Разработка территориальных программ в сфере культуры

Для решения сугубо прикладных задач социально-культурного проектирования мы вводим еще один уровень — территориальный,при котором конкретный регион (территория) рассматривается как многоуровневая среда существования и развития культуры и одновременно как объект культурной политики и проектирования.

Понятие регион в данном случае употребляется в нескольких значениях. Прежде всего — как административная единица (и это естественно, ибо социально-культурная программа должна иметь субъекта ответственности — вполне определенную государственную структуру, несущую ответственность за ее реализацию). Но для реализации средового подхода в проектировании (подробно его суть будет раскрыта в главе, посвященной технологии анализа ситуации) нужны другие характеристики региональности, ибо административное деление не всегда соответствует реальной регионализации[54]. Дополнительными (а в содержательном плане — основными) составляющими региональности являются:

Ландшафтно-экологическая локализованность жизнедеятельности человека, имеющая пространственно-временную, материальную и энергетическую выраженность. Здесь понятие регион отражает специфику и степень приспособления и освоения человеком природной среды обитания (в частности, организация производств, максимально учитывающих и сохраняющих природу, использующих природные материалы без ущерба для экологии региона, природосообразные народные ремесла, промыслы), которая выражается в соответствующей природосберегающей системе ценностей.

Архитектурно-планировочная (или пространственно-предметная) среда проживания человека — рукотворная часть человеческого окружения. Выражается в типе поселений и воспринимается как мера целостности наглядно воспринимаемого предметного пространства.

Социально-инфраструктурную составляющую региональности следует понимать как совокупность структурно и функционально взаимосвязанных сфер и форм жизнедеятельности: место проживания и труда, системы обслуживания, досуга, массовой информации (это так называемая первичная социокультурная среда обитания человека)[55].

Этнокультурная составляющая региональности выражается в многообразии населяющих конкретную территорию этнических групп.

— Существенной характеристикой региона является его историко-культурный потенциал.

— В контексте проектирования культурных процессов регион необходимо видеть еще и как определенную духовно-культурную общность, которая во многом определяется этнокультурым составом территории и ее историко-культурным потенциалом, но не исчерпывается ими (скорее, это специфический тип культурного самосознания, характерный для относительно больших групп людей и обусловленный культурно-историческими традициями, образом жизни). По этому критерию можно достаточно отчетливо увидеть специфику больших региональных сообществ, отличающихся друг от друга не только традициями, но и “образами мира”[56].

Последний признак региональности необходимо выделять в качестве самостоятельного критерия при анализе ситуации и определения стратегических направлений развития культурной жизни. При этом следует иметь в виду, что как этнические, так и национально-культурные факторы, способствуя интеграции общностей, одновременно дифференцируют их, замыкая культурное развитие границами этноса или определенной территории. Духовно-культурная интеграция имеет, преимущественно, надэтнический характер и может служить в этой связи соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и политической напряженности, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и дифференциации, обособления и взаимодействия. Поэтому на уровне территории необходимо каждый раз находить оптимальный вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций, тенденций и способов самоопределения и самореализации основных социальных групп и категорий населения.

Все составляющие региона взаимозависимы, взаимосвязаны — человек, его культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания, ее природным и историко-культурным содержанием[57].

Реализация средового подхода в проектной практике предполагает видение региона как сложного и многоуровневого социокультурного образования, особенность которого определяется действием целого ряда социальных, историко-культурных, инфраструктурных факторов и условий. В процессе определения приоритетных областей проектирования и на этапе выработки проектных решения социально-культурную ситуацию в регионе необходимо анализировать с различных сторон:

Во-первых, социокультурную сферу можно представить как совокупность субъектов культурной деятельности, являющихся:

а) носителями идей, инициатив, технологий, традиций;

б) носителями определенных проблем (в этом качестве можно рассматривать отдельную личность, социальную группу, учреждение, орган власти, коммерческую структуру и т.д.). Именно переживание проблемной ситуации делает человека потенциальным или реальным участником культурных проектов и программ (что важно учитывать при разработке коммерческих проектов и особенно в процессе поиска внебюджетных источников финансирования).

Во-вторых, сфера культуры конкретной территория всегда является своеобразным субъектом историко-культурной самобытности, уникальности. В процессе проектирования здесь важно знать и учитывать те факторы, которые составляют историко-культурную самобытность конкретного региона. Это могут быть традиции, предания, обычаи, обряды, праздники, игры, музыкальное и поэтическое творчество, народная педагогика, естествознание, медицина; памятники истории и культуры, уникальные природно-ландшафтные зоны; этнокультурная специфика; человеческий потенциал и т.д.

В-третьих, конкретную территорию (регион) как поле проектной деятельности необходимо рассматривать в качестве субъекта различного рода проблем — социальных, социально-демографических, социально-культурных. Такой аспект анализа ситуации особенно важен при разработке региональных социокультурных программ, ориентирующихся прежде всего на сужение пространства социокультурной проблематики территории, оптимизацию условий жизнедеятельности человека.

В-четвертых, объект регионального проектирования (город, район) представляет для проживающего там человека культурно-эстетическую среду обитания (включая парки, ландшафтные и прогулочные зоны, открытые места отдыха и досуга и т.д.). В ситуации неблагоприятных условий культурно-эстетической среды обитания задачи программы будут заключаться в ее обустройстве, насыщении ее культурно-историческими символами, значениями и смыслами (например, посредством оптимизации топонимической структуры — названий улиц, ландшафтных зон и др.)[58].

В-пятых, сферу культуры территории можно представить как многоуровневую систему социально-культурной деятельности, не обязательно связанную с функционированием культурно-досуговых учреждений, “площадками” которой могут быть квартира, двор, микрорайон, район, город[59].

В-шестых, инфраструктурный потенциал сферы культуры представляет собой совокупность организаций и учреждений различных ведомств, реально участвующих в организации социально-культурной жизни (спорт, здравоохранение, образование, досуг).

Территориально-средовый подход к объекту проектной деятельности дает целый ряд преимуществ: расширяется радиус действия культурной политики и соответствующая область проектной деятельности; активизируются человеческие ресурсы (за счет ориентации на участие различных субъектов, являющихся носителями как культурного потенциала, так и специфических проблем); задействуется и востребуется историко-культурный потенциал территории; обнаруживаются финансовые ресурсы, как бюджетные, так и внебюджетные: программа, ориентированная на решение проблем территории (или проблем конкретной организации, коммерческой структуры), имеет больше шансов получить средства, необходимые для ее реализации. Проектная реализация подобного подхода позволяет преодолеть ведомственную разобщенность учреждений культуры, досуга, спорта, образования и максимально эффективно использовать в рамках единой программы ресурсы их инфраструктуры.

Особенность региональной культурной политики проявляется в том. что ее обоснование и выработка конкретных программ и проектов должны четко увязываться с организационно-управленческими аспектами. Иными словами, любая политика останется не более, чем суммой благих пожеланий, если она не будет подкреплена ресурсно. В число ресурсов, наряду с материально-техническими, финансовыми, кадровыми, входят также управленческие.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были смоделированы, а затем реализованы на экспериментальных площадках организационно-управленческие модели взаимодействия различных субъектов культурной политики. Их разработка осуществлялась по критериюсоответствия территориальной специфике (включая проблемы и потенциалы) и с опорой на современную нормативно-правовую базу. Эти модели строились как различные комбинации традиционных и инновационных структурных элементов с сохранением и модификацией их ведущих функций. Охарактеризуем кратко эти модели.

Первая организационно-управленческая модель. Структура модели:

1) Традиционная структура местного органа власти (отдел культуры, отдел по использованию и охране памятников истории и культуры, отдел по делам семьи, детства и молодежи, отдел образования, отдел физической культуры и спорта).

2) Единый Совет по вопросам культуры, образования и социальной политики, созданный при представительном органе вместо существовавших раньше комиссий (по культуре, образованию, по делам семьи, детства и молодежи, физической культуре и спорту)

3) Введение должности зам. главы органа муниципального самоуправления по вопросам культуры, образования и социальной политики[60].

Цели преобразований: 1) Оптимизировать взаимодействие между различными структурами управления; 2)Максимально эффективно использовать совокупный ресурсный потенциал комплекса культуры, спорта, образования в целях совершенствования социально-культурной жизни.

Организационный механизм: 1. Формирование единого бюджета. 2. Распределение бюджета на основе защиты каждым комитетом программы.

Полномочия Совета по культуре, образованию и социальной политике: а) тверждение уставов муниципальных учреждений культуры, образования, спорта и др.; б) Пользование и распоряжение муниципальной собственностью, находящейся в оперативном управлении соответствующих комитетов (отделов); в) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета в части, касающейся культуры, образования, спорта, социальной политики; г) Внесение предложений об установлении целевых местных налогов и сборов, предназначенных для финансирования подведомственных сфер; д) Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры, специального художественного и общего среднего образования, физкультуры и спорта; е) Участие в экспертизе проектов планировки и застройки территорий муниципальных образований; ж) Создание условий для социально-культурного строительства; з) Контроль за использованием памятников истории и культуры, уникальных ландшафтных зон на территории муниципального образования; и) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; к) Организация и содержание муниципальной информационной службы, создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; л) Создание условий для организации зрелищных мероприятий; м) Создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Вторая организационно-управленческая модель. Структура модели:

1. Отдел культуры с традиционными функциями;

2. Совет по культуре и досугу – государственно-общественная структура управления, созданная при местной администрации (или органе местного самоуправления).

3. Фонд развития культуры.

Цель преобразований:создание оптимальных условийдля взаимодействия субъектов и для организации отвечающих их интересам видов культурной деятельности.

Совет по культуре и досугу самостоятельный государственно-общественый орган управления при местных органах власти.

Совет является юридическим лицом и имеет собственный расчетный счет. Совет предназначен для формирования, корректировки и организационно-экономического обеспечения культурной политики, взаимодействия на партнерских принципах с соответствующим управлением или отделом местной администрации.

Полномочия Совета:

Финансирование целевых программ и проектов за счет собственных средств и средств фонда;

Привлечение исполнителей социально-культурных проектов и программ на основе договорных отношений и заказов.

Учреждение коммерческих и некоммерческих организаций[61].

Обеспечение государственно-общественного контроля за порядком бюджетного финансирования и реализацией программ культурного развития;

Организация целевого финансирования работ и конкурсного порядка распределения средств.

Организация творческих, личных и информационных контактов с различными субъектами культурной жизни.

Совет учреждает Фонд развития культуры. Источниками средств Фонда являются: а) поступления из местного бюджета, в т.ч. за счет местных налогов и платежей населения и предприятий в части, специально оговариваемой решением местного органа власти, а также бюджетные средства, выделяемые целевым образом (в т.ч. из федерального и областного бюджета) на реализацию социально-культурных программ; б) отчисления от прибыли создаваемых Советом предприятий и хозрасчетных структурных подразделений, от проводимых им мероприятий, а также кредиты банков; в) добровольные отчисления предприятий, организаций и отдельных граждан и др.

Третья организационно-управленческая модель. Структура:

1. Отдел культуры.

2. Социально-культурный Центркак самостоятельный и единый творческо-производственный комплекс со статусом государственного некоммерческого учреждения, создаваемый на базе отдел культуры[62]. Учредитель Центра – отдел культуры.

3) Попечительский Совет (или комиссия по культуре).

Цель преобразований – интеграция различных институтов социально-культурной деятельности (предприятий, учреждений и органов культуры) посредством формирования единого производственного образования в отрасли культуры на территориальном уровне.

Статус Центра – государственное некоммерческое учреждение, действующее на основании Закона РФ о некоммерческих организациях; Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (утверждено постановлением правительства РФ 26 июня 1995 года).

Варианты организации Социально-культурного Центра

СКЦ создаетсяна базе отраслевого органа управления. При этом: а) В состав центра включаются все предприятия и учреждения культуры и досуга. б) Центр объединяет только государственные культурно-досуговые учреждения. в) Новая организация сохраняет статус вышестоящего органа по отношению к государственным учреждениям, но получает права самостоятельной хозяйственной деятельности.

Варианты взаимоотношений учреждений с Центром:

1. Структурные подразделения Центра сохраняют свою самостоятельность и оформляют отношения с Центром договорами[63].

2. Центр представляет собой единый комплекс, действующий на основе общего плана и баланса.

Условия вхождения учреждения культуры в Центр:

1. Как его производственной единицы, не обладающей правами самостоятельного хозяйствования;

2. Как подразделения, работающего на условиях внутреннего хозрасчета, коллективного подряда и т.п.;

3. Как самостоятельного экономического субъекта, имеющего свой расчетный счет, наделенного правами, предоставляемыми Положением об основах хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Основная деятельность Центра направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.

Задача СКЦ концентрация имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, кадровых) для их эффективного использования теми учреждениями, которые в состоянии выступать в роли реального субъекта культурной политики.

Полномочия Центра:

Осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей уставным целям и задачам.

Привлечение и использование средств из различных источников (бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям; кредитов банков и иных кредитных учреждений; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Установление гражданско-правовых отношений с любыми государственными, кооперативными и иными организациями, инициативными группами, отдельными гражданами.

Образование различных творческих и производственных формирований, создание временных творческих коллективов и хозрасчетных дирекций.

Создание и поддержка новых структур – студий, групп, клубов, мастерских, различных объединений и ассоциаций, действующих на базе различных организационно-экономических моделей.

Направления и виды деятельности центра

Организация и проведение различных форм культурно-просветительной, культурно-массовой, художественно-просветительной и досуговой деятельности (выставок, смотров, конкурсов, фестивалей, аукционов, ярмарок, проведение театральных, концертно-зрелищных мероприятий, кино-, видеопоказов и других форм культурной деятельности);

Оказание организационно-методической помощи учреждениям и организациям культуры города (района), повышение квалификации, подготовка и переподготовка, стажировка кадров учреждений культуры;

Организация работы клубных формирований: коллективов и кружков народного творчества, любительских объединений и студий, клубов по интересам;

Проведение маркетинговых и социологических исследований; организация информационных и консультационных услуг.[64]

Организация туристического обслуживания;

Организация звуко– и видеозаписи, а также видеопроката и книгопроката;

Организация издательской деятельности;

Организация представительских услуг;

Оказание платных услуг и осуществление предпринимательской деятельности (в той мере, в которой это служит достижению уставных целей).

Виды предпринимательской деятельности:

* оказание посреднических услуг;

* долевое участие в деятельности других организаций с разрешения собственника;

* приобретение акций, ценных бумаг и получение доходов по ним;

* торговля покупными товарами и оборудованием;

* сдача в аренду закрепленного за “Учреждением” имущества с разрешения собственника.

Высший орган управления: Попечительский Совет по культуре и досугу, не имеющий статуса юридического лица.

Идея Совета – контроль деятельности Центра, развитие демократических начал управления, соорганизация культурных деятелей, общественности, творческой интеллигенции.

Функции Совета:

– рассмотрение и утверждение перспективных направлений работы Центра, реализуемых им социально-культурных программ;

– заслушивание отчетов руководителя Центра;

– контроль за качеством выполнения Центром социально-творческих заказов, программ, включая перечень и качество предоставляемых бесплатных или частично оплачиваемых культурных благ и услуг населению;

– контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования на продукцию и услуги Центра.

Состав общественного Попечительского Совета формируется на городской или районной конференции.

Четвертая организационно-управленческая моделью. Структура:

1. Социально-культурный Центркак самостоятельный и единый творческо-производственный комплекс со статусом государственного некоммерческого учреждения. СКЦ создаетсявместо отраслевого органа управления – как подразделение при местной администрации с передачей ему функций и штата отдела культуры. создаваемый на базе отдела культуры.

2) Совет по культуре и досугу;

3)Фонд целевых программ;

4) Советы целевых программ.

Полномочия Центра:

1. Сохраняются все полномочия и направления деятельности Социально-культурного Центра, создаваемого на базе отдела культуры (см. Модель 3).

2. Дополнительные функции и полномочия:

* Разработка и реализация целевых культурных программ.

* Распределение бюджетных средств среди подведомственных учреждений Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений культуры, специального художественного и общего среднего образования, физкультуры и спорта.

* Организация художественной жизни (проведение общегородских фестивалей, смотров, конкурсов и др.).

* Поддержка профессионального искусства и совершенствование гастрольной политики.

* Поддержка творческих коллективов, традиционных и новых форм любительства.

* Поиск и поддержка молодых талантов, отдельных мастеров, художников, музыкантов, способных внести реальный вклад в развитие культуры (присуждение городских почетных премий, стипендий, грамот за создание значительных произведений искусства и культуры).

* Расширение объема культурных услуг, предоставляемых населению бесплатно, поддержка коммерчески невыгодных, но социально значимых видов культурной деятельности.

* Организация методической помощи учреждениям культуры и досуга.

* Информационное обеспечение КДУ (информация о новых технологиях и формах организации культурно-досуговой деятельности; создание и предоставление в пользование культурно-досуговых учреждений банка информации о жителях – носителях социально-культурных инициатив, идей, проектов).

* Организация целевого характера финансирования работ и конкурсного порядка распределения средств.

Совет по культуре и досугу – коллегиальный орган управления Центром. Его состав формируется путем демократических выборов из числа представителей учреждений культуры, творческих союзов и других общественный организаций.

Часть членов Совета может быть по определенным квотам прямо делегирована из числа членов комиссии по культуре.

Состав Совета утверждается на сессии выборного органа местного самоуправления.

Председатель Совета по культуре выбирается конференцией и утверждается на сессии выборного органа местного самоуправления.

Направления работы Совета по культуре и досугу:

1) Стратегическое управление Центром культуры и досуга;

2) Координация деятельности различных субъектов в сфере культуры в регионе.

Задачи Совета: утверждение изменений в структуре Центра, в условиях работы его подразделений; утверждение направлений и планов работы Центра; формирование культурной политики в регионе с учетом имеющихся возможностей и социокультурной ситуации; организация разработки и реализации культурных программ; экспертиза и утверждение программ; распределение финансовых и мат. ресурсов под программы, а также на финансирование деятельности подразделений Центра, государственных учреждений культуры и других организаций, входящих в его состав.

Организационный механизм деятельности Совета:

1) Формирование инициативных групп по разработке целевых СКП;

2) Создание Советов целевых программ;

3) Утверждение распорядительных комитетов по их реализации (дирекций) – временных формирований, организующих разработку и реализацию СКП.

Состав Совета программ: субъекты СКД, выступающие инициаторами этих программ; представители организаций, формирований – будущих исполнителей программ; представители организаций-ресурсодержателей, проявивших интерес к предмету и целям программ и др.

Распорядительные комитеты (дирекции) возглавляются руководителем программы, утвержденным Советом Центра.

Средства распорядительному комитету выделяются на конкурсной основе Советом Центра и образуют Фонд программ. Они зачисляются: на специальные расчетные счета, открываемые по решению Совета Центра, либо учитываются на отдельной лицевой карточке расчетного счета Центра или учреждений культуры и организаций, имеющих свой расчетный счет и выступающих ведущими исполнителями социально-культурных программ.

Эти средства используются в соответствии с утвержденными Советом Центра задачами, сметой программы, избранным способом ее финансирования.

Руководитель программы должен иметь доверенность на распоряжение средствами фонда программы. Он отчитывается перед Советом Центра за использование средств.

В реализации программ на договорной основе могут принимать участие: различные учреждения культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, государственные и негосударственные организации, отдельные лица[65].

Порядок их привлечения и реализация СКП должны определяться Советом и администрацией Центра и соответствовать тем условиям, на которых эти подразделения функционируют в составе Центра: а) самостоятельные хозрасчетные подразделения смогут участвовать в реализации программ на договорной основе между ними и советами программ; б) другие подразделения – согласно плану работы Центра или распоряжению его администрации.

Пятая организационно-управленческая модель. Структура:

1. Отдел культуры.

2. Комиссия по культуре.

3. Общественная организация самоуправления в сфере культуры (Союз творческих работников, Ассоциация деятелей культуры и работников учреждений культуры)[66].

4. Фонд культурных программ.

СтатусСоюза творческих работников (СТР): межпрофессиональная общественная организация, имеющая самостоятельное юридическое. лицо. Он наделен правом образования постоянных и временных подразделений для решения конкретных задач координации, экспертизы, организации и финансирования работ по подготовке и реализации программ.

Состав СТР – организации, представители творческой интеллигенции (профессиональные и самодеятельные художники, музыканты, актеры), работники культуры (библиотекари, учителя музыкальных школ и т.п.), советы, комитеты по культуре и досугу, центры культуры и досуга, социально-культурные комплексы и объединения.

Цели СТР:

Совершенствование системы самоуправления и максимальное использование потенциала творческой интеллигенции и работников культуры в разработке приоритетов культурной политики и обеспечение организационных условий их практической реализации.

Раскрепощение творческих сил интеллигенции и воспитание активных субъектов культурной политики.

Изменение социокультурной среды, системы внутригородских отношений и придание локального своеобразия социокультурной жизни.

Формирование культурной элиты, задающей нормы и планки личностного развития.

Консолидация творческой интеллигенции и создание условий для ускоренного обмена информацией и культурными ценностями.

Повышение эффективности деятельности имеющихся и вновь создаваемых творческих формирований.

Социальная и правовая защита как профессионалов, так и людей, непрофессионально занимающихся творчеством.

Повышение общественной значимости культуры вообще и культурной деятельности в частности.

Задачи СТР:

Разработка и реализации целевых программ;

Привлечение внимания властей, различных ведомств и общественности города к проблемам сохранения и развития культуры;

Развитие и использование культурного потенциала города;

Формирование общегородской культурной среды;

Расширение участия различных групп населения в культурном строительстве, поддержка социокультурных инициатив;

Создание в среде творческих работников атмосферы конструктивного и плодотворного общения;

Выработка значимых мнений по вопросам культурной политики и творчества;

Повышение статуса и возможностей творческих работников в определении самобытного лица города;

Изменение культурной ситуации на предметном уровне путем создания и презентации элементов общегородской моды или дизайна, позволяющих идентифицировать данные феномены как элементы местной специфики;

Насыщение среды городских культурных коммуникаций социально и личностно значимыми ценностями;

Обеспечения стабильных межпрофессиональных контактов деятелей культуры; создание системы межпрофессионального общения творческих работников и интеллигенции города;

Наращивание ресурсной базы культурно-досуговой деятельности (путем расширения источников финансирования проектов и программ, создания государственно-общественного финансового фонда);

Обеспечение государственно-общественного контроля за порядком финансирования и реализацией программ культурного развития;

Организация целевого характера финансирования работ и конкурсного порядка распределения средств.

Основные направления деятельности СТР:

1) Организация творческих, личных и информационных контактов с профессиональными творческими союзами;

2) Социальная и правовая защита самодеятельных творческих работников: представление их интересов в органах государственного управления и производственных организациях по месту основной работы;

3) Проведение общегородских фестивалей, смотров, конкурсов;

4) Присуждение почетных премий и грамот за создание значительных произведений искусства и культуры;

5) Поиск и поддержка молодых талантов.

Высший орган управления СТР конференция деятелей культуры, избирающая: Совет (правление), Ревизионную комиссию и председателя правления, Распорядительный комитет Фонда культурных программ.

Источники средств СТР:

– собственные средства, получаемые с помощью хозяйственной деятельности;

– поступления от членов СТР в порядке, предусмотренном в уставе;

– добровольные взносы и пожертвования;

– бюджетные ассигнования, выделяемые по решению местной администрации;

– платежи из прибыли (дохода) предприятий и организаций, созданных при СТР, его хозрасчетных структурных подразделений;

– доходы, полученные ассоциацией в результате реализации инициируемых и финансируемых программ и проектов, от выполнения работ по договорам, от кредитных операций и др.

Фонд культурных программ форма аккумулирования финансовых средства СТР.

Фонд или учреждается СТР, или является его структурным подразделением.

Задачи фонда культурных программ:

1) Кооперирование средств на целевые программы;

2) Организация, координирование и обеспечение работ по выполнению целевых программ на основе экономических методов управления;

3) Расширение источников финансирования социально-культурной деятельности;

5) Обеспечение целевого характера использования аккумулируемых средств и демократических процедур принятия решений по распределению средств;

6) Контроль за эффективностью использования финансовых средств;

7) Организация системы договорно-заказных отношений как основного инструмента согласования действий всех заинтересованных сторон.

Механизм расходования средств фонда – финансирование разработки и реализации программ и проектов, утвержденных СТР; финансирование деятельности постоянных и временных подразделений, рабочих групп, формирований, образуемых СТР.

35. Культурная политика в Советской России и СССР.+№2

В рамках советской системы существовало централизованное управление культурной деятельностью — через союзные и республиканские министерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру. Территориально-административный принцип дополнялся функционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино, Гослит, Госцирк и т.д.), а также и творческими организациями, тоже созданными на бюрократических принципах. Весь этот механизм находился под постоянным жестким идеологическим и кадровым контролем со стороны КПСС с ее внутренним делением по соответствующим уровням (ЦК КПСС, обкомы, горкомы, райкомы, парткомы) и функциям (отделы пропаганды, отделы культуры и т.д.).

Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к далеко идущей децентрализации, многообразием и открытой состязательностью разных направлений развития культуры, переходом от директивных и административных к косвенным методам управления (расширение сети специальных школ, центров, фондов, подключение коммерческих механизмов и т.д.).

Подчас в условиях распада СССР и ослабления роли центральных и местных исполнительных органов с новой силой звучат те два противоположных принципа, которые были упомянуты в самом начале этой главы: а) государство и его органы не должны вмешиваться в культурную жизнь, деятельность мастеров культуры, творчество которых формируется собственными внутренними законами; б) без поддержки и регуляции со стороны государства культура (искусство и наука) не могут выжить и обречены на сокращение своих масштабов и функций.

Каждая из этих противоречивых точек зрения может быть частично оправдана. В каждом обществе государство так или иначе, в том или ином объеме поддерживает сферу культуры как через бюджетное финансирование, так и специальным законодательством или социальной политикой (а также создает собственно «государственное искусство»). Однако осуществление принципов плюрализации и демократизации приводит к тому, что поддержка со стороны государства неизбежно ограничена. Поэтому культура во все большей степени функционирует во взаимодействии с другими сферами общественной деятельности и регуляции, прежде всего со сферой хозяйственной, рынком во всех его многообразных проявлениях, в том числе и рынком культуры. Но особыми сферами обеспечения культуры являются образование и средства массовой коммуникации, через которые происходит соединение творчества со зрителем и потребителем, со всей массой населения.

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории — пролетарского — типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений, воспевающих трудовые подвиги простых людей и т. д. Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Российской дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям, существовал всего 57 лет (1861—1917). В Западной Европе, где возраст первой измерялся многими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет, революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени.

Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами, большевики в одночасье решили расправиться с той и другой как с ненужным наследием прошлого. В пылающий костер революции полетели не только иконы и хоругви, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории «Сбросим Пушкина с корабля современности!» воплощался с жестокой последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он, великий перелом, ими и был инициирован. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию.

За создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия ло просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В.Луначарский (1&74—1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации — Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры — «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т. п.

Уже в 1917 году перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.

Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось политическим преследованием: шахтинское дело, процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физическое уничтожение русской интеллигенции.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно — через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы; здесь использовался «лабораторно-бригадный метод», при котором один ученик отчитывался за всю группу). В результате уже в 1933 году по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию вместе взятых.

Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как провозглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация — не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей. Бесплатный доступ народа к сокровищам мировой культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению России. Одновременно национализация памятников культуры призвана была предохранить их от разрушения, поскольку государство принимало их под свою защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учреждениях устраивались музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918по 1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918—1919 годах было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924 году — 2271. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года была национализирована фотографическая и кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году преобразованный в Госкино, а в 1926 году — в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы.

Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты героев-революционеров, переименовывались улицы и площади.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) — культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917—1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Пролеткульт возник уже осенью 1917 году вскоре имел более 200 местных организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Удачнее всего он справился с первой, а вторая так и осталась областью неудачного экспериментаторства.

Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской атаки решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл собой не основу, а лишь крайнее выражение большевистского подхода к культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась избавиться. Убедившись в непригодности экстремистских способов решения масштабных проблем, связанных с культурой, большевики перешли к постепенному и более скоординированному наступлению.

В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как и национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, администрация школы и вуза, лишившись академических свобод и неприкосновенности, подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, резко расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному государственному образованию получали доступ практически все слои населения. В результате уже в 1921 г. количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» (1918) разрешал свободный прием в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, — не требовался даже диплом об окончании средней школы.

В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет «Оликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывавший все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1917—1920 гг. грамотой овладели около 7 млн человек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года, численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялась до 90%. Количество учащихся в общеобразовательной школе превысило 30 млн человек по сравнению с 7,9 млн в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило 370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских учреждениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10 раз.

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели передовыми достижениями науки того времени, а в ФЗУ (фабрично-заводских училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и граничил с функциональной неграмотностью (умением читать, но неспособностью разбираться в прочитанном). Советское правительство поступило так, как, наверное, поступило бы на его месте любое другое, поставленное в крайние условия руководство: из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов и ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а затем широкое строительство тысяч новых предприятий требовало быстрейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В подобной ситуации все ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.

С тех пор соотношение бюджетных средств, выделяемых государством на развитие науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и естественного знания, в 30-е годы такая политика принесла свои плоды. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева (1874—1934) в СССР впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире внедрены в жизнь принципы радиолокации. Под руководством академика А.Ф. Иоффе (1880—1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: