Тренинг лидерства «учителя и ученики»

Время: около 40 минут; если участников много, то больше.

Цель: развить лидерские способности.

Размер группы: фактически любой, начиная от 5 участников.

Условия: учебная аудитория.

Порядок действий

1. Объясните всем, что упражнение «Учителя и ученики» демон­стрирует, что является хорошей преподавательской работой, а что -нет. Оно дает слушателям возможность «отомстить» своим учите­лям, показав им, как надо учить. Участники должны сформиро­вать небольшие команды (может оказаться, что пары) и поочеред­но обучать чему-нибудь остальную группу.

2. Сформируйте небольшие команды по 2-3 человека. Упраж­нение может смутить выступающих, если только они недостаточ-


но уверены в собственных силах или не знают каждого из собрав­шихся достаточно хорошо.

3. Дайте командам 5-10 минут, чтобы их члены решили, чему они будут учить.

4. Снова соберите всех вместе и пригласите первую команду (оче­редность не имеет значения) приступить к 3-5-минутному инструк­тажу остальной группы. Это может происходить в форме лекции, демонстрации или какого-то предписания в зависимости от мето­да обучения, который выбирают «учителя». По ходу выступления каждой команды вы можете делать для себя пометки.

Анализ

Когда все команды закончат выступать, устройте неформаль­ный устный «экзамен». Действуйте быстро. Попросите каждую команду в порядке, соответствующем очередности их выступле­ний, выйти и встать перед аудиторией. Кратко повторите имена «учителей» (если только участники не знают друг друга доста­точно хорошо), после чего спросите у группы, что ей запом­нилось из темы каждого урока. Вознаградите каждую команду аплодисментами. В конце попросите всех проголосовать и выб­рать команду, которая преподавала лучше всех. Вы, вероятно, увидите, что группа очень четко выделяет учителей и темы, ко­торые оказались наиболее популярными и легко запоминающи­мися.

Вы многому можете научиться от участников игры в «Учителей и учеников», например как выбирать вина, как быстрее дойти от университета до автобусной станции, что делать, если кому-то ста­нет плохо на улице, и множеству других полезных вещей. Вы также можете стать жертвами ряда остроумных розыгрышей, например, когда вам вполне серьезно расскажут о секретном коде, которым фермеры, разводящие молочный скот, помечают пакеты с моло­ком, чтобы указать, из какого стада оно поступило.

Если вы захотите провести это упражнение с настоящими учи­телями или инструкторами, то можете устроить общую дискуссию (не переходя на личности) о причинах, по которым один стиль пре­подавания оказывается эффективнее других. Пусть участники за­думываются над концепцией «учитель как лидер». Вы можете об­наружить, что некоторые учителя уже согласны с ней, некоторые воспринимают ее как новую, но неплохую идею, а третьи оспари­вают ее из идеологических соображений. Если вы столкнетесь с ре­акцией третьего типа, в ответ выскажите мысль, что учителя явля­ются менеджерами - для многих она также будет новой, и согласятся с ней в основном те, кто отводит учителям посредническую и вспо­могательную роль.


Кем бы ни были ваши участники, поделитесь с ними собствен­ными наблюдениями за их работой и приведите примеры неко­торых важных факторов, которые определили успех или неуда­чу их деятельности в качестве менеджеров или лидеров. Например:

Презентация личности. Мы были знакомы с одним «учителем» (в действительности - химиком-аналитиком), чьи оба­яние и дар убеждения буквально «околдовали» нас еще до того, как он объяснил нам секрет такого успеха.

Качество информации. Имеется в виду способность лидеров впечатлять людей уровнем и количеством своих знаний и опыта в конкретной сфере. В игре «Учителя и ученики» вы увиди­те, что всегда находится хотя бы один «учитель», который настоль­ко хорошо знает, о чем говорит, что все внимают ему вне зависи­мости от предмета разговора.

Способность мотивировать людей слушать и учиться. Вспоминается «учительница», которая учила нас мас­терить очень сложный бумажный самолет. В реальной жизни она работала в банке специалистом по компьютерам, ио изначально была учительницей начальных классов. Качество ее объяснений и способность оценить, кто нуждается в помощи, оказались выше вся­ких похвал. Она сделала упражнение не только поучительным (пос­ле 5-минутной тренировки все научились мастерить самолет), но и чрезвычайно захватывающим.

Завершение

Если вы намереваетесь сыграть в эту игру, не забывайте тща­тельно следить за временем, которое отводится каждой команде «учителей». Возможно, вам придется кого-то прервать, хотя это может вызвать настоящее разочарование, поскольку зачастую «урок» оказывается просто захватывающим. Как правило, пора­жает умение участников подбирать подходящий материал и укла­дывать его в тесные временные рамки. Подводя итоги, заострите внимание на важности планирования времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: