Нота Полномочного Представителя СССР в Японии Министру Иностранных Дел Японии Хирота

2 января 1938 г.

Господин Министр,

22 ноября советская рыболовная шхуна «Вымпел», на борту которой находилось 4 человека команды и 14 пассажиров, была унесена штормом в море*. Дипломатический агент Народного Комиссариата Иностранных Дел в Александровске немедленно обратился к японскому Генеральному консулу с просьбой снестись с властями Южного Сахалина н просить их принять срочно меры к розыску пропавшего судна в японских водах и оказанию общепринятой в таких случаях помощи экипажу и пассажирам. Японский Генеральный консул в Александровске обещал принять необходимые меры.

Вскоре после этого советским властям удалось выяснить, что шхуна «Вымпел» с командой и пассажирами была прибита штормом к берегам Южного Сахалина и что советские граждане, находящиеся на «Вымпеле», задержаны японскими властями. Эти сведения были в дальнейшем подтверждены Министерством Иностранных Дел Японии и японским Генеральным консулом в Александровске, которые в ответ на просьбу Полномочного Представительства Союза ССР и Дипломатического агента на Сахалине немедленно возвратить на родину потерпевших сообщили, что японские власти производят расследование и что вопрос скоро будет урегулирован. К сожалению, несмотря на то что с момента аварии «Вымпела» прошло более месяца, японские власти не освобождают судно и содержат в заключении его экипаж и пассажиров, подвергая их полицейским допросам. Многочисленные последующие обращения к японскому Генеральному консулу в Александровске на Сахалине, к японскому Посольству и к японскому Послу в Москве, к Министерству Иностранных Дел в Токио и к Вам лично, г. Министр, с просьбами ускорить возвращение задержанных шхуны и людей не дали до настоящего времени никаких результатов.

Между тем японский Генеральный консул в Александровске запросил недавно по поручению японского Министерства Иностранных Дел у Дипломатического агента НКДД на Сахалине различные анкетные сведения о потерпевшем экипаже и пассажирах, в том числе о социальном происхождении, заработной плате и т. п,, заявляя, что эти сведения иужиы для следствия.

Таким образом, Министерство Иностранных Дел Японии, вместо того чтобы побудить местные японские власти действовать в соответствии с общепринятыми во всех цивилизованных странах нормами международного права, требующими оказания помощи потерпевшим на море от стихийных бедствий и их осво-

* См. т. XX, док, M 452.


бождения, нашло возможным взять на себя оказание содействия полицейским властям в снабжении их сведениями о потерпевших, самым очевидным образом не имеющими ни малейшего отношения к обстоятельствам задержания «Вымпела».

Более того, 28 декабря ответственный представитель Министерства Иностранных Дел г. Касэ предложил секретарю Полномочного Представительства СССР г. Дейчману освободить всех советских граждан, задержанных на «Вымпеле», за компенсацию в виде освобождения всех содержащихся в СССР в заключении японских граждан, привлеченных к ответственности и осужденных за шпионаж и разные уголовные преступления.

Делая это неслыханное предложение, Министерство Иностранных Дел Японии, очевидно, упустило из виду, что оно не только находится в противоречии с самыми элементарными нормами международного права, но и что Советское Правительство никогда не требовало какой бы то ни было компенсации за освобождение не только задержанных у советских берегов японских судов, потерпевших от шторма, но также и судов, задержанных вследствие хищнического лова в советских водах и других нарушений законов Союза ССР, несмотря на то что, как Японскому Правительству хорошо известно, количество задерживаемых вследствие этого в советских водах японских судов во много раз превышает количество советских судов, когда-либо задержанных в японских водах.

Советское Правительство заявляет протест против изложенных действий японских властей, настаивает иа немедленном освобождении команды н пассажиров шхуны «Вымпел» и возвращении их вместе с судном в СССР и предупреждает, что в случае, если это его элементарное требование не будет немедленно выполнено, советские власти будут вынуждены в дальнейшем действовать аналогичным образом в отношении японских судов, задерживаемых в советских водах '.

Примите, господии Министр, мои уверения в совершенном к Вам уважении.

М. Славуцкий

Печат. по арх.

4. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Китае И. Т. Луганцу-Орельскому

3 января 1933 г.

Предупредите китайцев, что о транспортах оружия, отправляемых на итальянских пароходах, итальянское правительство информирует японские власти, чтобы дать им возможность захватить оружие. В частности, итальянское правительство предложило японцам конфисковать оружие, идущее иа пароходе под


названием вроде «Исукиа» (точное название нам неизвестно), который должен был выйти из Сингапура 28 декабря и прибыть в Гонконг 4 января 2.

Литвинов

Печат, по арх.

5. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому

3 января 193S г.

Дорогой Иван Михайлович,

Ваше сообщение о новогоднем разговоре с Иденом * поразило меня своей неожиданностью. Я вполне согласен с Вашей оценкой ближайшей цели этого разговора. Дальневосточные события опередили самые мрачные предвидения британской дипломатии. Во время Брюссельской конференции** англичане еще думал«, что Шанхай будет пределом японского наступления и что Англии еще суждено сыграть некоторую роль посредника между Китаем и Японией, которая позволит в некоторой мере оградить интересы Великобритании. Японская дипломатия сознательно поддерживала такие надежды у англичан, чтобы удержать их от слишком резких выступлении в Брюсселе. Японцам этот манезр удался, и англичане, убаюканные посулами сотрудничества, сделали все от них зависящее для срыва Брюссельской конференции. Англичане теперь начинают понимать, в особенности после обращения Японии с предложением посредничества к Германии, что их жестоко обманули, что завоевание Китая Японией грозит полным вытеснением оттуда британских интересов. С другой стороны, не сбылись также надежды англичан на быстрый разрыв Рузвельта с политикой изоляционизма и нейтралитета в соответствии с его чикагской речью**. Далее, Англия находится под угрозой занятия Японией Гонконга или, по крайней мере. Кантона, что также лишило бы Гонконг его коммерческого, а также и стратегического значения. Все это приводит Англию к необходимости поисков нового фактора для разрешения дальневосточной проблемы, и ее взоры обращаются в нашу сторону.

Мне неясен еще смысл заявления Идена в отношении Лиги наций. За англо-франко-советскую декларацию я агитирую Идена уже больше года, и меньше всего я ожидал от него положительного отклика в настоящее время. Очень плохой подготовкой для такой декларации можно считать недавние заявления в палате Идена и в особенности Чемберлена, певших отходную Лиге наций или, по крайней мере, скатившихся к аргументации чн-

* См, док- К? 1, 2. ** См. т XX, док. Лз 442.


лийиа Эдвардса, Мотта * и других противников Лиги. Возможно, посулы декларации служат цели задабривания нас в дальневосточном вопросе. Можно также допустить, что затруднительное положение, в котором очутилась Англия, убеждает даже Чем-берлена в том. что Лига наций все же может быть еще использована и поставлена на службу Англии. Мне еще неясен смысл ухода Ванситтарта ** и временное замещение Идена в форин офисе Чемберленом вместо Галифакса. Если это действительно означает усиление иденовских тенденций, то предложение Идена касательно декларации можно считать новым зигзагом британской политики в направлении, к которому раньше тяготел Идеи.

Предложение Идена вызовет не меньшее удивление и во французских кругах, которые до сих пор полагали, что oh;ï делают лишь приятное Англии, дистанцируясь от Лиги наций и от Советского Союза. Несмотря на усиление к нам враждебности Дельбоса, я не думаю, однако, чтобы Франция отклонила декларацию. Впрочем, до сессии Лиги остается еще две недели, и я отнюдь не уверен, что идея Идена выдержит испытание даже такого короткого времени и не испарится. Дело может кончиться принятием резолюции, лишенной всякого содержания, в особенности если англичане и французы захотят провести ее непременно от имени Совета Лиги. Против проведения же резолюции от имени трех или несколько большего числа государств поведут жесточайшую борьбу поляк, румын и южноамериканцы.

До получения Вашей телеграммы я в Женеву не собирался. У меня вообще нет желания больше там показываться. Стоило бы поехать, если бы был действительный шанс на проведение сколько-нибудь яркой резолюции, и в особенности от имени трех великих государств, но я считаю такой шанс незначительным, и поэтому желания ехать у меня нет.

По последней части Вашей телеграммы я, вероятно, отзечу телеграфно еще до получения Вами этого письма, согласовав директиву с кем следует. В телеграмме из Ханькоу, напечатанной на днях в нашей печати, мы уже признали факт посылки нами в Китай оружия в небольших размерах***. У нас вызызают недоумение частые сообщения Рейтера и других агентств о значительной военной помощи, оказываемой нами Китаю. У нас это рассматривают как натравливание Японии против нас, и поэтому мы обыкновенно таким сообщениям противопоставляем указания иа получение Китаем оружия из других источников. Я полагаю, что Вам можно будет в своих беседах высказываться в духе указанной телеграммы из Ханькоу. Между прочим, должен отме-

* Соответственно представитель Чили на 101-й сессии Совета Лиги наций и министр иностранных зел Швейцарии.

** В январе 193S г. был назначен главным дипломатическим ссветкико?-: Министра иностранных дел Великобритании. *** См. газ. «Известия», 30 декабря Î937 г.


тить, что приведенные в озиачеииой телеграмме сведения о японских условиях и японо-гермаио-итальянских недоразумениях на этой почве абсолютно верны.

Вы можете обратить внимание англичан на крайнюю опасность посылки оружия Китаю на итальянских пароходах. Нам известны случаи, когда итальянское правительство извещало о таких транспортах японское правительство, предлагая ему захватить оружие либо на море, либо даже в Гонконге. Последнее имело специальной целью вызвать новый конфликт между Японией и Англией. Англичанам также полезно будет знать, что Япония организовала широкую разведывательную сеть в Каире для выслеживания транспортов оружия, идущих через Суэцкий канал.

Англичанам, вероятно, небезынтересно будет знать следующие цифры, характеризующие размеры итальянской аитибритаи-ской и антифраицузскои пропаганды в колониях. Нам известно из аутентичных документов, что за период с 1 по 21 декабря было отпущено на пропаганду итальянскому консульству в Дамаске 1 675 668 лир, в Иерусалиме — 1 981 975, в Бейруте — 248550, в Касабланке —223 451, в Алжире—1 883310, в Тунисе— 995 555, в Каире—1870 000, в Александрии — 1 850 680. Итого—12519279 лир.

Я полагаю, что требовать свидания с Чемберленом сейчас же после Вашего обстоятельного разговора с Иденом нет смысла. К тому же для этого иет повода.

С приветом

Литвинов

Лечат, по арх.

6. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Румынии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

5 января 1938 е.

Сегодня имел свидание с премьером. Премьер вспомнил о

кашей беседе 9 декабря на приеме в министерстве иностранных дел, повторил, что он хочет мирного сожительства с СССР, и просил не делать никаких выводов относительно внешней политики кабинета, исходя из мероприятий внутриполитических. Перед тем как перейти к изложению основ внешней политики, Гога изложил внутриполитическое положение страны, главным образом пытаясь обосновать антисемитизм правительственных мероприятий. Гога утверждает, что в стране имеется по меньшей мере 500 тыс. румынских граждан (читайте: евреев), которые на это не имеют права даже по нормам мирных договоров, и новый министр иностранных дел по этому поводу сделает широкое юридическое экспозе в Женеве. Этих граждан Гога называет «текучими гражданами». Все эти переселенцы хотя и являются румынскими гражданами, но права на это не имеют, и правительство


производит проверку, чтобы восстановить справедливость. Вторым мероприятием будет румынизация городских поселений вновь присоединенных областей и соответственное изменение административного закона. Третьим мероприятием явится уничтожение разрыва между ценами на продукты земледелия и промышленности. «Как Вы видите, мероприятия правительства ие вызываются желанием подавлять кого-нибудь, а помочь румынскому крестьянину. Положение в стране создало сильное чувство протеста, воплощенное в «Железной гвардии». Задачей моего правительства является, уничтожив причины, способствовать ликвидации «Железной гвардии».

Закончив с внутренней политикой, которая, как сказал Гога, может меняться в зависимости от обстановки, премьер перешел к внешней политике, базирующейся иа константных данных, географическом положении страны. Исходя из этих данных, румынская внешняя политика остается постоянной: верность Малой Аитаите, Балканской Антанте, Польше и Франции, мир на всех границах, сотрудничество с Лигой наций. С СССР — искреннее желание настоящих добрососедских отношений. Экспозе Гоги продолжалось 15 мииут. Я поблагодарил Гогу за интересное сообщение и сказал, что мое правительство и страна строят свои отношения с другими странами не на базе внутреннего режима этих стран, а их действительного отношения к делу мира, Германии, Италии, Японии. Я заявил ему, что ныиешиий кабинет имеет у нас в общественном мнении préjugé défavorable* отнюдь ие на основании его внешней политики, а исходя из антецедентов партии, которую этот кабинет представляет. Принимая к сведению заявление премьера о желании установить настоящие добрососедские отношения, я сказал Гоге, что мы ие можем на основании этого забыть сразу все, что Гога говорил и писал за эти три года. Я напомнил Гоге его заявления в парламенте, на собраниях и в Белграде, что он против всякого сотрудничества с СССР, и спросил, как обстоит дело сейчас. Гога заявил, что одно дело— партия в оппозиции, другое — у власти. «Я мог бы Вам назвать еще одно правительство, политика которого сейчас прямо противоположна его программе в оппозиции». Упомянутое заявление, по словам Гоги, являлось реакцией на стремление Ти-тулеску** к военному сотрудничеству с СССР. «Нужно быть безумцем, чтобы, будучи румыном, стремиться к плохим отношениям с СССР». Я тогда поставил следующий вопрос Гоге: «В официозе партии от 8 ноября появилась передовая, в которой заявлялось, что партия, придя к власти, присоединится к римскому пакту***; какова нынешняя позиция кабинета по этому вопросу?» Гога заявил, что хотя он и видел итальянского посланника два раза, но он этого вопроса ие ставил и кабинет его не об-

* —подчеркнутое предубеждение (фр-). ** Министр иностранных дел Румынии в 1927—1928 и 1932—1936 гг. *** См. т. XX, док. № 422.


суждал. Гога лично же об этом не думал. Я напомнил Гоге, что пакт 6 ноября вызвал наш протест в Риме*. Заканчивая, я сказал Гоге, что его заявления о желании продолжать внешнюю политику своего предшественника не могут нами считаться нас удовлетворяющими, так как и эта политика порождала у нас неуверенность в путях румынского кабинета, в особенности некоторые путешествия **, которые имели ярко выраженный нарочито антисоветский характер. Гога осведомился, не имею ли я в виду Варшаву, и подчеркнул оборонительный характер этого союза, в котором он ничего не собирается менять. Повторив, что по отношению к его кабинету мы имеем préjugé défavorable, я сказал Гоге, что мы будем следить за внешнеполитическими актами, чтобы вынести окончательное суждение. Гога меня упрекнул в том, что я тесно связан с нашюнал-иаранистами. Заявив ему, что я рад тем связям, которые у меня установились в Бухаресте с представителями всех течений румынской политической мысли, в том числе и с царанистами, я подчеркнул Гоге, что эти связи никакого влияния на мое суждение и тем более на суждение моего правительства не имеют. Я сужу по прессе, по заявлениям членов кабинета, когда они были в оппозиции, и по заявлению одного виднейшего члена кабинета (я имел в виду Кузу***) уже 2 января в Яссах. Я закончил, отметив, что состояние румыно-советских отношений будет зависеть от внешней политики румынского кабинета. Гога выслушал это и стал жаловаться на европейскую прессу — французскую и английскую, которая приписывает кабинету не присущие ему желания, и главным образом на немецкую и итальянскую прессу, которая трубит о несуществующей победе. Как одна, так и другая ошибаются, ибо румынский кабинет будет вести свою традиционную политику.

В заключение Гога выразил сожаление, что мы мало встречались раньше, отчего и происходят ошибки в моих суждениях, и пригласил меня к себе на завтрак, один на один, чтобы научиться друг друга понимать.

Островский

Пйчхт. по арх.

7. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии M. M. Славуцкому

7 января 1938?.

Уважаемый Михаил Михайлович,

1. Со времени отправки моего последнего письма от 15 ноября минувшего года**** Япония еще более укрепила свои отно-

" См. т- XX. дек. Л"з 422. ** См. г. XX. йок.. 4° 270. я** Министр то-/да Румынии. **** См. т. XX, nW, 524.


шения с Германией и Италией, и: по имеющимся у нас совершенно достоверным сведениям, само японское правительство считает, что эти отношения фактически уже приняли характер союза, определяющего политику каждой из этих трех стран в отношении других держав.

Попытки привлечь к блоку агрессоров в виде присоединения к «антикоминтерновскому пакту» * другие государства до сих пор не имели успеха. Неудачу терпят также попытки сколотить нечто вроде «блока сочувствующих» агрессорам посредством заключения между участниками блока агрессоров и другими странами соглашений о «культурном» сотрудничестве и т. п.

2. Грубое нарушение интересов западных держав в Китае и ряд провокации японской военщины в отношении последних, как это можно было предвидеть, сильно восстановили за последнее время западную общественность против Японии, и это нашло частичное отражение в позиции правительств США и Англии в отношении Японии. Речи Рузвельта** и выступления американской прессы говорят о нарастании серьезных настроений в США в пользу оказания противодействия японской агрессии совместно с другими державами. Подобные настроения нарастают также в Англии, где, по нашим сведениям, не только широкая общественность, но и правящие круги чрезвычайно взволнованы брутальной агрессивностью Японии, открыто наступающей на британские интересы в Центральном и даже в Южном Китае. Нам точно известно, что все попытки барона Пени *** добиться перелома отношения Англии к Японии потерпели неудачу, и не только Идеи, но и Чемберлен ясно и твердо дали понять Пени, что Англия считает Японию агрессором, не видит никаких оправданий для ее действий в Китае, не собирается менять своего отрицательного отношения к этой агрессии и не желает при нынешнем положении вступать в какие бы то ни было переговоры с Японией.

Само собою разумеется, от этих настроений США и Англии до оказания ими какого бы то ни было противодействия японской агрессин, хотя бы и мирными средствами,— огромное расстояние. Трудно в нынешней международной ситуации делать какие бы то ни было прогнозы в отношении будущего поведения Англии и США. Можно лишь повторить то: что я сказал в письме от 15 ноября, что если японская военщина, как этого можно ожидать, например, по недвусмысленному выступлению адмирала Суэцуту****, будет и дальше грубо попирать английские и американские интересы, то не исключено, что дело все же дойдет до какой-нибудь международной акции против Японии.

* См. т. XVIIL приц. 262. а также т. XIX док. Ni 370, 402. ** См. т. XX, док, Л* 442. *** Член тайного совета Японии. **** Сы. газ, «Известия», 5 января 193S г,

2-5


Нам известно, что вопрос об оказании противодействия Японии не только активно обсуждается в правящих кругах Англии, но что по этому вопросу непрерывно ведутся переговоры между Англией и США. Точно известно, что Англия некоторое время тому назад предложила США устроить совместную морскую демонстрацию в дальневосточных водах, но что дело расстроилось из-за нерешительной позиции США. Возможно, что во время предстоящей сессии Совета Лиги наций* англичане поставят на неофициальное обсуждение великих держав вопрос о противодействии Японии. По имеющимся у нас сведениям, в правящих кругах Лондона обсуждается конкретно вопрос об оказании международной помощи Китаю посредством финансирования его закупок вооружения и т. п.

3- Несмотря на крупные военные поражения, правящие круги Китая и Чан Кан-ши держатся в общем твердо. Этому содействуют прежде всего максималистские требования Японии в отношении заключения мира. Основной же причиной является то обстоятельство, что война в Китае приняла действительно всенародный освободительный характер и что прояпонские элементы вынуждены пока что стушевываться и не решаются действовать сколько-либо энергично. Стимулирует китайское сопротивление также и сочувственная Китаю позиция мировой общественности и видимое усиление антияпонских настроений в США и Англии.

4. Опубликованная у нас несколько времени тому назад телеграмма ТАСС из Ханькоу **, содержавшая японские условия мира, в точности соответствует действительному положению вещей.

Инициатива Германии, зондировавшей как Чаи Кай-ши, так и Хнрота о возможности скорейшего окончания войны, в чем она, по понятным соображениям, чрезвычайно заинтересована, встретилась с растущим в японских правящих кругах стремлением поскорее закончить войну, которая может привести Японию в очень опасное положение. Тем не менее под влиянием военщины условия для заключения мира были обострены в результате побед на шанхайско-нанкинском фронте до такой степени, что Чан Кан-ши был лишен возможности признать их базой для переговоров. Именно поэтому Германия отнеслась отрицательно к этим условиям н ограничилась лишь ролью простого передатчика, устранившись от посредничества.

5. Реорганизация китайского правительства привела к ослаблению соглашательских элементов, но не к полному их устранению. Неблагоприятным является назначение Кун Сян-си председателем исполнительного юаня вместо Чан Кай-ши н его заместителем— прежнего мнннндела Чжан Цюня. Более решительно устранены соглашательские элементы из ставки Чан Кай-

* См. док. № 28. ** См. газ. «Известия», 3 января 1938 г.


ши. Усилилось сотрудничество ставки с представительством китайской Красной армии.

6. Враждебность Японии к нам под влиянием японской военщины за истекший период продолжала расти. Это находит отражение во всех областях наших отношений с Японией. Помимо враждебного нам Хирота особенно активную и прямо провокационную роль в обострении советско-японских отношений играет Сигемицу *, стремящийся планомерно, ие упуская даже мелких поводов, обострять наши отношения.

Стремясь по возможности противодействовать этой игре японской военщины, мы приняли за истекший период ряд мер к устранению наиболее подходящих для японской военщины поводов к возбуждению против нас японской общественности.

7. Мы приняли предложение японского правительства о заключении временного рыболовного соглашения на 1938 г.** и будем не торопясь продолжать переговоры о заключении новой рыболовной конвенции. Как Вам уже известно из сообщений по телеграфу, мы устраним при этом из конвенции все старые постановления, находящиеся в противоречии с новой Конституцией и с законодательством за истекшие десять лет, а также и другие постановления, которые не вытекают из наших договорных обязательств и несовместимы с нынешним характером нащих отношений с Японией.

8. Правительство отменило ряд прежних постановлений о более строгом выполнении японскими концессионерами концессионных договоров н законов.

Как Вам уже известно, Верховный суд заменил приговорами о высылке приговоры низших судебных инстанций к заключению ряда служащих японской концессии за нарушение правил техники безопасности***.

Возможно, будут пересмотрены также дела и всех других японцев, арестованных по другим обвинениям, но, конечно, в отношении лнц, обвиняемых в шпионаже, нельзя ожидать аналогичного смягчения приговоров.

Что касается концессии «Сакай кумнай», то, как Вы знаете, мы рекомендовали японцам, если они недовольны постановлением НКТП о расторжении концессионного договора, обжаловать его действия в Верховный суд****.

9. Нашему стремлению смягчить отношения с Японией противодействует провокационная позиция, занятая японским правительством по ряду интересующих нас вопросов, н возможно, что, если нам не удастся добиться благоприятного нх разрешения, нам придется вновь вступить на путь соответствующих репрессалий.

* Посол Японии в СССР. ** См, т, XX док- № 458. *** См. т. XX. док. № 452. **** См. т. XX, док. № 453.


10. В Ваших сношениях с японским правительством и видными представителями японской общественности необходимо при всяком подходящем случае подчеркивать, что неудовлетворительное состояние наших отношений вызвано исключительно японской стороной, что у нас нет враждебности к Японии, что мы, напротив, сделали ряд попыток урегулировать все наши отношения и что не наша вина, если все эти попытки были отклонены японской стороной. Если в ответ на подобные заявления Вас будут спрашивать, что же Вы предлагаете для улучшения отношений, Вам следует указывать на то, что после отклонения всех наших прежних предложений теперь инициатива должна исходить от японской стороны.

С товарищеским призетом

Б. Стомоняков

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: