Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Л. М. Карахаиу

14 марта 1928 г.

Сегодня, 14-го, имел беседу с Дэбути. По поводу возможного выступления представителя Японии на Женевской конференции от имени пяти держав о снятии советского проекта о разоружении** я заявил, что такое выступление дало бы основание говорить, что Япония является самой военной державой и что она не оставила империалистических планов относительно СССР. Дэбути заверил меня, что никаких инструкций МИД в этом духе не давал, что он считает это невероятным и что он займется этим делом, чтобы по возможности помешать такому выступлению.

* См. также док. № 80, 82, 100. ** См. док. № 68.


О деньгах Подтягина * он заявил, что Семенов денег не получал, но что они не могут быть выданы нам, так как и у Японии могут быть денежные претензии к СССР. Я заявил, что мы ничего не слыхали об этих претензиях, что считаю необходимой передачу этих денег СССР. Дэбути уверял, что пока надо удовлетвориться тем, что деньги не будут даны Семенову52.

По поводу Бессарабского протокола** он заявил, что пока он будет лежать спокойно, но хорошо бы было, чтобы Советский Союз договорился сам с Румынией.

Я сказал Дэбути, что заявление Танака по поводу передачи денег пролетарским партиям меня не удовлетворило***.

Далее он заявил, что японское правительство ждет благоприятного ответа на ноту по поводу запрещения ввоза оружия в Китай. Неблагоприятный ответ был бы большим ударом и даже оскорблением японского правительства и лично Танака. Он произвел бы тяжелое впечатление на Японию и поставил бы японское правительство в ложное положение. Неблагоприятный ответ означал бы, что Советский Союз предполагает ввозить оружие. Ответ он просит ускорить43.

Трояновский

Печат. по арх.

79. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Италии в СССР

15 марта 1928 г. № ЗА0320

Свидетельствуя свое почтение Итальянскому Королевскому Посольству,1 Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь сообщить в ответ иа ноту № 803/67 от 12 марта с. г. нижеследующее:

По данным Народного Комиссариата, английское генеральное консульство в Константинополе действительно распространяло сведения о том, что морской район, прилегающий к крымской береговой -полоее, загражден минами и закрыт для плавания торговых судов. Подобные же сообщения, исходившие,-по-видимому, из того же источника, появились н в иностранной прессе, в частности в английской.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам настоящим категорически заявляет, что слухи эти ни иа чем не основаны и являются абсолютным вымыслом. Доступ к советским портам Черного моря для торговых судов вполне беспрепят-

* См. т. VIII, док. № 176.

** См. т. II, прим. 21; т. VIII, док. № 31; т. X, док. № 55, 263. *** См. док. № 66.


ствен и никакого распоряжения Советского Правительства о закрытии такового доступа сделано не было.

Народный Комиссариат позволяет себе при этом сослаться иа сообщение Телеграфного агентства СССР, опубликованное в номере «Известий» Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик от 8 февраля с. г.

Печат. по арх.

В упоминаемой ноте посольства Италии в СССР от 12 марта 1928 г. Л"э 803/67 говорилось:

«Свидетельствуя свое почтение, Итальянское Королевское Посольство имеет честь уведомить Народный Комиссариат Иностранных Дел, что Королевское министерство сообщений отметило в английских газетах известие о том, что некоторая зона, прилегающая к крымской береговой полосе, якобы была заграждена минами по распоряжению Советского Правительства и что зона, о которой идет речь, находится за пределами 3-мильной полосы территориальных вод.

Со своей стороны, турецкие газеты опубликовали сообщение о том, что были замечены две мины около островов Эмирали и Ялова.

Итальянское Королевское Посольство, согласно полученным от своего Правительства инструкциям, просит Народный Комиссариат Иностранных Дел соблаговолить срочно информировать его по этому вопросу, поскольку он имеет весьма важное значение для безопасности итальянских торговых судов в Черном море».

80. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Германии Н. Н. Крестинскому

16 марта 1928 г.

Основное содержание моего разговора с Ранцау совпадает с ходом мыслей, изложенных в сообщении ТАСС *. Я особенно настаивал иа нелогичности связывать перерыв берлинских переговоров** с арестами, ибо германское правительство лишило себя благоприятного для себя разрешения некоторых вопросов, чтобы наказать нас за аресты* что весьма странно. От себя Вам прибавлю, что наши вообще полагают, что это была придирка и что германское правительство хотело избавиться от несвоевременной делегации. Во всяком случае необходим ее немедленный отъезд.

Возвращаясь к Ранцау, упомяну, что он признал, что уже 9 марта я дал ему сведения об обвинениях против каждого немца 53. Я объяснил ему, что в известной стадии судебного

* См. док. 82. '•* См. док. № 77.


следствия у нас не полагается сообщать материалы или допускать свидания.' Это все относится к дальнейшим этапам. Относительно статьи договора о поселении я сказал, что изучу ее. Ранцау обрадовался известию об освобождении Гольд-штейна и Вегнера *.

Чичерин

Печат. по арх.

81. Заявление Председателя советской делегации М. М. Литвинова на втором заседании V сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению 54

16 марта 1928 г.

Советская делегация уже на четвертой сессии Подготовительной комиссии высказала свое мнение по поводу отношения к проблеме разоружения вопросов, рассматриваемых Комитетом арбитража и безопасности**. Изыскания этого комитета55 находятся перед Подготовительной комиссией, в которой активно участвует советская делегация.

Для того чтобы наше молчание не было истолковано как согласие с решениями и докладом Комитета арбитража и безопасности, я хочу сказать несколько слов. Не входя в детальное обсуждение предложений комитета, я ограничусь весьма кратким общим изложением наших предыдущих заявлений по этому вопросу.

Мы полагаем, что проблема мира не может быть разрешена и сколько-нибудь продвинута вперед путем разрешения тех вопросов, которые стоят сейчас перед Комитетом арбитража и безопасности. Мы полагаем, что путь, по которому идет этот комитет, может привести не к всеобщей безопасности, а только к увеличению индивидуальной безопасности отдельных стран или групп стран, угрожая независимому существованию и территориальной неприкосновенности других стран или групп стран. Более того, ввиду отсутствия точного критерия для определения того, что является военным нападением, а что—оборонительной войной, предлагаемая комитетом система региональных гарантийных пактов на основе взаимной помощи может привести к чему-то весьма напоминающему довоенную систему союзов и других военных и политических комбинаций.

Эта самая система, бывшая одной из причин великой мировой войны, может уже сама по себе представлять угрозу миру. Пнтая и поддерживая агрессивные настроения воинственных

Немецкие инженеры, находившиеся под следствием по шахтин-скому делу.

** См. т. X, док. № 275.


и готовых к раздорам правительств, эта система может обратить всякую войну локального характера во всеобщее побоище. По мнению советской делегации, решения Комитета арбитража н безопасности, не уменьшая вероятности будущих войн, рассчитаны на то, чтобы расширить арену грядущих войн и усугубить их ужасные последствия.

На последней сессии Подготовительной комиссии обсуждение вопроса о разоружении было отложено в надежде на то, что работы Комитета арбитража и безопасности создадут некоторую степень безопасности для отдельных стран и тем создадут предварительные условие для разоружения. Советская делегация в то время возражала Ьротив этой отсрочки. Если теперь другие делегации считают решения комитета удовлетворительными и вопросы о безопасности в отношении себя более нли менее разрешенными, то мы, с нашей стороны, хотя и сохраняя нашу прежнюю позицию в отношении комитета, можем только выразить наше удовлетворение по поводу устранения призрачного илн искусственного препятствия для осуществления главного дела комиссии по разоружению.

Советская делегация смотрит на полное и немедленное разоружение как на самую прочную гарантию безопасности для всех стран и народов и как на самое действенное средство предотвращения войны. Она поэтому обращается к Подготовительной комиссии с предложением приступить как можно скорее к ее главной задаче — обсуждению и принятию решения о разоружении без дальнейших проволочек.

Печат. по сб. «League of Nations. Docurnenfs of the Preparatory Commission for the Disarmament Conference, Series VI», Geneva/ 1928, p. 234, Опубл. в газ. «Известия» M 6ff (3300). 18 марта 1928 г. "


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: