Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 8 марта 1930 г.

Вчерашнее полуторачасовое свидание с Гендерсоном ушло полностью на выяснение позиций сторон по вопросу о компетенции и работе комиссий. Я указал, что межправительственные претензии могут быть рассматриваемы отдельно, что они между собой не балансируются. Английским претензиям по военной задолженности мы противопоставляем потери, понесенные Россией вследствие участия в войне 1914—1917 гг. Мы особо предъявляем наши претензии по интервенции, организованной против нас блоком под руководством Черчилля*. Должны быть найдены практические методы удовлетворительного разрешения этого вопроса. Затем я коснулся частных претензий и, переходя последовательно от претензий держателей ценных бумаг и претензий за личный ущерб к претензиям за национализированную промышленную собственность и указав в отношении первых двух категорий на возможность при известных условиях найти какие-либо практические методы их разрешения, заявил, что Советское правительство не намерено пойтн на практическое рассмотрение претензий за национализированную собственность. Исходя из этого, я заявил Гендерсону, что раздельное рассмотрение межправительственных и частных претензий в различных комиссиях не является целесообразным, и настаивал, чтобы обсуждение всего комплекса вопросов, перечисленных в п. 3 § 1 протокола от 3 октября 1929 г.**. было сосредоточено в одной комиссии, что только при этом условии эксперты, имея перед собой всю совокупность всех претензий и контрпретензий и связанных с ними финансовых вопросов, будут в состоянии произвести общую нх балансировку и выработать какие-либо практические предложения, могущие служить базой для последующих моих с ннм переговоров.

* См. т. V, док. № 150; т. VII, док. № 122. ** Сы. т. XII. док. № 303.


Гендерсон в ответ упорно настаивал на том, что предложенная английским меморандумом* комиссия должна заниматься исключительно частными претензиями. Гендерсон категорически отвергает включение в работу комиссии межправительственных претензий, заявляя, что это совершенно отличная категория, претензий. Он предлагал и теперь предлагает устроить мне свидание с Сноуденом **. с которым я могу договориться о методе рассмотрения этих претензий. Ген-дерсону безразлично, будем ли мы с Сноуденом обсуждать их сами или поручим какой-либо другой комиссии. Гендерсон категорически заявил, что британское правительство ни в коем случае не согласно на объединение всех претензий в одну комиссию. На мое замечание, что единая комиссия могла бы з первую очередь заняться претензиями бонхолдеров. Гендерсон ответил, что британское общественное мнение требует одновременного обсуждения всех видов частных претензий, что оно настаивает на скорейшем начале работ комиссии по частным претензиям и что он желает иметь ясный ответ, готовы ли мы назначить своих представителей в эту комиссию или нет. Я ответил, что уже заязлял ему о нашей готовности назначить экспертов, по именно для этого нам необходимо знать, чем эти эксперты будут заниматься, ибо от этого будет, по моему мнению, зависеть для обеих сторон вопрос, кого персонально назначить. На это Гендерсон ответил, что вопрос о компетенции комиссии для них решенный, он может, не запрашивая правительство, ответить мне отказом и что они согласны дискутиэовать только вопрос о числе экспертов. После двух месяцев переговоров, которые привели-де только к потере времени, он настаизает на немедленном начале работ комиссии.

После долгих препирательств насчет правильности интерпретации протокола, во время которых Гендерсон пытался ссылаться на свои переговоры с Довгалевскнм ***, я констатировал диаметральную противоположность наших точек зрения по вопросу интерпретации протокола и компетенции комиссии. На мой вопрос, какой выход из положения он может указать, Гендерсон предложил мне изложить письменно точку зрения Советского правительства по этому вопросу с тем, что он з удобный момент нам письменно ответит. Я предложил Гендерсону попытаться в устных переговорах наметить какой-либо выход по существу. Мое замечание, что мне потребуется недели три для представления письменной формулировки.

* См. стр. 126—127.

** Один из лидеров лейбористской партии, министр финансов Великобритании.

*** См. т. XII, док. M 301.

13?


вызвало новый град обвинений в том, что мы Bee время затягиваем вопрос. Я пояснил, что. поскольку он просил письменного изложения, я должен проконсультироваться у моего правительства. На вопрос Гендерсона. хочу ли я, чтобы он мне устроил теперь же свидание с Сноуденом, я ответил, что, поскольку при данном положении такое свидание могло бы быть истолковано как согласие на отдельное обсуждение межправительственных претензий, я предпочитаю беседу с Сноуденом иметь после того, как выяснится вопрос о компетенции комиссии.

Полпред

Печй'ц, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: