Информационный материал. Правила обработки данных, полученных в результате анкетирования

Алексеева Т.Б., Богданова Р.У. и др. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике. – СПб., 2009

Правила обработки данных, полученных в результате анкетирования.

Формулируемые вами вопросы должны всегда предполагать множественность или ограниченность выборов ответов. Если можно сделать только 1 выбор ответа, то вы сможете подсчитать количество %, если нет, то сможете увидеть общие тенденции, либо определить рейтинг.

Существуют правила описания полученных данных.

Ключевыми словами к описанию результатов анкетирования являются:

1. Описание S (субъектов) опроса:

- опрошенные;

- опрашиваемые;

- респонденты;

- участники опроса;

- ученики, учителя, родители (ролевая позиция в образовательном процессе);

- более молодое поколение (деление по группам, в данном случае возрас­тным).

Кроме этого возможно описание следующего плана:

- % выборов (из них 14 % выборов, это предметы...);

- % случаев выбора (и 27% случаев, составляют предметы...).

2. Описание количества:

Итак, из 200 — 50 человек, высказали свое мнение. Какими словосочета­ниями можно еще описать данную группу:

- 1/4;

- 25%;

- каждый четвертый;

- четверть опрошенных;

- меньшая часть;

- лишь малая доля.

Кроме этого возможно описание, включающее в себя понятие медиана и мода.

- Медиана - медианой называется значение исследуемого признака, сле­ва и справа от которого находится одинаковое число элементов выборки.

- Мода - модой называется такое значение измеренного признака, кото­рым обладает максимальное число элементов выборки, т. е. значение, которое встречается в выборке наиболее часто. Например, если исследовалось число правильно решенных учащимися задач, то модой будет такое число задач, для которого число учащихся, правильно решивших именно это число задач, макси­мально.

Например: «Круговая диаграмма позволяет наиболее наглядно представить максимальные выборы, так называемую моду — это выбор, сделанный в 8-х, 7-х, 1-х и 5-х классах».

Попробуйте описать полученные результаты.

«Как твои достижения оцениваются в школе?»

То, насколько ты стараешься (лея) выполнить твои задания (вопрос учени­ку, студенту).

То, насколько ученик старается выполнить задания (вопрос ученику).

То, насколько ваш ребенок старается выполнить задания (вопрос роди­телю).

Таблица 8.

• Не соответст­вует вообще • Иногда • Очень часто • Средневзвешенное
• Мнение учителей • 0 • 71 • 29 • 2
• Мнение учеников • 8 • 36 • 56 • 3
• Мнение студентов • 24 • 58 • 18 • 2
• Мнение родителей • 0 • 80 • 20 • 2


■ часто ■ редко

• 1(Х) • 2 (У) • 3(Z)
• 0(A)* • 71 (Б) + • 29(C) = • 100(0)
• 0(П) + • 142 (Р) + • 87(Д) = • 229 (С)
• 2, 29 (И)

• П = А*Х

• Р=Б*У

• д=с*г

• 0= А+Б+С

• С= П+Р+Д

• И = С/О

Попробуйте соотнести свое описание с предложенным. С чем вы со­гласны, какие выводы вы считаете сомнительными?

«Ученики считают, что их старание очень часто учитывается учителем, тогда как учителя считают, что делают это лишь иногда. Очевидно, этот феномен можно объяснить двояко, во-первых, тем, что учитель понимает, что оценка по своей сути объективна и не должна учитывать старание, но в реаль­ной практике этот критерий неизбежно вкрадывается в процесс оценивания. Если считать, что студенты это вчерашние ученики, мнение которых иллюст­рирует образовательную ситуацию в прошлом, то и у современных школьников включение компонента старания происходит гораздо чаще, чем у вчерашних. С другой стороны, этот феномен можно объяснить тем, что модернизация шко­лы неизбежно приводит к индивидуализации в обучении, которая в свою очередь, обязательно отслеживает динамику и в мотивации, т. е. старание, хотя в та­ком случае, судя по цифрам, осознание учителем этого феномена еще не про­изошло»

Задание 5. Решите задачи– ситуации, направленные на развитие умения использовать основные методы диагностики - анкетирование и беседа.

Цель: знать требования к проведению анкетировании и беседы, уметь анализировать конкретные ситуации.

Рекомендации по выполнению задания: прочитайте информационный материал, проанализируйте ситуации и вопросы к ним прилагающиеся. Попытайтесь их решить, опираясь на требования, которые предъявляются к анкетированию и беседе как методам исследования.

Требование к отчету по данному заданию: письменное решение ситуаций.

Критерии оценки задания:

- умение использовать теоретические знания в решении педагогических ситуаций;

-убедительность и обоснованность представленных ответов;

-четкость формулировки ответов на вопросы.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется каждым студентом индивидуально и обсуждается в малой группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: