Содержание. Раздел I. Личность как предмет психологического познания

Предисловие.......................................................................................................................................................... 3

Раздел I. Личность как предмет психологического познания......................................................................... 4

Глава 1. Философско-антропологические и психологические вопросы гуманитарного образования человека............................................................................................................................................................. 4

§1.1. Взаимоотношение объектных и субъектных аспектов гуманитарного и психологического образования человека................................................................................................................................... 4

§1.2. Гуманистический смысл понятий социализации и аккультурации.............................................. 5

§1.3. О природе кризиса гуманистического образования человека........................................................ 6

§1.4. Категория общности как первичная абстракция общей теории личности................................... 8

§1.5. Субъектная активность человека как условие эволюции его личности....................................... 9

Глава 2 Системная асимметрия становления макрохарактеристик человека как условие его личностного развития........................................................................................................................................................... 10

§2.1. Функциональная асимметрия........................................................................................................... 10

§2.2. Гендерная асимметрия...................................................................................................................... 15

§2.3. Культуральная асимметрия............................................................................................................... 17

§2.4. Системная асимметрия личностного развития человека.............................................................. 19

Глава 3. Логика процессов личностного развития человека..................................................................... 22

§3.1. Системно-структурное представление о развивающейся личности............................................ 22

§3.2. Стадии личностного развития человека......................................................................................... 25

§3.3. Логические основания личностного развития человека............................................................... 25

Глава 4. Психологическая активность человека как основа эволюции его личности........................... 27

§4.1. Сознание и самосознание человека в структуре его психологической активности.................. 27

§4.2. Мотивационные стратегии развития личности в ее эволюции................................................... 30

Глава 5. Развитие и эволюция личности...................................................................................................... 34

§5.1. Приоритетность саморазвития личности по отношению к содержанию ее эволюции............. 34

§5.2. Конструктивный подход в определении содержания развития и эволюции личности............ 35

§5.3. Философско-исторические основания конструктивного подхода.............................................. 37

§5.4. Психологический смысл конструктивного подхода..................................................................... 39

§5.5. Интегративная модель структуры личности в системе конструктивной типологии................ 42

Глава 6. Логическая структура взаимосвязи процессов развития и эволюции личности...................... 45

§ 6.1. Принципы конструирования структуры развивающейся личности.......................................... 45

§6.2. Логика взаимосвязи процессов эволюции и развития личности................................................. 48

§6.3. Психология саморазвития личности в ее эволюции..................................................................... 52

Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности....................................................... 55

§7.1. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности................................... 55

§7.2. Дифференциация форм системного конструирования................................................................. 56

Глава 8. Личность как предмет конструктивного самопознания.............................................................. 59

§8.1. Развивающаяся личность человека как предмет конструктивного самопознания.................... 59

§8.2. Психологический смысл активности развивающейся личности человека................................. 60

Глава 9. Мера свободы и необходимости в эволюции и в развитии личности....................................... 62

§9.1. Принцип развития в исследовании и самопознании личности................................................... 62

§9.2. Понятия свободы, необходимости и ответственности в эволюции и развитии личности....... 63

§9.3. Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эволюции......... 65

Глава 10. Личность как объект и субъект психологического познания................................................... 67

§10.1. Типологическое значение макрохарактеристик личностного развития человека................... 67

§10.2. Личность как объект психологического познания...................................................................... 68

§10.3. Определение понятия «личность»................................................................................................. 69

§10.4. Идея соотносительности в психологическом познании личности............................................ 71

Раздел II. Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств личности.............................................................................................................................................................................. 75

Глава 11. Активность и реактивность личности как основа причинных типологий индивидуальных различий.......................................................................................................................................................... 75

§11.1. Проблемы конструирования типологий личности...................................................................... 75

§11.2. Типология и психодиагностика темперамента............................................................................ 77

§11.3. Общая характеристика развития психодинамических свойств личности................................ 80

Глава 12. Содержание психодиагностических методик исследования индивидных психологических свойств личности по параметру реактивности........................................................................................... 83

§12.1. Объективная оценка и самооценка развития индивидных психологических свойств личности...................................................................................................................................................................... 83

Методика Я. Стреляу...................................................................................................................................... 84

§12.2. Проблема взаимосвязи темперамента и характера...................................................................... 88

§12.3. Методики исследования развития индивидных психологических свойств личности........... 90

Методика 1 Самооценка структуры темперамента..................................................................................... 90

Методика 2 Личностный опросник Я. Стреляу.......................................................................................... 92

Методика 3 Личностный опросник Д. Кейрси........................................................................................... 96

Методика 4 Опросник ОСТ В. М. Русалова.............................................................................................. 100

Методика 5 Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину................................................. 104

Методика 6 Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям...................................................................................................................... 105

§12.4. Пример построения профиля индивидных психодинамических свойств человека по параметру реактивности............................................................................................................................................. 106

Раздел III. Характер как мера развитияи эволюции индивидуальных психологических свойств личности............................................................................................................................................................................ 107

Глава 13.Взаимоотношение типов темперамента и характера по параметрам реактивности и активности........................................................................................................................................................................ 107

§13.1. Развитие представлений о связи темперамента и характера в истории психологии........... 107

§13.2. Графическое представление взаимосвязи типов темперамента и характера.......................... 108

§13.3. Интегративная модель взаимоотношения типов темперамента и характера......................... 109

Глава 14. Методики исследования индивидуальных свойств личности по параметру активности... 110

§14.1. Субъективная и объективная оценка обобщенных индивидуальных характеристик личности 110

Методика 1 Самооценка человека по его жизненным конструктам..................................................... 110

Методика 2 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина........................................................................................................................................................... 111

Методика 3 Оценка ситуативной тревожности........................................................................................ 113

Методика 4 Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности............... 114

Методика 5 Самооценка эмпатических способностей............................................................................. 115

Методика 6 Оценка суггестивности........................................................................................................... 116

Методика 7 Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду)............................................................. 117

Методика 8 Самооценка депрессии............................................................................................................ 118

Методика 9: Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)........................................................................................................................................................................ 119

§14.2. Типологический подход в исследовании индивидуальных свойств личности..................... 120

Методика 1 Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности................................................ 120

Методика 2 Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для подростков (FPI)............................................. 121

Методика 3 Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)............................................... 123

§14.3. Дифференциальный подход в исследовании индивидуальных свойств личности............... 126

Методика 1 Самооценка характера............................................................................................................. 126

Методика 2 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-ФЛО-105-С)............................ 127

Методика 3 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-FPQ-187-A)............................. 139

Методика 4 Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека.......... 150

§14.4. Интеграция типологического и дифференциального подходов в исследовании индивидуальных свойств личности...................................................................................................................................... 154

Методика 1 Системный психодиагностический тест............................................................................. 159

§14.5. Проективные методы исследования индивидуальности человека.......................................... 164

Методика 1 Тест руки (Hand-test)................................................................................................................ 164

§14.6. Пример построения профиля психологической активности личности по основным характеристикам ее индивидуальности................................................................................................. 225

Раздел IV. Способности как мера развития и эволюции объектных психологических свойств личности 226

Глава 15. Интеллектуальный потенциал личности.................................................................................. 226

Методика 1 Самооценка интеллекта.......................................................................................................... 226

Методика 2 Оценка сообразительности..................................................................................................... 227

Методика 3 Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра.................................................................... 228

Методика 4 Кубики Кооса.......................................................................................................................... 241

Методика 5 Творческие способности......................................................................................................... 242

Методика 6 Куб Линка................................................................................................................................. 243

Глава 16. Диагностика интересов и профессиональных склонностей................................................... 244

Методика 1 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)....................................................... 244

Методика 2 Анкета интересов.................................................................................................................... 246

Методика 3 Опросник Дж. Холланда......................................................................................................... 250

Методика 4 Структура интересов............................................................................................................... 251

Раздел V. Мотивация как мера развития и эволюции субъектных психологических свойств личности 255

Глава 17. Типология и диагностика свойств личности по параметру направленности....................... 255

§17.1. Типологическое единство темперамента, характера и мотивации.......................................... 255

§17.2. Диагностика мотивации психологической активности личности.......................................... 256

Методика 1 Конструктивность мотивации............................................................................................... 258

Методика 2 Локус контроля........................................................................................................................ 263

Методика 3 Самооценка направленности контакта................................................................................. 266

Методика 4 Направленность личности...................................................................................................... 268

Методика 5 Потребность в достижении.................................................................................................... 272

Методика 6 Потребность в общении.......................................................................................................... 272

Методика 7 Структура мотивации............................................................................................................. 274

§17.3. Пример построения профиля психологической активности личности по основным характеристикам ее субъектных свойств............................................................................................... 275

Раздел VI. Системное исследование психологической активности человека в профессиональной деятельности практического психолога......................................................................................................... 275

Глава 18. Физические и психологические представления о времени................................................... 276

§18.1. Физические представления о времени........................................................................................ 276

§18.2. Психологическое представление о времени.............................................................................. 276

§18.3. Конструктивное значение понятия психологического времени............................................. 277

§18.4. Психофизические исследования времени реакций................................................................... 279

§18.5. Обобщение психофизических закономерностей исследования времени реакций................ 280

Глава 19. Интеграция субъективных и объективных представлений о времени................................. 281

§19.1. Современные психофизические представления о времени реакции...................................... 281

§19.2. Приоритет фактора времени в современных психологических исследованиях.................... 282

§19.3. Понятия физического и психологического времени в онтогенетических исследованиях... 283

§19.4. Время как параметр нормального распределения психологической активности человека.. 284

Глава 20. Время, пространство и нормальное распределение как исходные понятия прикладных психологических и социологических исследований............................................................................... 287

§20.1. Количественные и качественные характеристики распределения психологической активности человека по фактору времени................................................................................................................. 287

§20.2. Взаимосвязь понятий времени, пространства и нормального распределения....................... 289

§20.3. Прикладные аспекты пространственно-временного обоснования психологических исследований свойств личности...................................................................................................................................... 290

§20.4. Значение фактора времени в социологических и психологических исследованиях............ 292

§20.5. Возраст как параметр нормального распределения................................................................... 293

§20.6. Пример профориентационного исследования психологической активности личности...... 296

§20.7. Пример построения личностного профиля психологической активности на основании результатов системного обследования................................................................................................... 300

§20.8. Дифференциация методов коррекции девиантного поведения по параметру типов непродуктивных социальных ориентациий.......................................................................................... 306

Литература..................................................................................................................................................... 312


КНИГА-ПОЧТОЙ

ЗАКАЗАТЬ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР» МОЖНО ЛЮБЫМ УДОБНЫМ ДЛЯ ВАС СПОСОБОМ:

· по телефону: (812) 294-01 -04;

· по электронному адресу: postbook@piter.com;

· на нашем сервере: www.piter.com;

· по почте: 197198, Санкт-Петербург, а/я 619 ЗАО «Питер Пост».

ВЫ МОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ ДВУХ СПОСОБОВ ДОСТАВКИ И ОПЛАТЫ ИЗДАНИЙ:

q Наложенным платежом с оплатой заказа при получении посылки на ближайшем почтовом отделении. Цены на издания приведены ориентировочно и включают в себя стоимость пересылки по почте (но без учета авиатарифа). Книги будут высланы нашей службой «Книга - почтой» в течение двух недель после получения заказа или выхода книги из печати.

q Оплата наличными при курьерской доставке (только для Санкт-Петербурга). Курьер бесплатно доставит заказ по указанному адресу в удобное для вас время в течение трех дней. Такой заказ лучше оформлять по телефону.

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ЗАКАЗА УКАЖИТЕ:

· фамилию, имя, отчество, телефон, факс, e-mail;

· почтовый индекс, регион, район, населенный пункт,

· улицу, дом, корпус, квартиру;

· название книги, автора, код, количество заказываемых экземпляров.

Вы можете заказать бесплатный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: