Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Факультет «Управление и предпринимательство»

Кафедра «Финансы и кредит»

Краткий конспект лекций по курсу

«Корпоративные финансы»

Составитель к.э.н., доц. Лобов Ф.М.

Ростов-на-Дону

1 Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме.

Ниже представлен конспект лекций в электронном виде. Кроме этого для освоения базовой части курса рекомендуется воспользоваться учебным пособием Федоровой Е.И. «Финансовый менеджмент», ДГТУ. - Ростов н/Д: РИО ДГТУ, 2010 г.

Сущность Управления финансами корпорации.

Финансы, их роль и функции в процессе общественного воспроизводства

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания и использования денежных фондов субъектов хозяйствования и государства. Можно выделить четыре основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют шесть крупных взаимосвязанных сфер: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), финансы системы страхования, государственные финансы, банковская система, финансовые рынки и финансы физических лиц.

Содержание и принципы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент — управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе движения финансовых средств.

Содержание и основная целевая установка финансового менеджмента — максимизация богатства владельцев фирмы с помощью рациональной финансовой политики. Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляются путем построения дерева целей. При этом могут выделяться: рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические; социальные цели.

Цели финансового менеджмента:

1) максимизация прибыли;

2) увеличение доходов собственника предприятия;

3) рост курсовой стоимости акций;

4) достижение устойчивой ликвидности активов и рост рентабельности собственного капитала.

Финансовый менеджмент решает следующие задачи:

1) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

2) выживание в условиях конкурентной борьбы;

3) обеспечение приемлемых темпов роста экономического потенциала;

4) рост объемов производства и реализации;

5) минимизация расходов;

6) обеспечение необходимого уровня рентабельности основной деятельности.

Объект финансового менеджмента — движение финансовых ресурсов и финансовых отношений.

Субъект финансового менеджмента — лицо, реализующее это движение.

Финансовый механизм организации

В состав финансового механизма организации входят:

- Финансовые инструменты;

- Финансовые приемы, методы и модели;

- Обеспечивающие подсистемы (правовое, нормативное, информационное, кадровое, техническое и программное).

Связь компаний с финансовыми рынками осуществляются с помощью финансовых инструментов. Финансовые инструменты представляют собой контракты, по которым происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия.

Приемы и методы финансового менеджмента можно разделить на 3 группы:

1) общеэкономические:

2) прогнозно-аналитические:

3) специальные:

Основой информационного обеспечения системы управления финансами являются любые сведения финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж.

Техническое обеспечение системы управления финансами представлено сетями ЭВМ, пакетами прикладных программ (межбанковские расчеты, и др.).

К правовому и нормативному обеспечению относят законы, указы Президента, постановления правительства, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции и др.

1.3 Эволюция финансового менеджмента

Начало ФМ как науки было положено работами Г. Марковица в области современной теории портфеля в середине ХХ века, где изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы (ответ на вопрос: «Куда вложить денежные средства?»). Впоследствии его ученик У.Шарп развил идею и перевел ее в практическое русло.

В 50-е годы исследуется взаимосвязь цены финансовых активов и информации на рынке капитала. В это же время Франко Модильяни и Мертоном Миллером проводятся исследования по теории структуры капитала и цены источников финансирования (от­вет на вопрос: «Откуда взять требуемые денежные средства?»).

В 60-е годы с участием Дж. Линтнера и Дж. Моссина была разработана модель оценки доходности финансовых активов, учитывающая фактор риска, что положило начало теории арбитражного ценообразования.

Теория портфеля и теория структуры капитала составили основу современной теории финансов. В дальнейшем на основе современной теории финансов, бухучета и теории управления сформировался ФМ.

В дореволюционной России развивались такие направления этой науки, как финансовые вычисления и анализ баланса.

Финансовые вычисления, зародившиеся в Германии, получили широкое развитие во второй половине Х1Х века. Российские предприниматели организовали 150 дорогостоящих коммерческих школ, которые лишь на 1,5 % финансировались государством.

Анализ баланса — составная часть балансоведения — зародился в конце Х1Х века.

В эпоху строительства социализма анализ баланса и финансовые вычисления были трансформированы в анализ хозяйственной деятельность, который представлял собой технико-экономический анализ, суть которого была в реализации схемы «план-факт».

Базовые концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций в теории финансов. Концепция (понимание, система от латин.) — представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления.

Концепция денежного потока.

Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Концепция компромисса между риском и доходностью

Концепция стоимости капитала

Концепция эффективности рынка капитала.

Концепция ассиметричности информации

Концепция агентских отношений

Концепция альтернативности затрат/результатов.

Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

Информационная база финансового менеджмента

Информация — это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Иными словами, не любые сведения можно квалифицировать как информацию, а лишь те, которые раскрывают объект внимания с какой-либо новой, ранее неизвестной стороны. Информация сама по себе не существует, существуют данные, из которых можно почерпнуть информацию.

К исходным данным, предъявляются различные требования, в том числе достоверность, своевременность, необходимая достаточность, достаточная точность.

Достоверность определяется надежностью источника. Данные могут считаться достоверными, если они формируются на основе документов.

Своевременность необходима, т.к. информация финансового характера чрезвычайно мобильна, и актуальными могут быть лишь текущие данные.

Необходимая достаточность важна, т.к. чрезмерный бессистемный информационный поток может «захлестнуть» пользователя, это не даст возможности с ним ознакомиться, проанализировать и использовать его.

Достаточная точность означает, что для финансового менеджмента вполне достаточно округленных показателей, но основанных на точных исходных данных.

Для финансового менеджмента этим требованиям наиболее соответствуют данные бухучета. Однако, иногда приоритеты норм бухучета вступают в противоречие с управленческими приоритетами. В настоящее время формируются три информационные системы учета:

Финансовый учет (для акционеров);

Налоговый учет (для фискальных органов);

Управленческий учет (для внутрифирменного менеджмента).

Финансовые рынки

Финансовый рынок — это организованная или неформальная система торговля финансовыми инструментами.

Выделяют несколько основных видов финансовых рынков:

Валютный рынок представляет собой рынок, на котором совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

Рынок денежных средств представляет собой рынок, на котором обращаются активы со сроками погашения не более года.

Рынок золота — это рынок, на котором совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом и золотыми слитками. Основной объем операций осуществляется между банками и специализированными фирмами.

Рынок капитала представляет собой рынок, на котором аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Здесь обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, т.е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи. (В Великобритании функционирует свыше сорока внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний.)

На спотовом рынке обмен активов на денежные средства непосредственно во время сделки.

На срочном рынке осуществляется торговля срочными контрактами, предусматривающими поставку базисных активов в будущем.

Принципы регулирования рынка ценных бумаг:

- принцип государственного регулирования, предусматривающий, в частности, защиту прав и интересов граждан, лицензирование всех видов деятельности на рынке;

- принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования деятельности субъектов рынка;

- принцип равных возможностей путем поощрения конкуренции, контроля за ее уровнем;

- принцип преемственности государственной политики, означающий ее последовательность и приверженность складывающейся модели рынка;

- принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков.

Государственное регулирование рынка ЦБ осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности субъектов рынка, условий эмиссии, регистрации выпусков эмиссионных ЦБ, создания системы защиты прав держателей ЦБ.

Финансовые институты на рынке ЦБ

Участниками рынка ЦБ являются:

Эмитенты ЦБ — хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, выпускающие займы для покрытия части муниципальных расходов, они несут полную ответственность по обязательствам перед владельцами ЦБ;

Владельцы ЦБ — лица, которым эти бумаги принадлежат, инвесторы;

Профессиональные участники рынка ЦБ — юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей на рынке, инвестиционные фонды.

Фондовая биржа

Фондовая биржа — основной организованный финансовый рынок, где осуществляются операции с ЦБ, а процесс ценообразования происходит стихийно. В мировой практике различают два основных вида бирж:

Замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи;

Биржа со свободным доступом посетителей.

Российским законодательством предусмотрено существование только замкнутых бирж, при этом сдача брокерских мест в аренду не членам фондовой биржи не допускается.

Предметом деятельности биржи является обеспечение необходимых условий нормального обращения ЦБ, определение их рыночной цены и распространение информации о них. Основными функциями биржи являются: организация операций по продаже и покупке ЦБ; перераспределение финансовых ресурсов, предоставление эмитентам ЦБ дополнительных финансовых ресурсов, выявление рыночной стоимости ЦБ и др.

2 ВВЕДЕНИЕ В ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

Принципы регулирования отчетности

В различных странах принципы регулирования отчетности существенно различаются. В США, Великобритании нормативные документы разрабатываются в основном профессиональными неправительственными организациями, во Франции и России — государственными структурами. В США порядок составления отчетности полностью определяется национальными учетными стандартами, имеющими рекомендательный характер. В Великобритании основным регулятивом является Закон о компаниях, а национальные стандарты носят лишь рекомендательных характер и дополняют закон. Во Франции и России ведение бух.учета регулируется специальным Законом о бухгалтерском учете.

В настоящее время в России внедрена четырех уровневая система отчетности.

Система регулирования отчетности в России

Уровень Документы Органы, принимающие документы
Законодательный Федеральные законы, постановления, указы (Гражданский кодекс РФ, Законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др.) Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ
Нормативный Положения по бухгалтерскому учету (Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, План счетов Бух-го учета, Положение об учетной политике и др.) Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Методический Нормативные акты, методические указания (о порядке оценки стоимости чистых активов в АО, о составе и порядке заполнения годовой и квартальной отчетности и др.) Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти
Организационный Организационно-распорядительные документы в рамках учетной политики субъектов (приказ об учетной политике, о подотчетных лицах и средствах и др.) Организации, консультационные фирмы

Состав и содержание финансовой отчетности

Состав, содержание и порядок представления отчетности в России регулируются следующими нормативными документами:

- Законом «О бухгалтерском учете»;

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации».

Финансовая отчетность хозяйствующего субъекта подразделяется на внешнюю и внутреннюю. В ее основе — отчетность за определенный период и на определенную дату.

Отчетность — это система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период, сформированных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность коммерческой организации включают:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- приложения к бухгалтерском балансу и отчету о прибылях и убытках (отчет о движении капитала, о движении денежных средств, отчет о движении фондов);

- аудиторское заключение;

- пояснительную записку.

Годовая отчетность в обязательном порядке представляется в два адреса: собственниками предприятия и в органы статистики.

Основы балансоведения

Термин «баланс» от латинского означает символ равновесия и равенства. Бухгалтерский баланс существует почти 600 лет.

В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: по составу имущества и по источникам формирования.

Актив Анализируемый период Пассив Анализируемый период
начало конец начало конец
1.Внеоборотные активы     3.Собственный капитал    
2.Оборотные активы    
- запасы     4.Долгосрочный заемный капитал    
- дебитор.задолж.    
- денеж. средства     5.Краткосрочные обязательства    
- проч.    
ИТОГО активов     ИТОГО пассивов    

К 1 разделу «Внеоборотные активы» относятся основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения. Активы отражаются с учетом износа, т.е. по остаточной стоимости. Не начисляется износ на земельные участки (основные средства) и организационные расходы (в составе нематериальных активов).

Раздел 11 «Оборотные активы» включает запасы и затраты, готовую продукцию и товары, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения.

Раздел 111 показывает, из чего складывается собственный капитал — уставный капитал, прибыль, добавочный капитал (эмиссионный доход — разница между продажной и номинальной стоимостью акций) и прирост стоимости имущества в результате его переоценки.

Разделы IV и V показывают кредиторскую задолженность. В России в условиях инфляции практически отсутствует долгосрочное кредитование.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках отражает результат деятельности фирмы за отчетный период на основе ее прибыльности. В отличие от баланса в отчете приводятся обороты по счетам нарастающим итогом с начала календарного периода (года).

Наименование показателя Отчетный период Аналогичный период прошлого года
  Выручка от реализации    
  Себестоимость    
  Коммерческие и управленческие расходы    
  Прибыль от реализации 1п-2п-3п  
  Прочие доходы/расходы    
  Налогооблагаемая прибыль 4п+5п  
  Налог на прибыль    
  Нераспределенная прибыль 6п-7п  

Экспресс-диагностика отчетности

Целью экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности является оперативная оценка финансового благополучия субъекта. Экспресс анализ целесообразно выполнять в три этапа:

1) подготовительный этап;

2). предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

3). анализ отчетности.

Экспресс-диагностика отчетности позволяет сделать выводы без громоздких расчетов. Можно выделить следующие основные акценты в ходе анализа:

  1. Положительный финансовый результат в отчете о прибылях и убытках свидетельствует о прибыльной работе организации.
  2. Положительной тенденцией является рост собственного капитала в балансе, а также увеличение валюты баланса, что свидетельствует об увеличении активов.
  3. Организация должна быть обеспечена рабочим капиталом (собственными оборотными средствами);
  4. Критерием ликвидности баланса выступает двукратное превышение оборотными активами краткосрочных пассивов.
  5. Показателем финансовой устойчивости/неустойчивости на долгосрочную перспективу является структура капитала (пассивов). В западной практике, где принято жить в долг, нормальным считается соотношение собственного и заемного капитала 1/3 и 2/3 соответственно. В отечественной действительности, где кредиты предоставляются неохотно или под очень высокий процент, оптимальным считается соотношение 2/3 собственного и 1/3 заемного.
  6. Правило «левой и правой» руки указывает на возможность предприятия рассчитаться по долгосрочным обязательствам при сохранении своих долгосрочных активов. То есть, долгосрочные активы (внеоборотные) должны быть покрыты долгосрочным капиталом (раздел 3 и 4). То есть, признаком финансовой стабильности на долгосрочную перспективу является неравенство:

Раздел 1 < раздел 3 + раздел 4

  1. состояние счетов — соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей: предприятие должно стремиться к тому, чтобы сумы предоставленных и полученных кредитов уравновешивались.

3 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Финансовый анализ применяется для оценки экономического потенциала хозяйствующего субъекта и его изменений с течением времени. Экономический потенциал оценивается с трех сторон:

- имущественное положение;

- деловая активность или результативность;

- финансовое состояние.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации начинается с составления аналитического баланса, который используется для проведения горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный анализ (трендовый) заключается в анализе динамики отдельных финансовых показателей (строятся аналитические таблицы).

Вертикальный (структурный) характеризует структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям и разделам берутся в процентах к валюте баланса. Переход к относительным показателям сглаживает негативное влияние инфляционных процессов.

Оценка имущественного положения организации

Имущественное положение характеризуется величиной, составом и состоянием активов (прежде всего долгосрочных) в балансе организации. Основными показателями, характеризующими имущественное положение предприятия, являются:

Валюта брутто- и нетто-баланса;

Сумма хозяйственных средств;

Доля внеоборотных активов в валюте баланса;

Доля активной части основных средств;

Коэффициент износа/коэффициент годности;

Коэффициент обновления/выбытия.

Оценка деловой активности

Существует несколько направлений анализа деловой активности. Основные из них:

- Обеспечение заданных темпов роста основных показателей;

- Уровень эффективности использования ресурсов;

- Оценка рентабельности.

1) Из темповых показателей наиболее информативным является сопоставление динамики прибыли (1), объема реализации (2), и наращивания активов и капитала (3):

(1)>(2)>(3)>100%

2) Эффективность использования ресурсов в рамках финансового анализа рассматривается по видам ресурсов.

Основными ресурсами на предприятии являются материальные, трудовые и финансовые. Для оценки эффективности материальных ресурсов рассчитывают фондоотдачу (то есть, сколько рублей выручки приходится на один рубль вложений). Расчет чаще ведется по остаточной стоимости.

Эффективность использования трудовых ресурсов обычно выражается показателями производительности труда или показателем выручки на один рубль фонда оплаты труда.

Эффективность использования финансовых ресурсов рассматривается по видам активов и включает:

- Расчет и анализ коэффициентов оборачиваемости;

- Расчет и анализ коэффициентов загрузки;

- Определение периода оборота активов в днях и расчет операционного и финансового циклов;

- Оценку показателей рентабельности.

Анализ финансового состояния организации

Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу

Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу показывает, может ли организация своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Краткосрочная задолженность погашается различными способами, в т.ч. и на бартерной основе. Поэтому, обеспечением в этом случае могут выступать любые активы предприятия (предпочтительнее оборотные).

Важными показателями оценки финансового состояния организации на краткосрочную перспективу являются:

Собственные оборотные средства СОС (рабочий, функционирующий капитал) — абсолютный показатель, показывающий какая сумма оборотных средств остается в распоряжении организации после расчетов по краткосрочным обязательствам.

Ликвидность актива — способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена.

Ликвидность баланса (предприятия) свидетельствует о наличии в организации оборотных средств в размере, достаточном для погашения краткосрочных обязательств. Основным признаком ликвидности служит формальное превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее текущее финансовое состояние организации.

Выделяют следующие показатели оценки.

Коэффициент текущей ликвидности/общий коэффициент покрытия/коэффициент общей ликвидности есть отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам.

Одной из важнейших финансовых оценок является кредитоспособность организации — т.е. имеющаяся у предприятия возможность для своевременного погашения кредитов. Для предоставления предприятию кредита банку нужна широкая информация.

Оценка финансового состояния на долгосрочную перспективу

Одной из важнейших характеристик финансового состояния организации является стабильность ее деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Группа показателей оценки финансового состояния на долгосрочную перспективу называется финансовой устойчивостью. Оценка финансовой устойчивости производится:

- По структуре капитала (пассивов баланса), степени его зависимости от кредиторов. Если структура «собственный капитал — заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, поскольку несколько кредиторов одновременно могут потребовать возврата своих средств.

- По соотношению долгосрочных активов и пассивов; очевидно, что внеоборотные активы, являющиеся долгосрочными не должны покрываться текущей кредиторской задолженностью; равно как и долгосрочный капитал нецелесообразно использовать на текущие цели.

Существует следующая группировка показателей финансовой устойчивости:

1) коэффициенты капитализации

2) коэффициенты покрытия

Показатели оценки рыночной активности организации

Данный анализ выполняется финансовыми менеджерами компаний, зарегистрированных на фондовых биржах и котирующий там свои ценные бумаги и любыми участниками фондового рынка. Любая компания отслеживает изменение цен собственных акций и пытается доступными средствами воспрепятствовать негативной для владельцев динамике, а также занимается управлением инвестиционными портфелем компании.

Для этого анализа недостаточно данных бухгалтерской отчетности, необходима и внешняя информация о положении компании на рынках ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются: количество выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной акции, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов и др.

Финансовая оценка вероятности банкротства

В соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденными распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) 12.08. 94 г. №31-р с изменением от 12.09.94 г., для признания предприятия неплатежеспособным необходимо наличие одного из следующих условий:

- Коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2 /3.46/;

- Коэффициент обеспеченности собственными средствами имеет значение менее 0,1 /3.44/.

Если хотя бы один из критериев банкротства не выдерживается, рассчитывают дополнительные показатели:

Коэффициент утраты платежеспособности определяется с помощью коэффициента текущей ликвидности на начало (Вх.Кл) и конец (Вых.Кл) периода в расчете на квартал должен быть выше 1. Это свидетельствует о наличии у предприятия реальной возможности не утратить платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности >1

В случае, если хотя бы один их основных показателей оценки банкротства имеет значение ниже критического, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности в предстоящее полугодие. Коэффициент определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Формула расчета аналогична приведенной выше, только пересчет производится не на квартал, а на полугодие:

Коэффициент восстановления платежеспособности >1

Финансовая оценка вероятности банкротства может быть выполнена также на основе многофакторных моделей, применяемых в зарубежных странах. Модели дополняют комплексный коэффициентный анализ финансового состояния, рассмотренный выше.

Финансовое планирование

В любой компании разрабатывается множество планов, однако основными из них являются стратегический, производственный и финансовый.

Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики. В зависимости от сложности организационно-управленческой структуры компании и горизонта планирования таких планов может быть несколько. Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы. В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

• Производственные планы (синонимы: текущие, регулярные, оперативные) готовятся линейными руководителями и представляют собой программу действий как компании в целом, так и отдельных ее подразделений. Эти планы носят в основном технологический характер, поскольку предназначены для систематизации действий по достижению целей, сформулированных в стратегическом плане. Чаще всего производственный план для компании в целом выражается в виде так называемого генерального бюджета.

Термины «план» и «бюджет» иногда воспринимаются как синонимы, хотя чаще всего между ними проводят определенное различие. План понимается в широком смысле и включает в себя весь некоторым образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение заданных целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных проце­дур. Бюджет - это более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Таким образом, роль бюджета состоит не только в осуществлении функции текущего планирования, но и в осуществлении других функций, обеспечивающих ритмичность производственного процесса: оценка, координация, коммуникация, мотивация и др.

• Генеральный бюджет представляет собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Процесс построения бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Бюджетирование основывается на целях стратегического характера, кроме этого используются целевые установки по ресурсному обеспечению производственной деятельности (объем продаж, целевые остатки сырья, тарифы, накладные расходы и др.).

• В операционных бюджетах с помощью системы натуральных и
стоимостных показателей отражаются программы сбыта, снабжения, собственно производства, логистики (т.е. организации складского хозяйства и транспортных потоков), научно-исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР), управления персоналом и др. Выделяют следующие виды операционных бюджетов: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет1 прямых затрат сырья и материалов, бюджет прямых затрат труда, бюджет переменных накладных расходов, бюджет запасов сырья и готовой продукции, бюджет управленческих и коммерческих расходов, бюджет себестоимости реализованной продукции.

• К финансовым бюджетам относятся бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках), бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс) и бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств).

•В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий, независимо от горизонта планирования, следующие разделы:

1. Инвестиционная политика

Политика финансирования основных средств.

Политика финансирования нематериальных активов.

Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений

2. Управление оборотным капиталом

Управление денежными средствами и их эквивалентами.

Финансирование производственных запасов. Политика в отношениях с контрагентами и управление деби­торской задолженностью.

3. Дивидендная политика

4. Финансовые прогнозы
Характеристика финансовых условий.
Доходы фирмы.

Расходы фирмы.

Прогнозная финансовая отчетность.

Бюджет денежных средств.

Общая потребность в капитале.

Потребность во внешнем финансировании.

5. Учетная политика

6. Система управленческого контроля.

Как известно, любой бюджет состоит из двух частей - доходы и коды. Поскольку в расходной части бюджета немаловажную роль играют налоговые платежи, одной из важнейших составных частей процесса подготовки финансового плана является налоговое планирование. Финансовый менеджер, безусловно, должен иметь общие представления об основах налогового права, системе налогов, последовательности их взимания, взаимосвязи отдельных видов налогов, налоговых базах, методах оптимизации налоговой политики.

4 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ МАТЕМАТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: