Нота Полномочного Представительства СССР в Японии Министерству Иностранных Дел Японии

4 ноября 1937 г.

Посольство Союза Советских Социалистических Республик в Японии имеет честь довести до сведения Императорского Министерства Иностранных Дел Японии о нижеследующем:

1. 28 октября в 18 час. 15 мин. группа японо-маньчжурских солдат обстреляла советский пограничный наряд в том же районе Пакшекорн, в котором произошел инцидент, опротестованный вербальной нотой Посольства от 30 октября 1937 г.*

29 октября в 7 час- 20 мин. советский наряд пограничной охраны вновь подвергся обстрелу в том же районе. В обоих случаях советские наряды на провокационную стрельбу не реагировали.

2. 31 октября в 12 час. 42 мин. группа японо-маньчжурских солдат нарушила границу в районе горы Винокурка (Хан-кайский район), но была отогнана советскими пограничниками. В тот же день в 15 час. 30 мин. в Ханкайском районе, в 6 км восточнее пограничного знака № 24, имел место аналогичный случай нарушения границы группой японо-маньчжурских солдат, отступивших на маньчжурскую территорию после перестрелки с советскими пограничниками.

Посольство заявляет протест против этих незаконных нарушений государственной границы СССР японо-маньчжурскими частями и настаивает на принятии мер к расследованию вышеизложенных действий, наказанию виновных и прекращению нарушений границы в будущем.

Печат. по арх.

398. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, вз Брюсселя **

Вне очереди 4 ноября 1937 г.

Вчера в беседе с Иденом я напал на него за последние события в Комитете [по невмешательству], указав на уступки, которые мы сделали и которые они одно время считали вполне достаточными, после чего в угоду итало-германцам они требуют теперь дальнейших уступок ***. Идеи был смущен и ссылался на важность эвакуации, которой нельзя добиться без уступок фашистам. Он считает в этом отношении немцев белее требовательными, чем итальянцев. По его мнению, фран-

* См. док. Ni 392.

** Копня телеграммы была направлена в лолпредстзо СССР в Великобритании.

*** См, док. № 390.391,


ко так интересуется правами воюющей стороны, что готов будет за это отдать иностранных волонтеров, в чем я с Иде-ном. конечно, не соглашался. Идеи уверял, будто между нашей позицией и англо-французской расхождений по существу больше нет, но что мы будто не говорим достаточно ясно о своей позиции. Раз мы уже согласились на принцип существенной эвакуации, то мы должны сказать ясно, что в определенный момент мы готовы признать право воюющей стороны за Франко, но Майский прямого ответа на этот вопрос не дает. В определенный момент будем спорить о том, что такое существенная эвакуация.

Я спросил его, какая у нас гарантия, что в дальнейшем Гранди не заявит, что эвакуация каких-нибудь 20% является существенной, с чем Англия и Франция после некоторого спора согласятся и потребуют и нашего согласия па это. Я предложил либо оставить существующий спор открытым до тех пор, пока не возникнут разногласия об определении существенной эвакуации, или же окончательно сговориться теперь англичанам, французам и нам о том, какую существенную эвакуацию мы будем отстаивать все трое для признания права воюющих сторон. Идеи от ответа уклонился.

Сегодня у меня был Дельбос н затронул, конечно, и испанский вопрос *. Он сообщил мне, что еще год тому назад англичане предлагали ему признать Франко, по крайней мере де-факто, что их симпатии на стороне Франко, что он уверен, что Франко сам пожелает потом избавиться от итальянских войск, а если последние не захотят уйти, то вместе с Франко аигличане будут их силой выбрасывать оттуда. То же самое иакаиуне мне говорил и Идеи. Далее Дельбос исходит из того, что в случае открытия франко-нспанской границы Англия все же не будет допускать ни продажи оружия, нн транзита для Валенсии и оставит Францию одну. Дельбос убежден, что в случае нарушения солидарности между Англией и Францией Германия нападет на Францию. Он убеждал меня уточнить вашу точку зрения, чтобы итало-германцы не могли взваливать на нас ответственность и уклоняться от эвакуации.

Я указал на нелогичность итало-германцев. С одной стороны, они добиваются нашего исключения из Комитета и соглашения об эвакуации без нашего участия, а следовательно, не интересуются нашим признанием прав воюющих сторон, а с другой стороны, они требуют теперь нашего согласия на это признание, без чего готовы сорвать весь план. Дельбос соглашался, что логики тут нет, что все это капризы и придирки, но указывал, что все же надо уступать. Я ему повторил предложение, сделанное мною вчера Идену. Дельбос признал это приемлемым, т. е. соглашение о процентах эвакуации. Через

* См. также док. К». 401.


несколько часов он сообщил, что будто Идеи уже согласен признать существенной эвакуацию не менее 60% и, вероятно, дойдет до 70. Я сказал, что если Идеи мне это подтвердит и это будет считаться твердым соглашением между нами, то я выясню отношение нашего правительства222.

Литвинов

Печг.т. по срх.

399. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Австрии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

4 ноября 1937 г.

Сегодня посетил директора политического департамента Хорнбостеля и в разговоре изложил ему нашу точку- зрения на антисоветские соглашения, которых под всякими предлогами добиваются японцы213. Я спросил собеседника, нет ли в связи с выявляющейся в настоящий момент позицией Италии новой попытки давления по этому вопросу на Австрию, подобного имевшему место в ноябре прошлого года, когда Германия добивалась присоединения Австрии к японо-германскому соглашению. Хорнбостель подчеркнул, что новых попыток за весь год не было и теперь нет. Он отметил, что позиция Австрии прежняя и что эта позиция нашла выражение в ноябрьском дополнении к Римским протоколам (эта позиция Австрии мною была подробно изложена в одной телеграмме н в одном из докладов в декабре прошлого или начале этого года *). На мой повторный вопрос собеседник прибавил, что он, конечно, не знает, обойдется ли в дальнейшем без попыток нажима на Австрию, но что, во всяком случае, Австрия приложит все усилия, чтобы отстоять прежнюю позицию, хотя, конечно, ее положение может стать сложным. При этом Хорнбостель сослался на недавнее интервью Шушнига, которое я сообщил наркому в письме от 28 октября. В связи с этим нетвердым ответом я еще раз подчеркнул и повторил наше отношение к затронутому вопросу.

Лоренц

ЯйЧЯГ. ПО 2РХ.

й См. т. XIX, éox. >й 384.


400. Обмен письмами между Правительством СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о строительстве узкоколейной железной дороги Улан-Батор—

Налайха

1. ПИСЬМО

ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР

В МОНГОЛЬСКОЙ НАРОДНОП РЕСПУБЛИКЕ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ

II МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ МНР

ААЮРУ

5 ноября 1937 г.

В дополнение к переговорам, которые Вы вели в Москве в январе i937 г. с Правительством Союза ССР220, имею честь по поручению последнего сообщить, что оно согласилось принять на себя выполнение заказа Правительства МНР на строительство узкоколейной железной дороги от угольных копей Налайха до г. Улан-Батор и на доставку для нужд этой дороги потребного количества паровозов и вагонов на следующих условиях:

1. Правительство СССР возложило строительство этой дороги на Народный Комиссариат путей сообщения, которому поручено начать работу в текущем году.

2. Правительство МНР соглашается оказывать содействие строительной организации в обеспечении строительства местными транспортными средствами и материалами, а также в вербовке рабочей силы. Правительство МНР соглашается также освободить от таможенного н иного обложения оборудование, завозимое из СССР для нужд строительства, и все остальные операции-

3. Правительство СССР предоставляет Правительству МНР долгосрочный кредит в размере, необходимом для оплаты стоимости строительных работ, подвижного состава и прочих материалов.

4. Правительство СССР полагает, что погашение долгосрочного кредита Правительством МНР начнется через 10 лет после окончания постройки дороги и сдачи ее в эксплуатацию и закончится в течение последующих 10 лет путем ежегодных взносов Правительству СССР одной десятой части суммы кредита.

5. Долгосрочный кредит, упомянутый в пп. 3 и 4, предоставляется Правительству МНР из трех процентов годовых. Оплата этих процентов должна быть начата через один год после окончания постройки дороги и сдачи ее в эксплуатацию.

6. Сумма затрат, имеющих быть произведенными Правительством СССР на выполнение данного заказа, будет окончательно установлена и уточнена по окончании строительства н представлена Правительству МНР в виде финансового отчета строительства.


7. После окончания строительства и сдачи дороги в эксплуатацию между Правительствами СССР и МНР имеет быть подписано соглашение223 о порядке и сроках погашения Правительством МНР долгосрочного кредита, предоставляемого ему Правительством СССР на основах и принципах, изложенных в пп. 2, 3 и 4.

Доводя о вышеизложенном до Вашего сведения, я прошу Вас подтвердить Ваше согласие с ним.

Пользуюсь случаем выразить Вам свое глубокое и искреннее уважение.

Полномочный Представитель СССР

в МНР Миронов

2. ПИСЬМО

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ

И МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ МНР

ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СССР

в монгольской народной республике

С. Н. МИРОНОВУ

6 ноября 1937 г. M 506

На Ваше письмо от 5 ноября 1937 г. о согласии Правительства СССР по просьбе Правительства МНР принять на себя выполнение заказа на строительство узкоколейной железной дороги от г. Улан-Батор (столица МНР) до угольных копей Налайха, об условиях предоставления кредита и о порядке погашения его имею честь по поручению своего Правительства подтвердить Вам. уважаемый Полпред Миронов, согласие Правительства МНР с пунктами, указанными в Вашем письме. При этом:

1. Правительство МНР согласно оказывать содействие строительной организации в обеспечении строительства местными транспортными средствами и материалами, а также в вербовке рабочей силы и освободить от таможенного и иного обложения оборудование, завозимое из СССР для нужд строительства, и все строительные операции.

2. Правительство МНР согласно начать погашение кредита, предоставленного Правительством СССР, в размере, необходимом для оплаты стоимости строительных работ, подвижного состава и прочих материалов, через 10 лет после сдачи этой дороги в эксплуатацию и закончить в течение последующих 10 лет путем ежегодных взносов Правительству СССР одной десятой части суммы кредита, а также оплачивать три процента годовых, начав оплату их через одни год после сдачи дороги в эксплуатацию.

3. По представлении Правительству МНР, после окончания строительства, финансового отчета о всех затратах на строительство Правительство МНР согласно подписать согла-


щеиие с Правительством СССР о порядке и сроках погашения этого долгосрочного кредита.

Сообщая Вам это согласие на Ваше письмо, прошу принять уверения в моем искреннем к Вам уважении.

Премьер-Министр и Министр Иностранных Дел МНР

Лмор

Письма г.ечат. по арх. Опубл.

в сб»Советско-монгольские отношения...»

Ai., №5, стр. 111— П2.

401. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Брюсселя

Вне очереди 5 ноября!937 г.

По поводу Брюссельской конференции* Дельбос сообщил, что англичане не хотят выходить за рамки Вашингтонского договора, в котором ничего не говорится о санкциях или других принудительных мерах. Дельбос предлагал хотя бы оборонительные соглашения между тремя державами на случай нападения Японии, в частности на Индокитай, в результате транзита оружия. Англичане это соглашение не отвергают, но [H.j Дэвис определенно заявил, что Америка за Индокитай воевать не намерена. Дельбос говорил, что американская делегация весьма недоброжелательно настроена в отношении СССР, что подтверждается сведениями из журналистских источников. Я отметил враждебное поведение французской прессы, судя по которой можно подумать, что пакт взаимопомощи Франция имеет не с нами, а с Германией и что Франции угрожаем мы. Дельбос признавал это лишь в отношении правой прессы и в свою очередь указывал на критику' французской политики в советской прессе. Посещение меня Дельбосом показывает, что он действительно считает себя виновным и хочет что-то загладить, ибо целью его посещения не был ни испанский, ни дальневосточный вопросы.

У меня завтракал Дэвис, и я его расспрашивал о позиции Америки, используя циркулирующие здесь слухи. Дэвис признался, что в разговорах с англичанами и французами действительно очень сдержан и говорит им лишь о пацифистских средствах. Он должен так поступать, считаясь с общественным мнением Америки, которая еще не забыла, в какое положение Англия поставила Америку во время маньчжурского конфликта. Реакция на чикагскую речь Рузвельта ** была сначала весьма благоприятная, но затем, при всех симпатиях к Китаю и недоброжелательности к Японии, американцы начинают себя спрашивать, не будут ли они опять втянуты

* См. док. 354, 402; газ. «Известия», 30 октября л 4 ноября 1937 г. ** См. газ. «Известия-», б, 8 октября 1937 г.


Англией и Францией в войну. Интересы Америки на Дальнем

Востоке не столь жизненные, чтобы за них надо было воевать. От Филиппин Америка давно готова отделаться, хотя сами филиппинцы возражают. Во всяком случае у Англии больше жизненных интересов там, чем у Америки, а между тем, когда Дэвис спрашивал Идеи а, какую силу Англия готова выставить на случай совместных действий, тот ответил, что Англия занята по горло в Европе. Тем не менее Дэвис мне может сказать конфиденциально, что Америка отнюдь не исключает и решительных действий против Японии, однако" надо сперва показать общественному мнению, что в Брюсселе были «счерпаны все мирные средства, прижав Японию к стене. Америка твердо стоит на том, что мир между Японией и Китаем есть дело не только двух стран, но и всех участников Вашингтонского договора и других стран, имеющих интересы на Дальнем Востоке. Это он хочет обязательно внушить Японии, а затем видно будет, и общественное мнение, может быть, будет подготовлено действовать в соответствии с желаниями Рузвельта. Он считает ценным и полезным мое вчерашнее выступление, и будто бы перед отъездом он с Хзллом согласился, что искренне разговаривать можно только с нами. Он спрашивал меня, какова будет наша позиция в случае совместных действий. Я ответил ему, что в такой плоскости вопрос нами не обсуждался, что после опыта в абиссинском и маньчжурском вопросах трудно ожидать чего-либо решительного со стороны Англии и Франции, а позиция Америки нам не ясна*, а потому я могу только сказать, что мы верим той политике, которую мы провозглашаем в Москве и в Женеве. Далее я ему доказывал, что нашу заинтересованность на Дальнем Востоке преувеличивают, что нам от Японии ничего не надо, а Япония вряд лн будет затевать серьезный конфликт с нами, зная силу нашей армии, а потому, вероятно, она будет искать новую авантюру в южном н другом направлениях. Я его убеждал, что Япония так уверена в том. что Брюссель ограничится одними словами, декларациями и ничем ей угрожать не будет, что никакие новые обращения не произведут на нее никакого впечатления.

Литвинов

Печат. по арл.

402. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Брюсселя

Немедленно 6 ноября 1937 г.

Сообшаю расстановку сил на конференции в порядке благожелательности отношения к Японии. Итальянец открыто выступает защитником японских тезисов и старается по возмож-

* См. док. JÂ 349, 351, 382, 402.


ностн затягивать и саботировать работу224. Положение Аль-дрованди [Марескотти] * тем более пикантно, что он был членом комиссии Лнттона**, с которым тогда солидаризировался. Заметно, что он выполняет лишь инструкции правительства, лично им не сочувствуя. Далее идет Спаак, который все рассматривает и решает под углом зрения угодничества перед Японией, осторожно третируя нас. У португальца колебание: опасаясь за Макао, он будто бы настроен против Японии, но, связанный с Италией и всей фашистской кликой по испанским делам, потому не может очень отрываться от итальянца. Прояпонские настроения проглядывают в выступлениях южноафриканского делегата и меньше — Канады. Французы, особенно де Тессан***, стараются не причинять неприятностей Японии и под разными предлогами будут, вероятно, противодействовать решительным действиям. Норман Дэвис и Идеи прячутся друг за друга. Норман Дэвис более дружелюбен к итальянцам, чем Идеи, который даже предлагал открыто объяснить недопущение Италии в комитет подписанием в Риме протокола с Японией****. Говорят, что Дэвис предлагает в комитет даже Германию. Дельбос говорил мне, что Дэвис толкает Францию на соглашение с Германией. По-видимому, Дэвис играет здесь двойственную роль: говорит мне одно, а за моей спиной — другое*****. Остальные делегации пассивны, за исключением новозеландца, который, как и в Женеве, не упускает случая нападать на Японию и других агрессоров.

Литвинов

Печат. г.о арх.

403. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР******

Вне очереди 8 ноября 1937 г,

Аскарате мне сообшил сегодня, что Барселона чрезвычайно возмущена решением британского правительства обменяться [дипломатическими] агентами с Франко и что поэтому он не уверен в характере ответа испанского правительства на запрос Плимута о посылке комиссий *******. Он обещал, однако, сделать все возможное для получения ответа быстрого и

s Глаза делегации Италии на Брюссельской конференции.

** См. т. XV, пр;:м. 42.

*** Заместитель министра кнееттзнных дел Фэан-дик,

**** Cr,:, док. Л;; 422.

***** Cr.:, док. Л«401, 404-

****** Копия телеграмма была направлена M. М. Литвинову в Брюссель.

******* См. док..Niî 374.


положительного, без оговорок. Идеи вчера в разговоре с Аска-рате, конечно, старался всячески преуменьшить значение данного шага британского правительства и, между прочим, сравнивал статус Ходжсона (того самого, который в свое время был у нас), назначаемого агентом к Франко, со статусом Брюса Локкарта в Москве в 1918 г. Серьезность шага британского правительства тем не менее не подлежит сомнению.

Майский

Лечат, по iipx.

404. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в США А. А. Трояновскому

10 ноября 1937 г.

На Вашу телеграмму от 8 ноября225. За кулисами конференции Англия и США стремятся во что бы то ни стало создать условия для посредничества в японо-кнтайском конфликте. Непосредственную роль посредника предполагается возложить на специальный комитет из числа участников конференции. Все переговоры связаны сейчас с вопросом о составе комитета.

Державы указывают на нежелательность нашего участия в этом комитете, ибо они опасаются, что Япония использует это для отказа от посредничества. Мы со своей стороны заявляем, что не настаивали бы на нашем участии в комитете, если бы в него вошли только Англия, США и Бельгия. Поскольку, однако, Италия, Франция и некоторые другие государства настаивают на их включении в комитет, мы указываем, что в случае образования широкого комитета мы будем настаивать на нашем участии.

Дэвис выдвинул «компромиссное» предложение, по которому: а) образуется распорядительный комитет из всех участников Вашингтонского договора, т. е. без нас (это должно дать удовлетворение Италии), и б) из состава распорядительного комитета выделяется малый комитет из США, Англии и Бельгии (по мысли Дэвиса, последнее должно удовлетворить нас).

Мы по-прежнему настаиваем либо на создании одного только малого комитета, либо, в случае создания более широкого комитета, на вхождении в него СССР.

Дэвис в беседах с т. Литвиновым * вел себя довольно сдержанно, хотя внешне дружественно. Он считает необходимым внушить Японии, что вопрос японо-китайских отношений касается всех участников Вашингтонского договора и государств,

См. Док. Л? 401, 402.


имеющих интересы на Дальнем Востоке. Дэвис не исключает возможности принятия в будущем каких-либо мер против Японии, но считает нужным показать общественному мнению, что все мирные средства исчерпаны. Кроме того, США должны знать, что будет делать Англия. На вопрос Дэвиса о том. готова ли Англия участвовать в совместных действиях. Идеи б\гдто бы ответил, что Англия по горло занята в Европе.

Вывод т. Литвинова, что США и Англия пока еще будут прятаться друг за друга.

По сведениям, полученным т. Литвиновым из некоторых дипломатических и журналистских источников, американская делегация не очень дружественно настроена в отношении СССР*.

Стомоняков

Печет. Po арх.

405. Письмо Полномочного Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

10 ноября 1937 г.

Уважаемый Максим Максимович,

После разговора с Хэллом, о котором я сообщил по телеграфу **, я избегал бесед с официальными лицами, во-первых, потому, что опасался разойтись в чем-либо с Вами в Ваших беседах в Брюсселе ***, а особенно с Норманом Дзвисом, а во-вторых, потому, что до окончания Брюссельской конференции всякие разговоры бесполезны, как это следует из заявления, сделанного мне Хэллом о том, что подождем Брюссельской конференции и посмотрим, что выйдет из попытки мирным путем ликвидировать японо -китайскую войну. Но я имел беседы с целым рядом деловых людей вроде компаньона Моргана Томаса Ламонта, председателя «Нэшнл сити бэнк» Ланкастера, председателя «Чейз нэшнл бэнк» Шлея и др.

Во-первых, надо сказать, что как официальные лица, так и деловые круги больше заняты вопросами о Китае, чем вопросами об Испании, и я считал своим долгом разъяснять внутреннюю связь между событиями там и тут как одну тенденцию к подготовке большой войны или, вернее, начало мировой войны. Мне приходится разъяснять всем и каждому, что Соединенные Штаты могут подвергнуться опасности в случае победы Германии в Европе, а Японии в Азии. Что в случае победы или даже успеха этих стран развивающийся в Южной Америке фашизм поднимет голову еще больше, может захватить Мексику и окружить Соединенные Штаты плотным

* См. также дек,.Ns 40S. ** См. док. Лз 382. *** Ся. док. As 401, 408. 421.


кольцом, в котором Соединенные Штаты будут задыхаться, а кроме того, также подвергнутся влиянию фашизма изнутри. В этих условиях правильные взаимоотношения между Соединенными Штатами, Великобританией и Советским Союзом являются основой борьбы с мировым фашизмом, агрессией и могут действительно предупредить большую войну. Здесь все считают, что ключ ко всей позиции находится в руках Великобритании, что, если Великобритания пойдет на решительные шаги, тогда легко будет подняться Соединенным Штатам. Здесь очень сильно недоверие к позиции Великобритании, и даже изоляционисты вроде [издателей журнала] «Нью рипаб-лик» за последнее время стали оправдывать свои изоляционизм тем, что Соединенные Штаты не могут идти одни против Японии, как того якобы хочет Великобритания. Если судить по словам Идена, который якобы готов идти так далеко, как готовы идти Соединенные Штаты225, в Великобритании существуют сомнения относительно Соединенных Штатоз, Мне кажется, опасения той и другой стороны достаточно основательны: и Великобритания, и Соединенные Штаты недостаточно доверяют друг другу. И там и тут играет роль прошлый опыт с Маньчжурией, с Эфиопией, а самое главное— суть во внутреннем положении каждой из этих стран, В Англии консерваторы в большей части сочувствуют фашизму и не хотят против него драться, ищут компромисса с ним; в Америке велик изоляционизм, которым сейчас прикрываются многие реакционные элементы.

Относительно Советского Союза много не говорят, но можно считать, пожалуй, установленным, что все рассчитывают на непременное участие Советского Союза как необходимого партнера, считая, что Советский Союз при всех условиях примкнет к Великобритании и Соединенным Штатам. Я стараюсь всегда проводить такую линию, что мы также не доверяем ни Великобритании, ни Соединенным Штатам и даже опасаемся возможности политики Великобритании, и даже Соединенных Штатов, против нас, особенно в случае наших успехов в войне против Японии. При всех условиях я говорю о том, что одни мы против Японии не пойдем.

Может быть, я неправильно оцениваю положение Великобритании, но мне кажется, что руководящие круги Великобритании менее готовы идти на открытую борьбу с Германией и Италией и с Японией, чем даже Соединенные Штаты. Томас Ламонт, недавно вернувшийся из Англии, говорит о том, что англичане не в состоянии сейчас что-либо предпринять одновременно против Японии, Италии и Германии и даже только против Италии и Германии одновременно. Он рассказал, что во время занятия итальянцами Абиссинии перед великобританским правительством встал вопрос о том, что делать, и будто бы командование английским флотом заявило, что оно


"TP*

в состоянии расправиться с Италией, но при этом должно будет потерять не меньше 7з своего флота, что затем обессиливает его в отношении Германии. Такое положение привело к тому, что английское правительство отказалось от каких-либо действий против Италии. Такая же будто картина имеет место и в отношении испанских событии, в связи с необходимостью идти на конфликт с Италией. От людей, близких американскому послу в Берлине Додду, мне сообщили, что, по его словам, еще до чикагской речи Рузвельта * был обмен мнениями между английским правительством и Рузвельтом. Будто бы английское правительство заявило, что оно не может послать флот свой в Тихий океан, ибо тогда оно будет бессильно в Европе. Оно будто бы указало Рузвельту, что до сих пор международные морские пути охранялись английским флотом, и что соответствующим порядком пользовались Соединенные Штаты, и что теперь пришла пора, когда Соединенные Штаты должны принять участие в охране морских путей сообщения, в частности в Тихом океане и с Китаем. Будто бы англичане настаивали на увеличении американского флота. На последнее будто бы Рузвельт ответил согласием, и предстоящая экстренная сессия конгресса [США] встретится с соответствующими предложениями и, во всяком случае, с таким разъяснением международного положения, которое заставит конгресс заняться усиленными морскими и воздушными вооружениями. Другая версия, которую я слышал здесь в Вашингтоне от людей близких к секретарю по внутренним делам Икесу, что экстренная сессия конгресса, собирающаяся 15 ноября, займется текущими делами, выслушает заявление о международном положении, а программой вооружений будет заниматься обычная сессия, которая соберется в январе, и что Рузвельт собирает экстренную сессию теперь, чтобы, с одной стороны, подготовить общественное мнение и мнение конгресса к большой программе вооружений, а с другой стороны, разрешить все текущие вопросы, с тем чтобы январская сессия могла главным образом посвятить себя морской и воздушной программе. Больших противоречий между этими двумя версиями иет, и, во всяком случае, ясно, что программа больших вооружений стоит на очереди; возможно, что и американская армия в связи с этим будет увеличена чуть ли не до 500 000 человек. Говорят, что были разговоры о возможных совместных действиях английского и американского флота. Будто бы на этот счет имеется какая-то договоренность, но что все еще англичане стараются оттянуть решительные действия, и обе стороны по-прежнему боятся быть обманутыми.

* Сы. газ. «Известия», ô, S октября 1&37 г.; «The Publie Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt. 1937 Volume», New York, 1941, Pp. 406—411.


Сегодня у меня был член английской рабочей партии Ке-ран, который только что приехал из Китая. По его словам, если одна треть английского флота была бы послана сейчас в Тихий океан, то совместные действия американского флота с этой частью английского могли бы быть успешными против японцев, но что американский флот один вряд ли что сделает с японцами. Об этой £/а английского флота он слышал разговоры среди английских морских офицеров на Дальнем Востоке. Информация, идущая от Додда, говорит о том, что в обмен на сотрудничество Америки с Англией в Тихом океане Рузвельт потребовал, во-первых, заключения торгового соглашения, которое в основном будто уже намечено; во-вторых, потребовал стабилизации валюты, т. е. доллара и английского фунта; в-третьих, поднял разговор о долгах, с тем чтобы англичане приступили к видимости платежей, с тем чтобы тогда акт Джонсона* в отношении Англии стал недействительным. Из этих же разговоров вытекает Брюссельская конференция, которая, конечно, с неба не свалилась, и приглашение американцев было заранее согласовано**. Будто бы чикагская речь Рузвельта явилась следствием этих разговоров с англичанами: иначе, правда, трудно допустить, чтобы Рузвельт мог произнести такую речь, не имея хотя бы надежды на то, что англичане пойдут на сотрудничество с Соединенными Штатами в дальневосточных делах.

Мне кажется, что если даже все это и верно, то все же события будут развизаться очень медленно потому, что внутренние противоречия в обеих странах очень велики, а также потому, что по крайней мере здесь под влиянием иностранных сил развертывается сильная кампания за невмешательство Соединенных Штатов в войну под разными соусами: изоляционизм, пацифизм, либерализм, недоверие к англичанам, вражда к нам, недостаточность вооружений как в Америке, так и в Англии,— под видом уверенности, что мировая воина невозможна, что никто ее не хочет, что немцы ее также не хотят, что у немцев и итальянцев нет сырьевых ресурсов, нет золота для ведения войны, что Япония скоро истощится и т. п. Пока что англичане продолжают свою подлую политику в Испании. Идеи сделал двусмысленное заявление в парламенте о том, что Брюссельская конференция созвана была по инициативе Соединенных Штатов226, на что, правда, потом последовало разъяснение, что речь шла о выборе места для конференции в г. Брюсселе, а не о самой конференции. Это заявление оставило здесь неприятный осадок.

В общем, мне кажется, что давление на англичан может быть оказано как со стороны Соединенных Штатов, так и со

• См. т. XVII. прим. 108. ** См. также дгк. К: -348, 254, 401, прг.м. 2Я?.


стороны Франции. Во всяком случае, Соединенные Штаты в этом отношении играют огромную роль. Той пропаганде, которая здесь ведется, вероятно на деньги Германии, Италии, а также и Японии, что-то надо противопоставлять. Пока у нас нет никаких гарантий того, что даже при договоренности Соединенных Штатов и Англии мы не будем * вынуждены вести войну и на Дальнем Востоке, и одновременно в Европе против Германии. Я, по крайней мере, не вижу признаков того, чтобы Англия и Франция серьезно решили обеспечить наш тыл в войне с Японией- Конечно, это понятие «тыл» довольно-таки условное понятие. Если Англия и Соединенные Штаты не всколыхнутся, то такое положение будет поощрять и возбуждать фашизм па дальнейшие агрессивные действия и ряд колеблющихся стран пойдет за ним, что гораздо опаснее, чем отсутствие линкоров и нескольких сот аэропланов у англичан и у американцев.

Мне кажется, что мьг делаем правильно, что разговариваем с агрессорами смелым языком. Это может способствовать тому, что агрессоры будут побаиваться, а также и тому, что жалкая, самоубийственная политика Великобритании, а также Соединенных Штатоз хоть в какой-то степени будет становиться более смелой. Теперешняя политика великобританского правительства ведет к продаже интересов Великобритании, к разрушению Британской империи, а значит, к полному разорению самой Англии. Надо надеяться, что объективная обстановка раскроет глаза широким кругам английского населения и научит также чему-нибудь американцев. Опасность только существует, что это произойдет слишком поздно.

К Брюссельской конференции здесь существует пессимистическое отношение. Присоединение Италии к антикоммунистическому пакту Германии и Японии** здесь произвело неблагоприятное впечатление. Это рассматривается как объединение фашистских сил и угроза Соединенным Штатам, в особенности потому, что имеется опасение о присоединении к этому пакту стран Латинской Америки, главным образом Бразилии. О возможности этого прямо говорил в итальянской прессе Ганда.

Я бы хотел иметь указание относительно линии своего поведения здесь. Я считаю, что надо, с одной стороны, подталкивать американцев, с другой стороны, не делать это очень Демонстративно, а с третьей — не ангажироваться па какую-либо активность с нашей стороны, которая бы ослабила стремление к активности американцев.

Полпред СССР в США А. Трояновский

Яечот. по арх.

* В докл'кекте ошибочно—мы будем. ** См. док. Ai 422.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: