Экономическое и социальное положение регионов России

Учитывая важность и специфические особен­ности региональных проблем, некоторые экономисты предлагают специальную разработку показателей для регионов[9].

В методологическом аспекте это неверная постановка вопроса. По сути, внешние и внутренние угрозы и индикаторы экономиче­ской безопасности тдкие же, как на федеральном уровне. Однако

индикаторы и оценка состояния ситуаций в экономической и соци­альной сферах регионов — это не одно и то же.

Индикатор — это количественный показатель, на основе кото­рого оценивается ситуация в регионе. Далее с учетом индикаторов разрабатываются и обосновываются программно-целевые мероприя­тия по обеспечению экономической безопасности региона

Однако в каждом регионе есть свои особенности:

неотрегулированность имущественных и межбюджетных от­ношений создает возможность для разного рода правовых нарушений и становится предметом конфликтов между Фе­дерацией и ее субъектами, а это создает непосредственную угрозу экономической безопасности региона;

федеральные власти используют перераспределительные функ­ции в системе финансового обеспечения регионов (изъятие у сильных регионов и передача слабым). Это, во-первых, усилива­ет противоречия регионов и центра, во-вторых, недовольны оказываются и регионы-доноры, и регионы-реципиенты;

во многих регионах экологическая ситуация неблагоприятная. Это приводит к увеличению техногенных нагрузок.

Особенность системы индикаторов экономической безопасности на региональном уровне — это использование показателей «объем валового регионального продукта (ВРП) в текущих ценах на душу населения», или «темпы роста ВРП в процентах к тому же периоду прошлого года», или «доля новых видов продукции в общем объеме выпуска в процентах» и др.

Исходя из такой системы индикаторов Е.В. Коротковский провел анализ ситуации в Саратовской области, который показал, что дан­ный регион по уровню экономической безопасности занимает 6—8-е место среди областей и республик Приволжского федерального окру­га. Это свидетельствует о том, что необходима выработка стратегии обеспечения экономической безопасности области[10]. Более того, по этим показателям можно судить об эффективности управления ре­гионом.

Каждый из основных индикаторов экономической безопасности связан с оценкой угроз и кризисной ситуации в определенной сфе­ре экономики.

Критические значения экономических показателей безопасно­сти не всегда свидетельствуют о полном крахе экономики в целом или отдельных ее областей. Они прежде всего свидетельствует о не­обходимости оперативного вмешательства органов управления в це­лях изменения опасных тенденций.

Представленные в табл. 7.4 пороговые значения показателей по­зволяют сделать вывод о чрезвычайности ситуации в экономике России и Дагестана. Видно, что в Республике Дагестан соотноше­ние пороговых и фактических значений показателей находится на пределе, за которым уже не кризис ситуации, а распад экономики и деградация.


Таблица 7.4. Сопоставление уровней пороговых значений показателей экономической безопасности по Российской Федерации и Республике Дагестан
Показатель Пороговое значение (аналитиче­ Фактическое значение Соотношение порогового и фактического значений
  ская оценка) Российская Федерация Даге­ стан Российская Федерация Даге­ стан
Объем ВВП (на душу населения), % от среднемирового       0,25 0,12
Объем инвестиций, % к ВВП       0,60 0,30
Доля людей, имеющих доходы ниже прожиточно­го минимума, %   20-25 30-35 0,30 0,20
Разрыв между дохо­дами 10% самых вы­сокодоходных групп и 10% самых низко- доходных rpyiui, раз       0,50 0,35
Уровень безработи­цы, %   9-11 15-20 0,80 0,60
Расходы на обра­зование, % к ВВП   1,0 0,5 0,1 0,05
Уровень спада про­изводства, раз       0,60 0,50

Источник: Данные результатов аналитической оценки (на основе зарубеж­ного опыта) ученых, а также специалистов Совета Безопасное™ РФ; Мирзабеков Л.М. Регионы — экономика — стратегия — безопасность. М.: Центрполиграф, 1998.

Приведенные в табл. 7.4 данные являются серьезным сигналом для принятия чрезвычайных мер в области развития экономики республики, и прежде всего это касается создания обшефедераль- ных условий для преодоления кризиса, условий, обеспечивающих не просто выживание, а возобновление экономического роста и со­циального подъема.

Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. По­этому совершенно не ясно, например, что означает превышение от­дельных предельно допустимых уровней — либо уже созданы усло­вия экономического краха, но пока не ощущаются его последствия, либо нет информации о реальном положении дел в стране (по­скольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому нельзя сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны в целом и ре­гионов в частности.


[1] Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сеп- чагова. М.: Финстатинформ, 1998.

[2] См.: Астапов К.Л. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности России: дисс....канд. экон. наук. М.: Изд-во МГУ, 1999.

[3] Сетагав В.К. Указ. соч. С. 486—489.

[4] Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Международные от­ношения, 2004. С. 244.

[5] Современные проблемы экономической теории. М., 2004. Ч. 2. С. 108.

[6] Сенчагов В.К. Указ. соч. С. 488.

[7] Ващскин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул Л.Д. Указ. соч. С. 262.

[8] Шаров А. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чи­новников //' Российская газета. 2006. № 4215.

[9] См.: Экономическая безопасность / Пол ред. В.К. Сенчагова. С. 378.

[10] Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Ху- биева. М.: ТЕИС, 2004. С. 324-333.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: