Время: около 40 минут; если участников много, то больше.
Цель: развить лидерские способности.
Размер группы: фактически любой, начиная от 5 участников.
Условия: учебная аудитория.
Порядок действий
1. Объясните всем, что упражнение «Учителя и ученики» демонстрирует, что является хорошей преподавательской работой, а что -нет. Оно дает слушателям возможность «отомстить» своим учителям, показав им, как надо учить. Участники должны сформировать небольшие команды (может оказаться, что пары) и поочередно обучать чему-нибудь остальную группу.
2. Сформируйте небольшие команды по 2-3 человека. Упражнение может смутить выступающих, если только они недостаточ-
но уверены в собственных силах или не знают каждого из собравшихся достаточно хорошо.
3. Дайте командам 5-10 минут, чтобы их члены решили, чему они будут учить.
4. Снова соберите всех вместе и пригласите первую команду (очередность не имеет значения) приступить к 3-5-минутному инструктажу остальной группы. Это может происходить в форме лекции, демонстрации или какого-то предписания в зависимости от метода обучения, который выбирают «учителя». По ходу выступления каждой команды вы можете делать для себя пометки.
|
|
Анализ
Когда все команды закончат выступать, устройте неформальный устный «экзамен». Действуйте быстро. Попросите каждую команду в порядке, соответствующем очередности их выступлений, выйти и встать перед аудиторией. Кратко повторите имена «учителей» (если только участники не знают друг друга достаточно хорошо), после чего спросите у группы, что ей запомнилось из темы каждого урока. Вознаградите каждую команду аплодисментами. В конце попросите всех проголосовать и выбрать команду, которая преподавала лучше всех. Вы, вероятно, увидите, что группа очень четко выделяет учителей и темы, которые оказались наиболее популярными и легко запоминающимися.
Вы многому можете научиться от участников игры в «Учителей и учеников», например как выбирать вина, как быстрее дойти от университета до автобусной станции, что делать, если кому-то станет плохо на улице, и множеству других полезных вещей. Вы также можете стать жертвами ряда остроумных розыгрышей, например, когда вам вполне серьезно расскажут о секретном коде, которым фермеры, разводящие молочный скот, помечают пакеты с молоком, чтобы указать, из какого стада оно поступило.
Если вы захотите провести это упражнение с настоящими учителями или инструкторами, то можете устроить общую дискуссию (не переходя на личности) о причинах, по которым один стиль преподавания оказывается эффективнее других. Пусть участники задумываются над концепцией «учитель как лидер». Вы можете обнаружить, что некоторые учителя уже согласны с ней, некоторые воспринимают ее как новую, но неплохую идею, а третьи оспаривают ее из идеологических соображений. Если вы столкнетесь с реакцией третьего типа, в ответ выскажите мысль, что учителя являются менеджерами - для многих она также будет новой, и согласятся с ней в основном те, кто отводит учителям посредническую и вспомогательную роль.
|
|
Кем бы ни были ваши участники, поделитесь с ними собственными наблюдениями за их работой и приведите примеры некоторых важных факторов, которые определили успех или неудачу их деятельности в качестве менеджеров или лидеров. Например:
Презентация личности. Мы были знакомы с одним «учителем» (в действительности - химиком-аналитиком), чьи обаяние и дар убеждения буквально «околдовали» нас еще до того, как он объяснил нам секрет такого успеха.
Качество информации. Имеется в виду способность лидеров впечатлять людей уровнем и количеством своих знаний и опыта в конкретной сфере. В игре «Учителя и ученики» вы увидите, что всегда находится хотя бы один «учитель», который настолько хорошо знает, о чем говорит, что все внимают ему вне зависимости от предмета разговора.
Способность мотивировать людей слушать и учиться. Вспоминается «учительница», которая учила нас мастерить очень сложный бумажный самолет. В реальной жизни она работала в банке специалистом по компьютерам, ио изначально была учительницей начальных классов. Качество ее объяснений и способность оценить, кто нуждается в помощи, оказались выше всяких похвал. Она сделала упражнение не только поучительным (после 5-минутной тренировки все научились мастерить самолет), но и чрезвычайно захватывающим.
Завершение
Если вы намереваетесь сыграть в эту игру, не забывайте тщательно следить за временем, которое отводится каждой команде «учителей». Возможно, вам придется кого-то прервать, хотя это может вызвать настоящее разочарование, поскольку зачастую «урок» оказывается просто захватывающим. Как правило, поражает умение участников подбирать подходящий материал и укладывать его в тесные временные рамки. Подводя итоги, заострите внимание на важности планирования времени.