Для проверки диалога, стоит его прочитать вслух, а еще лучше – попросить кого-то, чтобы он прочитал тебе, и очень хорошо, если это человек с задатками актера. Обрати внимание – не появятся ли у этого кого-то проблемы с построением фраз или идиомами. Не все, что писалось легко, можно так же легко прочитать.
Каждая фраза в каждом предложении может быть мастерски сложена из элементов длинных и коротких, акцентированных и не акцентированных, по подобию арии или музыкальных речитативов – чтобы удовлетворить привередливое ухо. И только ухо может это оценить. Невозможно установить какие-либо правила. (Роберт Льюис Стивенсон)
Громкое чтение бывает полезным, но только ухо внутреннее, а не слух как таковой, выносит окончательный приговор. Редко какой читатель будет читать диалог вслух, поэтому окончательно этот элемент твоего текста должен быть проверен – а может, и нет, – в тишине читательского разума.
Правила записи живой речи
Не существует конкретных правил записи живой речи: от Джеймса Джойса до Малколма Бредбери писатели для этого пользовались разными методами. Однако современные принципы требуют, чтобы:
– ставить перед каждой новой фразой тире.
– ответы каждого персонажа, даже если это отдельные слова, помещать в отдельных абзацах.
– каждое действие, касающееся данного персонажа, которое непосредственно опережает его речь, или ее завершает, находилось в том же абзаце.