Сокращения и расширения

Редактирование требует как редукции, так и расширения. Редукция означает обрезание жира с костей, и возвращение с неправильно выбранных направлений. Писание повести частично есть, как исследовательская экспедиция – перед стартом никогда не знаешь целой карты, поэтому не можешь избежать мест, которые лежат в стороне от трассы.

Истинная литература неожиданна, как путешествие. (Элисон Лурье)

В первой книге, я вырезал около одной третьей первоначальной версии – примерно год моей работы. Коль скоро это необходимо, придется собирать отвагу и силы, потому что самое главное – это качество работы в последней, конечной версии. Сегодня, если говорить обо мне, редактирование означает в основном достройку и расширение элементов повести – особенно это касается литературных персонажей. Заново посещая отдельные сцены во время переписывания, обычно я лучше их понимаю; мне отчетливее виден не только сам персонаж, но и место, какое он занимает в повествовательном действии. Когда, после окончания книги, я возвращаюсь к первой главе, я вижу изменения, которые надо ввести в фабулу.

Именно во время переписывания лучше всего вводится дополнительный сюжет. Двигаясь сквозь книгу первый раз, автор концентрируется, в основном, на фабуле, и старается довести ее до конца так, чтобы она по дороге не развалилась. Поэтому, когда, наконец, закончишь первую версию, вздохни с облегчением, поздравь себя, и... начинай с самого начала, дополняя менее важные части.

Темп

Каждый роман обладает временным аспектом, хотя он и не определяет, как это происходит в фильме, время ее восприятия. Независимо от того, читается ли данная книга пять лет или пять дней, важен темп рассказываемой истории. Этого можно не понимать, пока пишется – в состоянии творческого возбуждения ты, вероятнее всего, не будешь обращать внимания на то, как в повести течет время. Только позже становится видно, как развивается данная сцена – слишком быстро, или слишком медленно. Если слишком быстро, то читателю придется ее перечитать еще раз, чтобы продлить себе удовольствие. Если же слишком медленно, то роман начнет "расползаться", читателю станет скучно, и он будет перескакивать через несколько страниц.

Что делать, если темп слишком быстр? Как замедлить сцену, чтобы при этом не потерять ее драматический заряд, но и не перегрузить ненужными подробностями? Я вижу четыре возможности: концентрация внимания на какой-то одной мелочи, т.е. движение в замедленном темпе, остановка времени через сосредоточение на описании интерьера, добавление прилагательных и причастий и включение в сцену диалога.

Например, фразу "Она замахнулась, и ударила его по лицу" можно переработать так: "Она замахнулась – ее тщательно ухоженные ногти показались вдруг такими длинными, что он успел еще подумать: "От пощечины такая рука заболит сильнее, чем лицо" – и ударила изо всей силы.

– Ай! – вскрикнул он, схватившись за пылающую щеку. "Как я ошибся..." – начал он жалеть себя.

Проще ускорить сцену: просто сделай все наоборот, и удали все – включая диалог, – что не связано непосредственно с действием. Таким образом мы вернемся к варианту "Она замахнулась, и ударила его по лицу", либо просто "Она ударила его по лицу".

Что сделать, если фабула развивается слишком быстро? Именно в такой ситуации можно ввести побочный сюжет, либо нового персонажа. Стоит так же создать плоскости конфликта (смотри главу 3), и на случай, если бы какой-то из них не хватало, добавить новый источник антагонизма. Только помни, на что бы ты не решился, – не заполняй роман ватой, не надувай ее только для того, чтобы увеличить объем. Может, ты напишешь книжку тонкую, зато она будет великолепной. "Здравствуй, грусть" Ф.Саган, "Чужой" Камю, "Сиддхарта" Гессе – это примеры коротких повестей, которым только помешало бы излишнее раскармливание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: