Сбор материала. На данном этапе выполнения работы магистрант должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с

На данном этапе выполнения работы магистрант должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с литературой по исследуемой проблеме. Сбор материала начинается еще в ходе выбора темы. Он продолжается в процессе консультаций с научным руководителем практически на всех этапах выполнения магистерской диссертации. Сегодня общепризнанно действие закономерности развития науки, в соответствии с которым знания нарастают лавиной пропорционально тому, каков их предшествующий объем. Чем больше достигнуто к определенному моменту, тем значительнее будет вывод, который исследователь может сделать, опираясь на существующий фундамент и последующие исследования. С этим связана и стоящая перед научным руководителем задача - обеспечить рационально - оптимальное изучение магистрантом имеющегося по теме материала, выбрав самое существенное и подчинив его основной цели исследования.

К моменту выполнения магистерской диссертации магистрант должен овладеть определенным минимумом знаний основ библиографии, как перспективной, так и ретроспективной. Поэтому одна из важнейших задач научного руководителя магистерской диссертации на этом этапе нацелить магистранта на более рациональный путь сбора материала. В этом плане целесообразно рекомендовать следующие этапы работы.

Первый этап - просмотр учебных курсов, энциклопедий, словарей и другой справочной литературы.

Второй этап - знакомство с учебно - регистрационными библиографическими изданиями Российской книжной палаты, научными фондами библиотеки и читальных залов ТюмГУ, справочно - поисковой системы «Консультант Плюс», «КонсультанРегион», «Гарант» и др.

Третий этап - просмотр таких библиографических указаний, изданий и бюллетеней, как «Новая литература» серии «Государство и право», ежемесячные реферативные журналы (Российская юстиция, Законность, Правоведение, Хозяйство и право, Современное право, Российский судья, История государства и права и т.п.).

Четвертый этап - составление библиографии по исследуемому вопросу, составление картотеки литературных, архивных, нормативных и других источников по теме исследования.

В поиске источников и в составлении библиографии большую помощь магистранту окажут имеющиеся в библиотеках систематические (предметные) и алфавитные каталоги. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах каждой отрасли - по отдельным темам. Названия печатных произведений по юридическим наукам помещены в разделе систематического каталога 34 («Государство и право»). Алфавитный каталог содержит описание всего книжного фонда библиотеки, составленного по алфавиту (имеется в виду фамилия автора или название изданий, если фамилия автора не указана на титульном листе). Пользуясь этим каталогом, магистрант найдет книгу, автор которой ему известен. Если монография или учебник написаны коллективом авторов, а фамилия одного из них не обозначена на титуле, то искать в алфавитном каталоге необходимо по первой букве, с которой начинается заглавие книги.

Целесообразно подбирать новую литературу по теме, поскольку она обычно соответствует действующему законодательству и отражает тенденции его будущих изменений. Подбор и использование литературных источников прежних лет должны быть скорректированы с действующим законодательством и современными взглядами в науке и практике. Используя сравнительно - правовой метод, исторический материал может рассматривать правовое явление в историческом аспекте развития.

Важным является сбор и обобщение фактического и эмпирического материала. Необходимый для магистерской диссертации цифровой и фактический материал можно найти в данных государственной статистики, фондах архивов и т.д. Магистрант должен также использовать судебную практику и материалы прохождения практики в соответствующих правоохранительных органах (прокуратура, суд и т.д.), в органах государственной и муниципальной власти, в хозяйствующих субъектах.

Основными методами эмпирического исследования являются сравнительно – правовой, методы анализа, синтеза, опроса и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: