании Советским Союзом израсходовано иа погрузочные и разгрузочные операции, на хранение, сортировку и упаковку товаров около 1300 тыс. ф. ст.; иа страхование товаров (после вычета полученной компенсации) — около 600 тыс. ф. ст.; на административные расходы, включая жалованье, приобретение н содержание помещений и т. д.— около 3500 тыс. ф. ст.; на уплату процентов по кредитам, полученным от английских фирм и кредитных учреждений,— около 900 тыс. ф. ст.

Таким образом, аигло-советский товарооборот, расходы Советского Союза в Великобритании на транспорт, страхование, на погрузочные и разгрузочные операции и т. д. показывают активный торговый баланс в пользу Великобритании в размере, превышающем 15 845 тыс. ф. ст.

Оборот по благородным металлам (золото и серебро) в англо-советской торговле за рассматриваемые годы, включая 1925 г., выразился в следующих цифрах: Великобритания ввезла из Советского Союза золота и серебра на сумму в

6 179295 ф. ст. и вывезла в Советский Союз на сумму в

7 799 388 ф. ст., что дает активное сальдо в пользу Великобритании в 1 620 093 ф. ст.

делегации!. Английская статистика дает цифры реэкспорта в СССР за весь период, включая 1925 г., но без 1920 г., в размере 24 65а 360 ф. ст. Цифры реэкспорта за 1920 г, данные английской статистикой, относятся главным образом к странам, отделившимся от Советского Союза; к Советскому Союзу относится,'шшь небольшая сумма в 303 486 ф ст, т. с та сумма, на которую Советский Союз действительно закупил реэкспортные товары на английском рынке в Ï920 г. Таким образом, согласно данным английской таможни с приведенной нам» поправкой за 1920 г., реэкспорт из Великобритании в Советский Союз sa весь период 1920-—1925 гг. выражается в сумме 24 954 8-16 ф. ст. Между данными о фактических советских закупках реэкспортных товаров на английском рынке и данными английской таможенной статистики с нашей попранной за Н>20 г. получается разница в 23 860 247 ф. ст. Эта разница полупилась вследствие того, что организации, осуществляющие внешнюю торговлю Советского Сою.ча в Великобритании, закупили в Англии такие товары, которые поступали главным образом из английских колоний и доминионов и которые, как мы уже указали, направлялись непосредственно в Советский Союз, минуя английские порты.—Ярах док.


В общем английском импорте из Советского Союза благородных металлов на долю серебра приходится 1 342 421 ф. ст., иа долю золота — 4 836 874 ф. ст.; в общем английском экспорте в Советский Союз благородных металлов иа долю золота приходится 2 381 145 ф. ст., иа долю серебра — 5 418243 ф. ст. При этом следует заметить, что Англия экспортировала в СССР серебро в виде серебряной монеты, изготовлявшейся на английском монетном дворе.

Если к активному английскому торговому балансу в 15 845 тыс. ф. ст. (как указано выше) добавим активный баланс по благородным металлам (золото и серебро.), мы получим общий активный торговый баланс Англии от англо-советской торговли за 1920—1925 гг. в размере около 17 500 тыс. ф. ст, Таким образом, во всех операциях по закупке товаров, использованию английских судов для перевозки товаров, по страхованию, кредитам и т. д. Советский Союз уплатил Великобритании за рассматриваемый период около 88 300 тыс. ф- ст., а получил от реализации своих экспортных товаров иа английском рынке около 70 800 тыс. ф. ст.

В дополнение к указанным выше торговым операциям по благородным металлам Советский Союз продал па английском рынке за 1920—1925 гг. платины иа 2700 тыс. ф. ст.* Эта сумма пошла на покрытие советских обязательств по закупкам товаров в Великобритании.

Импорт Великобритании из Советского Союза

В довоенное время Россия являлась постоянным поставщиком и Великобританию большого количества продовольственных и сырьевых товаров, таких, как пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, семена, жмыхи, масло, яйца, щетина, конский волос, лен, пенька, лесоматериалы, нефтепродукты, марганцевая руда и др. Начавшийся в 1921 г. медленный процесс восстановления экспорта сырья и продовольственных товаров из СССР идет иа удовлетворение потребностей населения Англии, как н в довоенное время. Ксли мы рассмотрим характер английского импорта из Советского Союза за послед-пне несколько лет, мы увидим, что он состоит почти целиком из продовольственных товаров, необходимых для всеобщего потребления, а также из сырья для английской промышленности, Это можно видеть из нижеследующей таблицы, пока-тынающей главнейшие товары, проданные Советским Союзом и Англии за последние 5 лет (в ф. ст.):

* За первые месяцы текущего (S926) года Советский Союз ввез в Вели-Mifipimiuifro платины на сумму 2 200 тыс. ф. ст. Сумма от реализации этой шштипы пойдет на оплату товаров, закупленных Советским Союзом в Be-ликобританни,— Прим. док.


  1921 г. 1922 s. 1923 S. 1924 г. 1925 г.
Масло......... Яйца......... 846 722 202 036 408 707 53 308 J 4 402 I 761 9!7 644 535 1 208 788 82 785 877 542 252 153 35 443 2 902 558 1 676 159 1 070 324 171 290 2 327 356 3 275 131 1009 391 293 468 4 931619 2 767 898 2 198 904 75 426 2 128 327 3 386 768 2 869 369 1 171 673
Лес и лесолтатериалы „ Лен, пенька и кудель. Нефть и нефтепродукты Химикалии...... Пушшош....... 7 322 147 1 676 919 2 671619 189 363 4 063 375

Возобновление Великобританией импорта необходимых продуктов из Советского Союза имело положительное влияние на английский рынок и отвечало интересам английской промышленности н английского народа. Импорт из СССР продуктов потребления влияет на удешевление этих продуктов для английского потребителя. Мы приведем в качестве примера торговлю ячменем; этот пример можно считать показательным, поскольку СССР является одним из главных экспортеров этого продукта. В 1925/26 г. прибытие грузов этого продукта вызвало снижение цен на ячмень. До появления русского ячменя в Англии в августе 1925 г. один квартер ячменя стоил 35 шиллингов 6 пенсов, а после того как большие пар-тин ячменя прибыли в Англию в январе 1926 г., цена одного квартера упала до 24 шиллингов 6 пенсов.

Из многих других товаров, экспортируемых Советским Союзом и реализуемых на английском рынке, следует упомянуть русский лес. Импорт русского леса оказал оздоровляющее влияние на английский рынок, что вполне понятно, так как в общем английском импорте лесоматериалов на долю Советского Союза приходится около 11%. Учитывая растущее строительство в Великобритании, нельзя не признать благоприятного значения импорта лесоматериалов из СССР. То же самое можно сказать в отношении хлеба, масла, яиц и др. продуктов.

Таким образом, импорт продовольственных и сырьевых продуктов из СССР отвечает жизненным интересам многомиллионные английских потребителей и способствует восстановлению английской промышленности. В числе товаров, импортируемых Англией из СССР, имеются такие, для которых английский рынок выступает в качестве клиринг хауза *, ибо, хотя эти товары и продаются Советским Союзом в Великобритании, они лишь частично реализуются внутри страны. Это касается таких товаров, как пушнина, лен и др. Остановимся

—• расчетной палаты (англ.),


на пушнине, которая до войны продавалась Россией в Лейпциге, а в настоящее время продается советскими организациями в Лондоне. В операциях по реализации пушиины весьма заинтересованы английские брокеры и, кроме того, английские фирмы, к которым пушнииа переходит после аукциона н которые перепродают ее на континент ив Соединенные Штаты, получая от этого большую выгоду.

Что касается такого рода товаров, то следует в общем иметь в виду, что Великобритания в настоящее время заняла ß pvccKny экспорте то место, которое раньше принадлежало.странпм континента, в частности Германии, а также то, что шпшшзнруется деятельность Лондонского путного рынка.

Следует также иметь в виду, что в осуществлении англо-советекой торговли, особенно в деде реализации экспортных товаров Советского Союза на английском рынке, участвует несколько смешанных обществ с русским и английским капиталом, такие, как «Русско-Бритаиское хлебоэкспортное обще- 1 fun» и • Русские лесное агентство». Оборот этих обществ в обшей прпдлжг советские тваров на английском рынке составляет около НИ% Прибыль от торговой деятельности этих об-щеми imei, ьчким обратим, не только в пользу Советского Союза, но н Великобритании«

Экспорт Великобритании в Советский Союз

Советские закупки английских товаров как внутреннего происхождения, так и реэкспортных товаров из года в г-од увеличиваются, что явствует из нижеприводимой таблицы (ем, стр. 3(H)).

Из общего количества товаров, закупленных Советским Союзом на английском рынке, согласно даииым экономического отдела торговой делегации, реэкспортные товары составляют 69,5%. Значительная часть реэкспортных товаров ног-пи^ I ич Британской империи, такие, как чай, кофе, ка-ь to nu pi м хлопок (частично), джут, необработанный кау-ч> к Hm r in I* Mt (йллы; зерштые продукты, закупавшиеся Coin к 1 и.1 ï т >>п\1 на английском рынке, поступали в нсурожай-iiiif jo ni r i iMiMM образом из Канады. Это еще одни из fjkii юн ihm пш'тПощнх выгоду торговли с Советским Союзом м ||»льм) ддл Ьеликобрнтании. но и Для всей Британской империи. Мы можем указать, что в текущем году предполагается закупить.хлопка на сумму свыше 5 млн. ф. ст. и шерсти ил сумму свыше 7 млн. ф, ст.

Что касается закупок товаров английского происхождения:чн шкледппй год, то преобладающее место занимали всякого |И!/ш млпшны и стайки. Заказы, сделанные Советским Сою-ш,ш шделкпым английским фирмам, определяются в сумме гшшп1 0,5 млн. ф. ст. Ряд крупных заводов в Великобритании


Закупки Советского Союза

  1920 е 1921 е. 1922 г.  
Товары английского происхож- 2 506 155 303 486 2 271812 5 009 446 2 714 274 6 718 662  
   
  2 809 641 7 281 258 9 432 936  

в настоящее время занят выполнением заказов для Советского Союза, которые составляют 20—25% от общей загруженности производственных мощностей этих заводов.

Перспективы английского экспорта в Советский Союз

В отношении закупок Советским Союзэм товаров на английском рынке следует учитывать открывающиеся широкие перспективы в связи с растущей потребностью Советского Союза в импорте машин, станков, сельскохозяйственных орудий, электроприборов и пр. для переоборудования существующих фабрик и заводов, строительства новых, осуществления планов электрификации, механизации сельского хозяйства и т. д.

Те страны, которые принимают участие в переоборудовании промышленности Советского Союза, несомненно, будут и впоследствии главными поставщиками оборудования в Советский Союз. До войны Великобритания занимала важное положение в деле снабжения русской промышленности, и в частности текстильной промышленности. В результате этого значительное число заводов и фабрик было оснащено английским оборудованием. Если в настоящее время Великобритания будет отставать от других стран в деле поставок в СССР машин и станков для заводов "и фабрик, то это отразится на будущем экспорте из Великобритании в Советский Союз, ибо советские заводы и фабрики, приспособляясь к конструкции машин и станков какой-либо страны, будут, естественно, импортировать их из этой страны и в дальнейшем.

Как видно из вышеприведенных цифр, импорт из Англии за последние несколько лет значительно возрос. Он мог бы развиваться и дальше, если бы английские финансовые круги смогли финансировать англо-советскую торговлю в размере, более соответствующем интенсивному развитию этой тор-


ira английском рынке

(в ф. ст.)

  S9P4 s 1925 г 1920—1925 гг.*
  4 32в 361 10 474 595 7 543 057 23 627 938 21 339 285 48 815 093
14 800956 31 170 995 70 154 378  
             

roi* л и. Что касается уже полученных кредитов, то мы должны заметить, что развивающиеся торговые отношения между Великобританией и СССР заставили финансовые круги, несмотря на нч сдержанную позицию в отношении финансиро-н,Н1Ии.ms ifiKJiuMiioJii юрговди, предоставить кредиты по-t меднен Ни ipe'inibi lunaioi, были недостаточны и не дают ей ношо ктк in pa UHinaibCH нормальным темпом.

Нелишне Гл u i ^ к а!.пь при этом, что за весь период после нозоононлении англо-советской торговли организации, осуществляющие советские торговые операции в Великобритании, нынолпяли все свои коммерческие обязательства своевременно и полиостью. Это подтверждается всеми английскими фирмами, которые имеют дело с Советским Союзом и с советскими торговыми организациями в Великобритании. Их мнение сводится к тому, что советские организации выполняют сноп обязательства как в отношении срока исполнения заказов, платежей, так и во всех других отношениях своевременно и точно.

К о и ц е с. с и и /!,Л)! tbviiiKnfSpHifüiHH открываются значительные перспек-

HÜiM li КпИИС I ШИПИМ! (|е!| I СЛ ЬНОС'ГП аш'ЛПНСКИХ фирм НИ СО-

ni'itKun icppüгорил, Di'hiH'c чп< ло английских концессионных iijMMftJjHhifiiiî, v^f рш'ншпишпх н настоящее время, составляет Hi lb ашлшп kir, iniiiiLiTciKJiiiibix предприятий наиболее зиа-чим-льпычн мкляюц'ч следующие:

I 'Лена 1 млдфп.ы.-., которой предоставлены обширные, (шпиые природными ресурсами, земли в Лснско-Витимском fMvpvie, и Сыссртском и Ревдинском округах на Урале н " ïMi-ицщ ореком округе на Алтае. Концессия дана сроком

* Il j i j.сп1 ошибочно — 1925—-26 гг,

* H Щ1*,! I (оветскис закупки на английском рынкр сократились в ре-,](t чГн ьтН'Пжп, возникшей в связи с нотой лорда Керзона, когда Сони <<>i,)i iti.1,1 тлгужден разместить в других странах значительную

иешч!,И',нпп, предназначавшихся для Великобритании.— Прим. док.


на 30—50 лет. Концессионер вкладывает в это предприятие сумму свыше 2300 тыс. ф. ст, В текущем хозяйственном году (с 1 октября S925 г, по 1 октября S926 г.), в первом году деятельности концессии, будет добыто 18 тыс. фунтов золота, которое концессионер, согласно условиям договора, может по своему усмотрению вывезти или продать правительству. К! мая 1926 г. стоимость добытого золота исчислялась в сумме 550 тыс. ф. ст.

2, «Аян корпорейшн». Концессионер получает право на разработку П5 заявочных площадей на добычу золота в Камчатской губернии. Концессия дана сроком на 36 лет. Минимальная добыча золота определена в 2I6Ö фунтов в год.

3, «Тетюхе майнииг корпорейшн». Концессия дана сроком на 36 лет в Приморской области па добычу, переработку и экспорт серебряных, цинковых и свинцовых руд. Концессионером начаты работы по постройке заводов с производительностью до 3 тыс. т свинца и 6 тыс. кг серебра. Инвестированный капитал составляет 200 тыс. ф. ст.

4, «Приамур майнинг компаии лимнтед». Концессия предоставлена на 36 лет в Приамурской области на добычу и обработку-цветных металлов н на выработку чугуна.

Почему необходимы кредиты для англо-советской торговли

Изложенные выше основные показатели восстановления англо-советской торговли в значительной степени определяют дальнейшие перспективы развития экономических отношений между Великобританией и Советским Союзом. Основные факторы дальнейшего развития англо-советской торговли сводятся к следующему: с одной стороны, мы имеем восстановление промышленности Советского Союз.-!, проведение в жизнь планов электрификации, ведение сельского хозяйства на научной основе, строительство новых заводов н фабрик, а с другой стороны, настоятельную потребность Великобритании в новых рынках для размещения своих экспортных товаров взамен тех рынков, которые были сю потеряны в военное и послевоенное время,

Советский Союз имеет огромные потенциальные возможности в отношении расширений экспорта и увеличения емкости рынка, но при существующих экономических условиях темп их развития зависит в той или иной степени от наличия денежных средств и доступных иностранных кредитов. Развитие советской внешней торговли безусловно не приостановится из-за недостаточных кредитных возможностей; однако темп развития может быть задержан вследствие отсутствия кредита. Вопрос о предоставлении кредита будут решать в значительной степени те страны, с которыми Советский Союз бу-


дет и должен вести торговлю в будущем. Таким образом, ясно, что и темп развития англо-советской торговли, которая отвечает интересам обеих стран, будет зависеть от наличия

кредитив.

Заключение

Roi '! мы рассматриваем национальную экономику Совет-пин и J мюля, разоиоающуюся из года в год, и огромные при-piUHUi ресурсы Союза, нуждающиеся в больших кшштало-mo-iaihiiA, иностранной технической помощи и инициативе JiiuM ip in шх деловых людей, и когда мы принимаем во г-ши-M.imii р игтущмо возможности СССР в области импорта ипо-* ip.iumr товаров и сырья, а также потребность Великобритании в рынке для экспорта своих товаров, мы можем с уверенностью полагать, что англо-советская торговля в связи с тем, что она приносит польза об^чм странам, будет развиваться и и б\д\ик u n ion ас енпош, как она развивалась в течение Пш fu juH4 nit 4 iiï 'и г

I' au n m Ь I i 'i 1!

I S i i i I I i i > i и

I il It i / / ни

:M0. Сообщение Полномочного Представителя СССР во Фрак-Нин о беседе с Министром Финансов Франции Кайо, Министром Иностранных Дел Брианом, Генеральным секретарем МИД Вертело и Председателем французской делегации на советско-французской конференции в Париже дс Монзи w

15 июля 1926 г.

Большое место в наших разговорах занял вопрос о креди-* j.ix. H изложил в точности вею нашу схему, включая, конечно,

\ и мопргн- о денежных кредитах **. Здесь Кайо начал махать

||\иамн, тгкфу, Ч1п фраиил-icuiii обьшлгечь скажет, что мы ни примеру скфпы» ил\ч ыпч пряник чы inn берем у француза дгнын, 'Иибы пытпп ibspue 1,01111 Я тогда подошел к

-:ОМу HnllpOCV С IU4«И ïj'l НИИ Hh|ppi4fi!J рЮВИТНЯ фраИЦуЗ-

: «i 1»й ирпчшнленми(hi и hiMuum \ о ie\ совершенно других

ш яи\, п ча ъотрьк ми iL im рь просим кредиты и для которых <> 01,|цн s. t ызрые нпр-ыю з^пмы. Это как будто бы оказало i'--M»in|Ktn itiHUcimnjif Зашла речь о старых займах. Так как •.м Kinn нередко 6i.iBa.ji в тех правительствах, которые, да-1 •au 1ППЛТЫ России, он рассказал историю многих займов и, •> Ht a y причем, сказал, что он был решительным противником i Hifeiit ï'HMi г. и не хотел, чтобы этот заем был котирован

* il. i-i.-ïnrïH'i] полномочного представителя СССР во Франции, от

t(l 1 ' 1.и, jV_- 1114. 111, 131, 175, 213.


раньше, чем соберется Государственная дума, но с этим его коллеги не согласились. В связи с этим говорилось о подкупе французской печати, о том, что фактически осталось из этих займов во Франции и что попало в царскую казну. В связи с этим говорили о расхищении нашего имущества во Франции*, о том, что французское правительство не приняло даже тех мер, которые были приняты в Англии в 1921 г., когда английское правительство наложило эмбарго как на государственное имущество, так и на имущество национализированных у нас предприятий. В связи с этим, между прочим, говорили о нашем золоте, которое было вывезено в Англию **. Здесь и Кайо и Бриан в один голос сказали, что часть этого золота находится теперь на дне океана, что многие из тех английских пароходов, которые перевозили его в Америку, были взорваны немецкими подводными лодками. Между прочим, об этой судьбе части не только нашего золота, но и другого золота, перевозившегося англичанами, я услышал впервые. Так как снова разговор перешел на денежные кредиты, Кайо спросил:

— Я вам мог бы дать денежные кредиты, ио можете ли вы мне дать в залог нефть?

— Ваш вопрос чрезвычайно неопределенный.

— Нет, я Вас прошу ответить на мой вопрос.

— Если хотите, чтобы я ответил одним словом, я могу сказать и «да» и «нет».

Вертело вмешался и попросил, чтобы я разъяснил, что это означает. Я сказал, что если идет речь о нефтеносных залежах, то мы, исключая Грозный и Баку, готовы в других местах давать концессии на основании нашего закона. Мы и теперь ведем переговоры с французскими фирмами, и это не может быть предметом особого договора. Если идет речь о том, чтобы нашей нефтью платить за те денежные кредиты, которые нам будут даны во Франции, то это для иас не представляет никакой выгоды, ибо, если мы имеем нефть, мы всегда ее продаем без остатка, часто даже получая деньги вперед. Когда мы говорим о кредитах, мы понимаем кредиты помимо той выручки, которую мы имеем от нашей торговли; иначе получается, что мы сами даем себе кредиты. Остается третья возможность: мы можем заключить договор на длительную поставку нефти Франции. Мы готовы были бы тогда отчислять те годовые проценты и погашения, которые мы должны платить по нашим кредитам во Франции, а со своей стороны Советское правительство будет рассчитываться с Неф-тесиндикатом. В этом направлении можно было бы вести дальнейшие переговоры. Я обратился тогда с вопросом к

* См. т. VIM, док. Ns 64, 88, 116, 127, 167, 186 и док. Л° 64, 303, 339 настоящего тома.

** См, т, V, док. № 150.


Кайо: «Можете ли Вы мие сказать, согласны ли Вы провести у вас монополию нефтяной торговли, чтобы мы могли стать поставщиками французского государства». Кайо колебался в своем ответе. Я тогда заметил: «Я понимаю, что вам для проведения такой реформы нужно бороться со «Стаидард ойл» и с «Шелл»». Тогда и Бриан и Кайо вместе заметили: «Да, перед нами стоят громадные трудности, но мы Должны освободиться от диктатуры английских и американских нефтяных обществ».

В связи с этим у нас начался разговор относительно наших нефтеносных земель. Я им указал на различные районы, которые у нас имеются, на исследования, которые уже сделаны н делаются и которые доказывают, что уже изученные нефтеносные поля составляют 15% мировых залежей и что по меньшей мерс еще 15% предполагается имеющихся, но не изученных. Умзял на необходимость, если Франция желает по-лучнп. у н.че нефть, ч-юбы французский капитал участвовал и кошнчч'инч, ибо дли того, чтобы увеличить наше производит*! неф m и» плиц пул,, нам нужно иложить новую единицу рубля Мскцу прочим, я им рассказал о нашем участии на последнем Гомологическом международном конгрессе в Мадриде il об изобретениях наших ученых для отыскивания ми-иоральныч богатств,

:{шил;| речь о роли американского капитализма. Кайо очень поправилось определение, что Америка является страной капиталистического легитимизма.

После того, как обследовали различные поля работ конференции, мы подошли к вопросу, что теперь нужно делать, и Krtlto п lipmiii поддержали решительно де Монзи в том, что ] смерь |[\/К1ш подвести итоги и закончить с вопросом о долгах,;i ijiiwhe н определить основные начала для получения креди-ю» Ty'i и поставил в упор Кайо вопрос: «Понимаете ли Вы и '1гнсжпыс крсдтьР- Он ответил: «Да», Я со своей стороны eoiflfn нлги, 41 о»опрос об условиях получения зтих кредитов, о rpfMui4, nspmnmis и прочем остается открытым,!'Зажпо нам нмн'рь i:u|unvt iipiiiitiih, что и оргзппзапии этих кредитов учает-

t^Cj фрлгНП U hoc Нр.ПМГГелитш.) р|:,

НрИ.щ п* f itiitMi стропы choirs заявил о твердом намерении MpojM< m ohtiitv соглашение с нами и с Германией**.

H кочне pa.и опора я поставил вопрос о флоте. Он зая-мпл, чю он сам сознает, что то, что они делали с нашим фло-1ом, мо большая безнравственность, но что она находила снос опр.'шдаиие в нашей безнравственности, что мы не же-/(шли ипобще платить долги. Это извинение теперь для них

' ' С ofiLlfUKT.

* i pi т.к. NI. 221). '• i п лик, № 213.


Я их покинул, оставив де Монзи продолжать разговор с ними, но условившись в их присутствии, что мы в тот жЬ вечер в Î0 часов встретимся с де Моизи для того, чтобы на основании нашего общего разговора составить протокол, подводящий итоги работ конференции.

Полномочный Представитель СССР

во Франции

Печат по арх.

2Ï7. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Японии в СССР

16 июля 1926 г X? 571/вд

От пограничных властей Союза Советских Социалистических Республик поступило телеграфное сообщение о том, что отряд пограничной охраны, помещенный названными властями на японский пароход «Рёто-мару», застигнутый за недозволенным занятием краболовством в территориальных водах Союза Советских Социалистических Республик, был снят японским миноносцем «Татикадзз», под охраной которого пароход «Рёто-мару» продолжал ловлю крабов.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам, доводя вышеизложенное до сведения Японского Посольства, считает долгом сообщить нижеследующее,

Как известно Посольству, занятие рыболовным и зверобойным промыслом в территориальных водах Союза Советских Социалистических Республик не дозволяется иностранным гражданам, если они не имеют на это особого разрешения в силу специального акта. Народный Комиссариат неоднократно имел случай обращать внимание Посольства на означенные правила.

Независимо от сего НКИД не может не отметить, что факт применения вооруженной силы японских миноносцев против вооруженной силы Союза Советских Социалистических Республик, как бы ии были эти последние незначительны и где бы они ни находились, в корне противоречит мирным и дружеским отношениям, существующим между обеими соседними стрниами.

В силу этого Правительство Союза Советских Социалистических Республик считает вмешательство японских морских сил в случае с пароходом «Рёто-мару» нарушением прав Союза и не может не квалифицировать этот случай как тяжкое нарушение международных обычаев.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам просит Посольство в срочном порядке снестись с подлежащими властями Японии для привлечения виновных и ответственности и передачи властям Союза парохода «Рёто-мару».


Назови eiere от изложен йога Народный Комиссариат по Ииостраниии Делам считает яео&ходимым осведомить Посоли ihm ii гом. что Правительство Союза, которое до настоя-шгрп иремгнм старалось избегать каких-либо резких конфликта л.а iffr'ii'i1:тиятня хищническим промыслом японских су-д.4й в и ||]»шп-риал-ьнык водах Союза, вынуждено.будет вдаль-»Ыпн*м»!рнчять необходимые меры для того, чтобы воспре-пй1С1»иг,У|ь прикенснию -си-ты со стороны японских военных гуд(№, | •. m '/m гуд-а будут иметь намерение затруднить оеу-щн/тч'-иж- "пограничными властями Союза -возложенных на тц ^п!чч по охране водных богатств в территориальной зоне

П инн im» ни iis> т щ 1 Я) -мши D СССР от 14 августа 1926 г.

№№•) m pu rt r

M 4* и m< hpf \ nnni il и i i ом мо и ом t зпмггпе сведениям,

Й1 в*, tim it s i им m m и П npi подошло к янон-

fhOHy M!|li ИИ î t i\i\ ill!!!! |F]!!1l IM I рПЫИШ ЛОПЛРЛ НЗ [)ЗС-

t'imiHiNi по n ij î j мп î ni т к pi t (К î uni H и несмотря на про tuf к,м п mi и i[i (it itipun i i n, пни пи i put ной ловлей, moth-к[нр\й!i * iniptijuiii тми «ил пипп itî в ripe шлах!Й-мпльиоп juin.! 'и | j) ärj и! ii um ï n j Г nie! a (LP C\ ано Пыдширка» в 8 часов m чср.) к.и лч flint jiiuu ira Lt-nip. oaaBira на.-Plto мару» четырех В'-»»р^жслимч Г')л;1!)т. Яконскпй миноносец «Татнкадзэ», шедший в это время ümiHiH Ki|ui\o,'iri «Përo-мару», pilau об этом инциденте, послал па пето +mmhïii 'tt.^i^Fi штрпсоп для выяснения действительных причин и для мир-ituiu |1.и}и-нй'1Ч1Н инцидента, так как речь шла о событии, произошедшем im щч и1 |,ши территориальных вод Союза ССР, Японцы пели себя восьми ийч^н^п'иц! •<> и переговорах с отрядом пограничной охраны нз предмет t«Httfni', пчшя японского парохода, а отряд охраны сам изъявил желание *?!>я!ПпП! я ми fieper, так как он, как было заявлено солдатами, был пред-ihjïihi'ii'ii пли подзора на противоположном берегу.

$Ьиишм, нчя навстречу такому желанию отряда, посадили его ira M.iropinn» n\m\, к ik рп шедшею n это время с ближайших промыслов, tt <Jiit]i.injii|H î io па fii }i< î

H i iiiai m иг1 кии i (ни о mu |1гмно ?\ Ttiл Японское Правительство «mum ut шли \ unimii npiiMt!ичпн1 погруженной г.и,-ш. Вместе с трм Hiîhist bt*i Птиц) ни! in muas! не пин ni h., ч|о î|.i;-iitT стеснений союзными И'1й1 Iîïmiî iiiHîutn* им un mihi n iji i un Milium щегося зцкотшм промыслам n (iitipiihni wupi i i m u|ti к ipus 1 Mini.iiofi <(ohm территориальных rum ïji>ahi I (i* H]i i ' • up pi iitoji Ч1Н принципам З-милы-той зоны терри-**i|_>îiUt it.it is mm oîfi'K»pu urn i»< ii mi лд\ народном Праве. Так как Японии- |?| HuiHiHiiifi i pu и р kî'ii.u тс я т*]рдп\ Принципов (см. вербальную tuny *.Ьмм]чи*!п Погольстл от 12 октября 1925 г, за №48}**, то такое

помнит..... [Mi пространств союзными властями своей власти на ицо-

< lii.Hitiiii' i'v.ïïiio, находящееся в открытом море, fie могло бы не вызвать

iipoi нпии" протест со стороны Японского Правительства, которое,

V 1<п.||1>, требовало бы от Союзного Правительства привлечения вп-

ныч i. 'iTRL-тетвсцногти, если бы не было мирного разрешения этого

prit,t u i vi rn,% k;ik наложено выше».

1 Н.н i in jipjifüia на русском языке. ** * s i \1Н, гг-р 455;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: