Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [1].
В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ [3]. Система налогов и сборов в России отражает федеральное устройство российского государства и представлена тремя уровнями:
Федеральные налоги и сборы;
Региональные налоги и сборы;
Местные налоги и сборы.
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
В Российской Федерации используются базовые принципы А. Смита, которые закреплены Конституцией РФ и другие, сформулированные на основе опыта и практики современной системы налогообложения:
Принцип единства. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ. Так, например, статья 114 п. 1 пп. б Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
|
|
Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства [2];
Принцип всеобщности налогообложения закреплен статьей 3 п. 1 НК РФ. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
Принцип равенства налогообложения предполагает равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;
Принцип справедливости предусматривает фактическую способность налогоплательщика уплачивать налог и обязательность каждого участвовать в финансировании расходов государства;
Принцип экономической обоснованности - налоги и сборы должны иметь экономическое
основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
Принцип недискриминационности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применятся по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
Принцип определенности - акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
|
|
Принцип однократности налогообложения - один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования формирования налогового законодательства Российской Федерации, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.
На сегодняшний день действует 11 налогов, 2 сбора и 5 специальных налоговых режимов, а именно:
1 Федеральные налоги и сборы:
- Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Налог на доходы физических лиц;
- Налог на прибыль организаций;
- Государственная пошлина;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- Водный налог;
2 Региональные налоги:
2.1 Транспортный налог;
2.2 Налог на игорный бизнес;
2.3 Налог на имущество организаций;
3 Местные налоги:
3.1 Земельный налог;
3.2 Налог на имущество физических лиц
4 Специальные налоговые режимы:
4.1 Единый сельскохозяйственный налог;
4.2 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности;
4.3 Упрощенная система налогообложения;
4.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
4.5 Патентная система налогообложения.
В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.