Понимание слов имама аш-Шафи’и

Что же касается слов:

«Поэтому имам Ашафии несмотря на то что не считал оставление намаза неверием, однако привёл иджма на то что иман не будет действительным без дел, значит, он также несмотря на его мнение в вопросе молитвы считает неверием полное оставление дел…»


Это не совсем так.
Доктор ас-Санани имеет в виду следующие слова имама аш-Шафи’и: «Среди сахабов и таби’инов, а также тех, кого мы застали, был иджма’ на то, что иман – это слова, дела и убеждения! И одно без другого недостаточно
Эти слова имама аш-Шафи’и приводят аль-Лялякаи 4/886 и шейхуль-Ислам 7/209 со ссылкой на его книгу «аль-Умм». Однако если вернуться к книге имама аш-Шафи’и «аль-Умм», то ничего такого мы там не найдем. Единственное, в главе «ан-Ния фи-ссаля» он произносит эти слова, но без добавки: «И одно без другого недостаточно!»
Этих слов нет ни в книге имама аш-Шафи’и «аль-Умм», ни в любой другой его работе. Так, имам аль-Лялякаи, приводя эти слова, говорит: “Сказал имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, в книге «аль-Умм»…” Затем процитировал упомянутые слова.
Исследователь (мухаккыкъ) книги аль-Лялякаи «Шарх усуль аль-и’тикъад» доктор Ахмад Са’д Хамдан на стр. 886 в примечании к этим словам сказал: “Я вернулся к книге «аль-Умм» и не нашел там таких слов у аш-Шафи’и”.
Также это выражение не передавал от аш-Шафи’и никто из его учеников, ни Раби’а ибн Сулейман, ни Хармаля ибн Яхъя. Также и имам аль-Байхакъи, который является самым знающим человеком в шафиитском мазхабе, и посвятивший его мазхабу и словам об имане целую книгу «Манатыб аш-Шафи’и» в первой части 1/385-398 он передает его слова: «Иман – это слова, дела и убеждения, и он увеличивается и уменьшается!» И ни слова со слабым, или не достоверным иснадом не говорит о добавке: «И одно без другого недостаточно!»
Также хафиз Ибн Раджаб передал от аш-Шафи’и иджма’ саляфов на то, что «иман – это деяния, слова и убеждение», но без цитирования слов самого аш-Шафи’и. Вот как он это передал: “Большинство ученых говорят, что иман – это слова и дела. На это есть иджма’ от саляфов и ученых по хадисам. И имам аш-Шафи’и сказал, что на это указывает иджма’ сахабов и таби’инов, также об этом сказал и Абу Саур”. См. “Шарх аль-Бухари” 1/19.
И он не упомянул слова: «И одно без другого недостаточно!»
Во-вторых, допускаем то, что слова: «И одно без другого недостаточно!» действительно принадлежат имаму аш-Шафи’и. Но несмотря на это, никак нельзя согласиться с тем, что в этих словах указание на то, что оставление деяний тела делает человека кафиром по единогласному мнению ученых. Как это может быть правильным, если достоверно известно от самого аш-Шафи’и, что он не считал кафиром того, кто оставлял все 4 столпа Ислама, помимо шахады?! Так какое же деяние тела для этих имамов связано с иманом, без которого иман недействителен, не считая столпов Ислама?! Это вообще странно, как великие имамы могли не считать оставление 4 столпов Ислама большим неверием, и при этом считать неверием нечто иное?! Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Что касается прочих вещей Ислама и имана (помимо столпов Ислама), то человек не выходит из Ислама за оставление этого, по мнению ахлю-Сунна уаль-джама’а. Этому противоречили только хариджиты и подобные им приверженцы нововведений!” См. «Шарх аль-Бухари» 1/26.
Как же прокомментируют эти слова хафиза Ибн Раджаба Абдуллах и Ибрахим?!
Таким образом, слова, приписываемые аш-Шафи’и: «И одно без другого недостаточно!», если все же допустить, что они принадлежат ему, следует понимать, как недостаточность, в смысле полноценности, а не в смысле: «Одно без другого недействительно».
Многие саляфы часто употребляли в определении имана подобно словам: «И одно без другого недостаточно!», указывая тем самым на важность всех трех составных частей имана, а это слов, дел и убеждений, опровергая тем самым мурджиитов и прочие течения.
Вот пример:
Хасан аль-Басри в определении имана говорил: Недействительны слова, кроме как с делами, и недействительны слова и дела, кроме как с намерением! И недействительны слова, дела и намерение, кроме как в соответствии с Сунной!” аль-Лялякаи 1/152.
Также Суфьян ас-Саури говорит: “Иман – это слова, дела и намерение. Он увеличивается и уменьшается. Увеличивается при послушании Аллаху и уменьшается при Его ослушании! И не будут слова, кроме как с делами. Не будут слова и дела, кроме как с намерением. И не будут слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной!”
Имам Ибн Батта говорил: Не будет человек верующим, пока не станет веровать во все установления сердцем, подтверждать это языком и проявлять это делами! Затем, не будет вместе с этим человек верующим, пока все, что он говорит и делает, не будет соответствовать Сунне, руководствуясь во всех своих делах и словах знанием!” См. “аль-Ибана” 2/760.
Такое же определение имана передается и от Са’ида ибн Джубайра, аль-Хумайди и многих других имамов.
Под словом «Сунна» в словах этих имамов речь идет не о желательных поступках, а путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Итак, слова этих саляфов в определении имана подобны словам имама аш-Шафи’и, но даже более строги.
О Абдуллах и Ибрахим, ответьте, но прежде задумайтесь: «Ведь внешне их слова указывают на то, что несоответствие Сунне в словах и делах является большим куфром!!! Но разве такое понимание их слов в определении имана, что несоответствие Сунне в словах и делах является куфром, выводящим из Ислама, будет правильным?!»
Мы видим, как эти великие имамы связали со следованием Сунне слова, дела и убеждение, так же, как они связали эти три вещи между собой! Но разве кто-либо, даже из нас бедолаг не говоря уже об ученом, может сказать, что поступивший не по Сунне является кафиром?! Конечно же, нет, ибо такого никогда не говорил ни один имам! И как может быть так, что намерение или убеждение недействительно без деяния?! Разве не бывает так, что намерение правильное и похвальное, несмотря на порочность самого деяния?! Разве не таково положение большинства приверженцев нововведений?!
Однако инша-Аллах каждый обладающий хоть каплей знания религии и разума поймет, что в этих высказываниях имамов указание на величие и важность Сунны и на необходимость следования ей во всех делах, словах и убеждениях!
Более того, даже если принять во внимание толкование хадиса: «Войдет в Рай тот, кто никогда не сделал ничего благого», так, как об этом сказал имам Ибн Хузайма, а именно, что речь в нем идет о том, кто совершал деяния, но плохо, или делал неправильно; тогда каким образом можно понять этот хадис? Ведь тот, кто делал плохо и неправильно, все равно, что делал не в соответствии с Сунной! И если брать процитированные выше слова имамов в определении понятия имана буквально, то получается, что такой человек тоже кафир!
Поэтому в словах саляфов: «Нет убеждения и слов, кроме как с делами» речь идет о том, что слова и убеждения недостаточны, и деяния необходимы для исповедания религии Аллаха!
По этой причине рассматриваемые слова аш-Шафи’и необходимо понимать в соответствии с текстами Корана и Сунны! Эти слова аш-Шафи’и указывают на то, что ИМАН – ЭТО ДЕЛА, СЛОВА И УБЕЖДЕНИЯ, а не на то, что оставивший деяния тела стал кафиром по единогласному мнению уммы, как об этом говорят некоторые современные ученые. В таких жестких словах саляфов содержится опровержение мурджиитам, которые выводили дела из составной части имана.
И разве слова какого-либо имама больше заслуживают того, чтобы пониматься буквально, нежели аяты Корана или хадисы?! Ну давайте, в таком случае, приведем аят, в котором Всевышний Аллах говорил: «А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован Адский огонь, в котором он пребудет вечно!» (аль-Джинн 72: 23).
Но разве любое ослушание приводит в Огонь навечно?
Или к примеру хадис: «Тот, кто поклялся помимо Аллаха, впал в куфр или ширк!»
Этот хадис привел ат-Тирмизи, который после него сказал: “Некоторые ученые объяснили слова: «впал в куфр или ширк» как устрашение!” См. «аль-Джами’ ат-Тирмизи» 1535.
Разве слова: «Впал в куфр или ширк» не ясней указывают на неверие поступившего таким образом, нежели понимание слов, приписываемых аш-Шафи’и: «И одно без другого недостаточно»?!
Или же хадис: «Стеснение и иман связаны между собой! И если исчезнет одно из них, то исчезнет и другое!» аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-таргъиб» 2636.
Разве кто-то может подумать, что отсутствие стыда у мусульманина делает его кафиром?! Или в этих словах указание на величие и важность стеснения в Исламе и его положения в имане?!
Или другой хадис: «Нет имана у того, кто не обладает надежностью, и нет религии у того, кто не соблюдает договор!» Ахмад, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “аль-Мишкатуль-масабих” 35.
Разве в этом хадисе нет четкого и прямого указания на отрицание имана и религии у подобных людей?! Однако разве кто-либо, не считая хариджитов, может понять это, как впадение человека в большое неверие, или же он поймет это как устрашение и отсутствие полноценного и требуемого имана и религии у такого человека?!
Так почему же некоторые берут внешний смысл слов некоторых имамов, и не берут внешний смысл аятов Корана и хадисов?!
Имам Ибн Аби Заманин, упомянув хадисы, в которых сообщается, что совершивший тот или иной грех не является верующим, сказал: “Эти порицаемые и запрещенные поступки в этих хадисах не указывают на отсутствие имана и впадение человека в куфр! Некоторые ученые сказали, что смысл этих хадисов в устрашении и предостережении от совершения грехов, упомянутых в этих хадисах! А другие ученые сказали, что смысл этих хадисов в том, что речь идет об отрицании полного, совершенного имана. Ведь не будет иман человека, совершающего эти грехи – совершенным, как иман того, кто не совершает этих грехов!” См. “Усуль ас-Сунна” 61.
Ведь те имамы, которые говорили, что оставление деяний тела не делает человека кафиром, не говорят о том, что деяния не из имана! И они не говорят о том, что такой человек имеет полноценный иман, как это говорят мурджииты. Ведь со слов имамов, которые не считали оставление всех столпов Ислама, помимо шахады, большим куфром, не понимается никак, что намаз, хадж, пост и закят не из столпов Ислама! Неужели, если не считать оставление какого-либо из пяти столпов Ислама большим куфром, выходит, что этот столп вывели из столпов Ислама?!
Или, к примеру, известные слова Ибн Мас’уда и многих саляфов: «Нет намаза у того, кто не выплачивает закят». Разве из этого понимается, что у не выплачивающего закят недействительна молитва?! Конечно же, нет. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этих словах отрицание принятия намаза не указывает на недействительность намаза! Как и не указывает на обязательность возмещения таких намазов. Поистине, смысл этих слов в указании на недовольство таким поступком”. См. “Джами’уль-улюм” 43.
В-третьих, этот иджма’, приписываемый имаму аш-Шафи’и, противоречит словам и убеждению самого аш-Шафи’и, от которого передается, что оставивший деяния тела является нечестивцем (фасикъ), а не кафиром! Известный шафиитский имам аш-Ширази передал следующие слова имама аш-Шафи’и: “Иман – это подтверждение сердцем, языком и деяниями! Лишенный первого (подтверждения сердцем «тасдыкъ») – лицемер. Лишенный второго (подтверждения языком «икърар») – кафир. А лишенный третьего (деяний) – фасикъ, который спасется от вечного пребывания в Аду и войдет в Рай!” См. «‘Умдатуль-Къари шарх Сахих аль-Бухари» 1/175.
Разве эти слова имама аш-Шафи’и не более ясные и недвусмысленные, нежели те, из которых делается вывод на иджма’ о том, что не совершающий деяний тела кафир?!
А ведь по манхаджу Абдуллаха и Ибрахима имам аш-Шафи’и, который передал так называемый иджма’, самый что ни на есть мурджиит.
Аллаху акбар!
Таким образом, нет никакого иджма’а относительно этого вопроса, и об этом иджма’е говорили лишь некоторые современные ученые Саудовской Аравии, а также те, кто ограничился в этом вопросе их мазхабом без подробного исследования.
На самом же деле в этом вопросе есть приемлемое разногласие среди ахлю-Сунна, из числа тех, кто говорил, что иман – это слова, дела и убеждения и он увеличивается и уменьшается! И среди тех, кто говорил об этом разногласии, это один из шейхов Саудовских ученых – шейх ‘Абдул-Лятыф ибн ‘Абдур-Рахман Али Шейх, который говорил: Среди ахлю-Сунна есть разногласие относительно оставления деяний тела, становится ли такой человек кафиром или нет!” См. “ад-Дурару-ссанийя” 1/479.
И это слова не шейха аль-Альбани или его ученика ‘Али аль-Халяби или кого-либо из его других учеников, это слова одного из ученых той самой школы, которой следуют современные Саудовские ученые.
И как же противопоставить словам ‘Абду-Ллятыфа ибн ‘Абдур-Рахмана слова шейха Фаузана, который сказал, что лжет тот, кто говорит, что среди ахлю-Сунна есть приемлемое разногласие относительно оставившего деяния тела – кафир он или нет?!
Что же теперь, будем бить словами одних ученых другие их слова, как это часто заявляют Аб-дуллах и Ибрахим?!
Более того, сам же шейх аль-Фаузан говорил в своей известной книге, которая издается по сей день: “Поистине, значение слова «ирджа» – это вывод деяний тела из имана! И это не является ‘акъидой ахлю-Сунна, это ‘акъида джахмитов, говорящих, что иман – это убеждение сердца без каких-либо деяний, или же, что иман – это познание Аллаха лишь сердцем. Или как говорят аш’ариты, что иман – это убежденность в сердце и подтверждение языком. И это последнее мнение говорили некоторые сторонники из ахлю-Сунна. Однако большинство сторонников Сунны говорило иначе, что иман – это слова, убеждение и деяния, и он увеличивается и уменьшается”. См. “аль-Баян ли ахта ба’д аль-куттаб” 235.
Если некоторые из тех, кто в своей основе не считает, что деяния из имана имеют право для шейха аль-Фаузана именоваться «ахлю-Сунна», то те, кто убежден, что деяния тела из имана, заслуживают этого тем более!
А для того, чтобы на корню развеять иллюзии относительно этого несуществующего иджма’а, опираясь на который обвиняют в мурджиизме не просто рядовых мусульман, но и признанных ученых наших дней, приведем инша-Аллах слова ранних имамов относительно этого вопроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: