Запись беседы Временного Поверенного в Делах СССР во Франции с Министром Иностранных Дел Франции Дельбосом

9 декабря 1936 г.

Посетил Дельбоса по поручению наркома232.

Я обратил внимание Дельбоса на совершенно недопустимый характер ряда передовиц «Тан», в особенности от 28 ноября и 1 декабря. Антисоветское направление этих статей приобретает особое значение в связи с тем, что «Тан», и в особенности его внешнеполитическим передовым, придается официозный характер.

Дельбос указал, что «Тан» ни в коей мерс не является официозом правительства и никак не может отражать его линии, ибо «Таи» неоднократно и в весьма резкой форме критикует

* Ответственный референт II Восточного отдела НКИД СССР.

65G


иыиешнее правительство. Французское правительство неоднократно высказывало свою точку зрения на франко-советское сотрудничество, и только такого рода заявления ответственных представителей правительства могут считаться выражением официального мнения. В частности, французское правительство выразило свое отрицательное отношение к германо-япоискому соглашению*, поскольку оно стимулирует создание двух блоков и таким образом усиливает угрозу миру.

Прн таких условиях французское правительство никак не может солидаризоваться с позицией «Тан».

После этого заявления Дельбоса я спросил у него, не сочтет ли он возможным передачу мною через наше официальное агентство ТАСС в Москву сообщения о том, что французское правительство в его лице отмежевывается от указанных передовиц «Таи».

Дельбос ответил, что он в принципе согласен, но должен подумать насчет подходящей «формулы», которую он сообщит иам завтра **.

Затем Дельбос по своей инициативе затронул испанский вопрос. Дельбос рассчитывает на возможность установления эффективного контроля портов и сухопутных границ. Это повлечет за собой прекращение всякой помощи извне людьми и снаряжением и через некоторое время прекратит гражданскую войну.

Дельбос считает, что в настоящее время итальянцы действуют более сдержанно в Испании, чем немцы, ибо они боятся слишком большого усиления Германии в Испании и Средиземном море. Дельбос рассказал о посещении его до моего прихода Черрути. Черрути затронул ряд вопросов, в урегулировании которых заинтересована Италия (Тунис, Джибути, Абиссиния). Дельбос заверил Черрутн как от имени Блюма, так н своего собственного, что все эти вопросы могут быть легко разрешены, однако при непременном условии, что Италия пойдет на установление единой позиции в Испании. Черрутн обещал об этом довести до сведения своего правительства,.причем он будто бы намекнул Дельбосу, что в последнее время Италия не так уже рьяно следует за Германией, в частности по вопросу соглашения с Японией.

В связи с рассказом о беседе с Черрути Дельбос подчеркнул мне, что Франция готова на значительные жертвы, поскольку оии будут способствовать делу мира, но, с другой стороны, не уступит ничего без определенных гарантий.

Дельбос надеется на быстрое окончание английского кризиса путем отречения Эдуарда VIII. Эдуард известен своими

* См. т. XVIII прим. 262 а также док. № 370, 402 настоящего тома. ** См. док. № 409.


германофильскими симпатиями, кроме того, он связан с английским фашизмом, решившим при помощи короля дать бой английскому парламентаризму. Симпсон не только связана с Риббентропом, но, очевидно, является прямым немецким агентом.

Болдуин проявил в этом деле большую твердость, которая объясняется поддержкой парламента, в том числе и лейбористов, и доминионов. Болдуин не остановился бы в крайнем случае перед использованием досье на короля и Симпсон.

Выступление Черчилля в защиту короля Дельбос объясняет главным образом причинами персонального характера — желанием занять место премьера.

Гиршфельд

Печат. по арх.

406. Речь члена советской делегации В. П. Потемкина на заседании Совета Лиги наций

11 декабря 1936 г.

Международное общественное мнение не было единодушным в оценке обращения правительства Испанской республики к Совету Лиги наций. Имелись различные суждения о целесообразности этого обращения. Мы не призваны высказываться здесь по этому вопросу. Государство — член Лиги наций осуществило свое неотъемлемое право. Очевидно, оно считало это и своим долгом. Во всяком случае, положение, о котором оно сигнализировало Совету Лиги наций, представляется ему не только явной агрессией, но и прямой угрозой международному миру.

Факты, изложенные в прекрасной, полной достоинства речи делегата Испанской республики*, чрезвычайно серьезны. Они установлены с неотразимой убедительностью. Не может быть двух мнений в оценке их значения.

Налицо поддержка, оказываемая извне мятежникам, поднявшим бунт против законного правительства, свободно избранного народом и защищающего дело демократии. Это — не что иное, как интервенция в пользу мятежников, осуществляемая иностранными державами. Эти державы выступали в сообщничестве с мятежниками, несмотря на то что этн державы еще поддерживали нормальные дипломатические отношения с правительством Испанской республики. Однако как только мятежникам удается благодаря помощи этих держав расширить сферу своих операций, отношения эти порываются. Гла-

* См. газ. «Известия», 14 декабря 1936 г.


вою государства интервенты уже спешат признать руководителя мятежа.

После этого признания мятежники начинают получать от своих покровителей еще больше того, что доставлялось им раньше. Теперь вдобавок к вооружению, самолетам, инструк-торам им посылаются из-за границы целые войсковые формирования. Этим дело не ограничивается. Руководитель мятежа уже грозит, что он установит блокаду портов, находящихся в руках правительства. Всякому понятно, что осуществить этот плаи возможно лишь в том случае, если на помощь военным кораблям мятежников явятся морские силы тех же интервентов.

С этого момента интервенция принимает особо опасную форму. Она чревата серьезнейшими международными осложнениями. Создается непосредственная угроза для всеобщего мира.

Если бы речь шла только об агрессии, которой подверглась Испания, состоящая членом Лиги наций, то Совет Лиги должен был бы безотлагательно реагировать и на такой случай согласно Уставу Лиги наций. Сейчас положение представляется более грозным: в опасности находится мир народов. Соответственно возрастает и ответственность Совета Лиги. Сознавая эту ответственность, Совет Лиги обязан занять позицию, которая позволила бы ему использовать все возможности для скорейшей ликвидации агрессии и предупреждения катастрофы, угрожающей народам мира.

Как известно, в последние дни некоторыми государствами, входящими в состав Совета Лиги наций, сделана новая попытка отыскать выход из положения, приобретающего все более и более опасный характер *. В связи с этой инициативой я позволю себе напомнить Совету Лиги, какова основная позиция СССР в данном вопросе.

Правительство СССР не считало никогда, что помощь законному правительству Испанской республики против мятежников представляет собой вмешательство во внутренние дела этой страны или противоречит Уставу Лигн наций. Наоборот, запрещение продавать оружие этому правительству — притом даже по контрактам, заключенным ранее,— всегда представлялось моему правительству мерой произвольной, несправедливой и нарушающей принципы международного права. Тем не менее в силу некоторых исключительных обстоятельств и ради сохранения мира СССР счел возможным присоединиться к Международному соглашению о невмешательстве** н со всей лояльностью выполнял принятые на себя обязательства.

* См. док. № 403. '* См. док. № 243.


Тот факт, что Советское правительство без колебаний шло на усиление и расширение этих обязательств, является достаточным доказательством его доброй воли.

Как известно, 4 декабря представителю СССР в Лондонском комитете было поручено внести предложение распространить невмешательство и на посылку в Испанию так называемых добровольцев*. Само собой разумеется, что Советское правительство соглашалось на принятие таких обязательств при непременном условии строгого выполнения их всеми участниками Соглашения. В этих целях Советское правительство неизменно требовало проведения системы действенного контроля. В частности, в том же Лондонском комитете представитель СССР настаивал на предоставлении агентам копт-роля возможно более широких полномочий. Из всего этого с очевидностью вытекает, что осуществлению действенного контроля правительство СССР всегда придавало капитальное значение.

Усиление этой системы и обеспечение выполнения всеми ее требований могут ускорить прекращение мятежа в Испании. Когда правительству удастся восстановить порядок, будет устранена и возможность чужого вмешательства во внутренние дела этой страны. Тем самым будет предупреждена и опасность дальнейших международных осложнений. Совету Лиги надлежит учесть важность мероприятий, которые должны быть проведены Лондонским комитетом для достижения указанных целей. Если расчеты на эти мероприятия окажутся ошибочными, тому же Совету придется изыскивать иные средства для предотвращения новой мировой катастрофы.

Что касается англо-французской инициативы, направленной к скорейшему прекращению вооруженной борьбы, идущей в Испании, то правительство СССР в принципе уже присоединилось к этой инициативе. Оно готово вступить в переговоры с другими правительствами, чтобы сообща обсудить вопрос о ее желательном направлении и конкретизации.

Не предрешая, чем завершится эта попытка, можно ее испробовать. Все, что окажется полезным как средство прекратить агрессию, от которой страдает народ Испании и которая грозит бедствиями всему миру,— все это может рассчитывать найти сочувствие в Совете Лиги наций. В этом плане Совет Лиги наций поддержит своим моральным авторитетом и ту инициативу, которая проявлена правительствами Франции и Великобритании.

Печат. по газ. ^Известия»

M 290 (6147), 14 декабря 1936 г.

* См. док. Ш 396.


407. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 11 декабря 1936 г.

По полученным в Лондоне сведениям, множатся симптомы того, что Франко подготовляет в ближайшем будущем новый большой удар с помощью германских и итальянских подкреплений. Численность немецких «волонтеров» в настоящий момент форин офис определяет в 6—10 тыс.,, итальянских — до 5 тыс. Однако ожидается дальнейшее пополнение. Форин офис считает, что 60 тыс., которыми грозится Муссолини,— блеф, но допускает возможность посылки еще 10—15 тыс. Вероятен и новый контингент из Германии. В связи с этим встает вопрос о том, что если посредничество имеет какой-либо смысл, то необходимо действовать быстро.

Поскольку Англия, Франция и СССР в принципе считают посредничество желательным, мне кажется, было бы целесообразно произвести нажим в Лондоне и Париже с тем, чтобы отсюда твердо потребовали у Германии н Италии немедленного ответа по вопросу о посредничестве и о полном прекращении дальнейших посылок людей и оружия в Испанию. У британского правительства, если оно пожелает, есть возможность давить на Италию, ибо, по доходящим до меня сведениям, англо-итальянские переговоры об урегулировании средиземноморских вопросов идут лучше, чем можно было ожидать. Британское правительство будто бы готово обсуждать исключение Абиссинии из Лиги наций и превращение миссии в Аддис-Абебе в генеральное консульство, а итальянское правительство не настаивает на лимитировании британских морских сил в Средиземном море. Муссолини проявляет большой интерес к достижению соглашения с Англией, и британское правительство имело бы возможность понудить итальянцев к известной сдержанности в испанских делах. Французское правительство, вероятно, тоже могло бы повлиять на Муссолини. Мыслим известный нажим британский и в Берлине, особенно сейчас, когда с отречением Эдуарда VIII* немцы потеряли в Великобритании серьезную позицию. Надо было бы попробовать договориться с Лондоном и Парижем о том, что в случае попыток фашистских держав затягивать переговоры, посылая тем временем новые части в Испанию (такая тактика с их стороны весьма вероятна), Англия, Франция и СССР принимают какие-либо более энергичные меры, формы^ и размеры которых можно было бы продумать в течение ближайших Дней. Так как, однако, перспективы намечаемых мною дейст-

* См. также док. № 405.


внй пока не ясны, то тем временем должны приниматься самые срочные н энергичные меры к дальнейшему усилению позиций испанского правительства *.

Майский

Пвчат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: