Классификация – распределение множества по определенным группам в логической соподчиненности на основе присущих им закономерностям
1. По степени открытости
1) Открытые (прозрачные) – те организации, которые используют открытые формы работы, чьи документы доступны для общества, чьи реальные декларированные цены доступны для общественного контроля
2) Закрытые – не дают обществу возможность следить за своей внутренней жизнью
2. По форме существования:
1) Реальные
2) Виртуальные (четких границ нет)
3. По социальной значимости:
1) Социально значимые, деятельность которых заметна, полезна и важна для общества
2) Общественно полезные, деят. кот. потенциально полезна для общества
3) Социально опасные, деят. кот. вредна
4. По территориальному характеру деятельности
1) Глобальные (рынок – весь мир)
2) Международные (раб на международных рынках)
3) Национальные
4) Межрегиональные
5) Региональные
6) местные
7) локальные
5. По характеру инновационной деятельности
1) Инновационно активные – организации, руководствующиеся в своей деятельности принципами постоянного обновления, разработки новых знаний, использующих новые технологии
|
|
2) Инновационно пассивные – действующие по инерции, используют отработанные методы
6. По размерам
1) Крупные > 500 млн оборот >500 человек
2) Средние 1– 500, 100-500
3) Мелкие <1 млн, < 100 чел
7. По реализации общественных функций
1) Публичные
2) Хозяйственные
3) Военные
4) Правоохранительные
5) Образовательные
6) Культурные
7) Научные
8) Просветительские
9) Благотворительные
10) Политические …
8. По основаниям для объединения для совместной деятельности
1) Традиционные
2) Лидерские
3) Проектные
4) Партнерские
5) Авантюрные
6) Альтернативные
7) Случайные
9. По организационно правовым формам (т.е. по способу создания организации в зависимости от формы объединения труда и капитала, от способа упр-я и распределения прибыли)
Критерии типологии организаций. Системный подход к классификации организаций
Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.
С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам:
– нахождение сходных организаций – по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
– возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
|
|
– принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
Исходя из сущности системного подхода к классификации организаций важно руководствоваться несколькими объективно обоснованными критериями.
Одним из критериев классификации может быть принцип построения и функционирования организации, на основе которого целесообразно разделять все организации в обществе на формальные и неформальные (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Классификация организаций по принципу их построения и функционирования
Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею.
Неформальная организация – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. Например, объединение друзей, группа туристов.
Неформальные социальные группы играют важную роль в деятельности любой организации. Особенно заметна их роль в деятельности крупных предпринимательских и государственных структур.
На стыке двух названных типов организаций находятся такие разновидности организационных моделей, как поведенческая, органическая и «организационной туманности».
Поведенческие модели представляют собой одновременное функционирование двух систем в рамках одной организации:
– технической системы, производящей продукцию или услуги;
– социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.
Если удовлетворению социальных и психологических потребностей отдельных лиц и групп уделяется недостаточное внимание, то техническая система, по всей вероятности, начнет терять равновесие.
Сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, гласности информационного потока, а также слабой командной цепи по отношению к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, которые осуществляются децентрализованно и зачастую коллегиально. Все сотрудники организации могут оказывать влияние на процедуры, используемые в подразделениях организации. Особый акцент делается на способности отдельных лиц вписываться в структуру организации и решать проблемы.
Органическая модель имеет следующие характеристики: наличие небольшого объема правил (за исключением правил по технике безопасности), полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности сотрудников, наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Инициативные сотрудники, обладающие компетентностью и оригинальностью мышления, составляют основу этой модели.
Органическая модель характеризуется гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения условий среды функционирования (пример подобной модели – шведская компания «Инейтер», предоставляющая консультации в области вычислительных систем).
Модель «организационной туманности» представляет собой модель самоконструирования. Она непрерывно изменяется, постоянно пребывая в поиске новых способов реагирования на условия среды и методов созидания собственного будущего. Ориентированная на самоконструирование, организация характеризуется такими качествами, как непостоянство, разногласия, неортодоксальность и изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения используемых методов и своей ориентации, зачастую являясь хаотичной. Данная форма организации является экспериментальной.
Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества – государству и гражданскому обществу, можно выделить совокупность государственных организаций и совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества (рис. 3.2).
|
|
Рис. 3.2. Классификация организаций по принципу принадлежности к основным структурным элементам общества
В российском обществе к государственным относятся федеральные (законодательные, исполнительные и судебные) организации. Конституцией РФ предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества, в зависимости от характера и целей их деятельности можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации создаются для осуществления предпринимательской деятельности и подразделяются: по виду и характеру хозяйственной деятельности; по принадлежности капитала и контролю; характеру собственности; правовому положению; масштабам и сфере деятельности (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Классификация коммерческих организаций по разным критериям
Некоммерческие организации подразделяются по формам создания и объединения.
Одна из типологий организаций, построенная на базе системного подхода, представлена на рис. 3.4.
Рис. 3.4. Типология организаций