Экономическая целесообразность обновления продукции машиностроения у изготовителя и потребителя

В современном деловом мире, более, чем в прошлое время, существенным и постоянным фактором, определяющим хозяйственную деятельность, являются перемены или изменения. Существуют предприятия, которые действенно управляют изменениями, постоянно приспосабливая к ним свои службы, стратегии, системы, выпускаемую продукцию и культуру, чтобы выжить и быть конкурентоспособными. Все они подвергались обновлению. Обновление — это практика таких предприятий, как ВАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, АО “Москвич” и другие.

Понять динамику обновления сегодня важно, как никогда. Было время в России, когда управленческие решения принимались сравнительно легко. По мере расходования ресурсов, например, изыскивались новые, создавались новые структуры и т. д. В наше время это делать становится все сложнее и сложнее. Пограничные сферы тоже истощены за исключением обновления.

Несмотря на то, что промышленное производство в последнее время получило определенную поддержку со стороны государства, т. е. становится более защищенным, это не прибавляет отечественным предприятиям иммунитета в конкуренции на внутреннем и зарубежных товарных рынках.

Сегодня промышленные коммерческие предприятия и организации должны перестраивать себя и свои методы ведения дел, чтобы стать конкурентоспособными. Ни одно предприятие не может развиваться и пытаться улучшить свое положение без обновления своей продукции.

Обновление продукции как процесс преобразования

Большую часть своего времени руководитель и специалисты коммерческого предприятия посвящают рассмотрению осязаемых, овеществленных в чем-либо проблем и задач. Такие проблемы, как создание, закупка и продажа нового продукта в соответствии со специфическими требованиями в конкретных условиях, реализация проекта изделия с ясно определенными целями, ведут к более наглядному восприятию категорий “товар”, “проект”, “концепция”.

По-видимому, по этой же причине работа промышленности и торговли воспринимается как преобразующие процессы.

Преобразование сырья и материалов в изделия, составляющие ассортиментную коллекцию промышленного предприятия, а затем формирование из таких коллекций многих предприятий ассортимента товаров торгового предприятия являются единым и взаимообусловленным процессом, имеющим продуктовую и рыночную ориентацию.

Процесс преобразования на рис. 13.1 отражает преимущественно продуктовую ориентацию, широко распространенную на так называемом “рынке продавца”, который фактически диктует потребителю свою волю. Практически все советские предприятия работали в условиях, когда продавцов было относительно мало (а по большинству товаров был один монополист) и они проводили консолидированную политику, а покупателей, остро нуждающихся в товарах, было относительно много и они были разобщены. В силу законодательных и других ограничений такая ситуация сохранялась достаточно долго.

В противоположность этому на “рынке покупателя” успех или неудачу предприятия определяет сам покупатель. Как правило, он имеет возможность выбрать не толь-

Рис. 13.1. Обновление продукции как процесс преобразования — ориентация на продукт

ко между несколькими продавцами, но и между различными товарами, составляющими косвенную конкуренцию и удовлетворяющими разнообразные потребности покупателя. Это означает, что продавец находится в конкуренции не только с изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей.

Так, например, производители батареек для радиоприемников конкурируют как с теми, кто выпускает батарейки, так и с изготовителями радиоприемников, в которых нет такого питания.

Смещение баланса сил в сторону потребителя на “рынке покупателя” требует внимания к его потребностям и требованиям. Использование маркетинга является результатом подобной смены акцентов. Смысл маркетингового подхода состоит в том, что товары сами по себе — это не только конечная цель, но и прежде всего средство удовлетворения потребностей покупателя.

Несмотря на повышение роли покупателя на отечественных товарных рынках, его требования не стали более полно отражаться в выпускаемой промышленностью продукции, особенно в товарах потребительского назначения и, в частности, длительного пользования. Хотя переход из одной системы хозяйствования в другую представляет шаг в правильном направлении, но он пока еще не смог приблизить “создателя товара” — конструктора, дизайнера, технолога, научно-технического работника, занятого в подразделениях НИОКР, к потребителю.

Эти работники в большинстве своем по разным причинам изолированы от рынка, а поэтому не в состоянии пра- вильно оценить коммерческий потенциал новой продукции и ее способность удовлетворить потребности покупателей.

Альтернативный подход показан на рис. 13.2. Процесс обновления продукции рассматривается здесь как передача научного, технического или какого-либо другого знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и товарная форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности.

Рис. 13.2. Обновление продукции как процесс преобразования —


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: